Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Математика /

Математика и математики в годы Великой Отечественной войны

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Комсомольск-на-Амуре

KOST

РЕФЕРАТ

«Математика и математики в Великой Отечественной войне»

 14ШР, TimesNewRoman, 1.5ИНТ, 14Л, 2РИС, АВТ.ОГЛ.

EDITED BY 12-11-2004

Say thanks

cost@amurnet.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. На защиту Родины 5

2. В народном ополчении: бой под Ельней 6

3. Медсестры, летчицы и артиллеристы 7

4. Математические задачи — для фронта 8

5. Совершенствование военной техники 9

6. Теория стрельбы 11

7. Статистический контроль в военном производстве 12

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Прошли почти 60 лет со дня победы советского народа в Великой Оте¬чественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя неза¬висимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и ра¬неных, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.

Несмотря ни на что совет¬ский народ выстоял и победил.

С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя вер¬ными сыновьями Родины, способ¬ными на самопожертвование и гото¬выми отдать жизнь во имя свобо¬ды Отчизны. И действительно, мно¬гие из тех, кто ушел па фронт, не воз¬вратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математи¬ков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний.

Как только стало известно о нападении фашистской Гер¬мании на наше Отечество, всюду на заводах и в учреждениях прошли ми¬тинги» и возникло общенародное дви¬жение по записи в народное опол¬чение. В ополчение за¬писались практически все студенты и аспиранты и подавляющее большин¬ство ассистентов, доцентов и профес¬соров, в том числе и те, кто по воз¬расту и состоянию здоровья был осво¬божден от воинской службы. Позднее некоторые ополченцы были вычеркну¬ты из списков, так как они имели профессорские звания или степени доктора. В эту категорию попал и я, поскольку к тому времени мной была защищена докторская диссертация. В результате мне пришлось не с ору¬жием в руках защищать страну, а участвовать в создании этого оружия, а также в разработке методов рацио¬нального его использования.

1. На защиту Родины

Большое число математиков, как мы уже отмечали, были мобилизова¬ны или ушли на фронт доброволь¬цами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Вели¬кой Отечественной войны значитель¬ное число стало крупными учены¬ми — профессорами, членами - коррес¬пондентами и академиками Всесоюз¬ной и республиканских, академии на¬ук. Достаточно назвать такие имена как академики Ю. В. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П. Еругин, О.С. Парасюк, чтобы убе¬диться в этом. А во-вторых, каждый из университетов потерял многих мо¬лодых ученых, уже сумевших про¬явить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых мате¬матиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула раз¬витие так славно начатого ими науч¬ного пути.

Помимо преподавателей, аспиран¬тов и студентов, получивших мобили¬зационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регуляр¬ные воинские части, механико-мате¬матический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию на¬родного ополчения. Все они были за¬числены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обу¬чения уже в августе заняли оборо¬нительный рубеж на ржевско-вяземском направлении. Вместе со всеми наши товарищи создавали оборони¬тельный рубеж: рыл и окопы, противо¬танковые рвы, манные поля, устанавливали орудия. Но на фронте не все происходит так, как предполагает обороняющийся.

2. В народном ополчении: бой под Ельней

В начале октября по¬ложение на ельнинском направлении резко обострилось, поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали наступательную опе¬рацию, В связи с этим командова¬ние фронтом передало 8-ю Красно¬пресненскую дивизию из 32-й в 24-ю армию и срочно перебросило ее с под¬готовленных позиций в район деревни Уварово, расположенной несколько южнее Ельни. К сожалению, подго¬товленных позиций там не оказалось и пришлось задерживать врага бук¬вально «с марша». Дивизия выпол¬нила боевую задачу: она задержала врага на несколько дней и тем са¬мым оказала значительную помощь обороне Москвы. По сохранившимся сведениям это сражение дорого обо¬шлось оккупантам: около 45 тысяч солдат и офицеров они потеряли под Ельней в результате стойкой оборо¬ны советских солдат. Но и мы запла¬тили за это дорогую цену: около трети ополченцев 8-ой дивизии погиб¬ли в этих боях. Среди них были аспиранты или уже защитившие дис¬сертации А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, В.II. Засухин, И.Р. Лепе¬хин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и ряд других. Трудно переоценить тяжесть этой потери для страны и для советской науки, а нам, преподавателям факультета, знавшим их лично, ценившим их спо¬собности и увлеченность наукой, эта потеря особенно горька.

Академик и директор Института механики МГУ Г. Г. Черный расска¬зывал, что 975-й артиллерийский полк 5 октября отбивал ожесточен¬ные атаки наседавшего со всех сто¬рон противника. Одно за другим выходили из строя орудия. Когда был отдан приказ об отходе на но¬вую позицию, из них осталось лишь шесть. Отходить к лесу пришлось по открытому полю под огнем про¬тивника; еще четыре орудия были выведены из строя. Расчеты оставших¬ся двух орудий изготовились к бою, а пехота залегла рядом, на опушке, в наспех вырытых окопчиках. В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы. Было принято немедлен¬ное решение — атаковать наличными средствами беспечного противника. Наводчиком одного из орудий был Г.Г. Черный, другого — также мехматовец И.Степанов. Тщательное прицеливание, зала и оба снаряда разорвались в колонне. Дальше бешеный огонь но противнику, разби¬тые машины, мотоциклы, уничто¬женные солдаты. Однако растерянность врага прошла, и в ответ по¬летели снаряды и мины. Дуэль длилась до тех пор, пока у наших оставались снаряды.

3. Медсестры, летчицы и артиллеристы

Многие студентки после прохожде¬ния двухмесячных курсов медсестер были направлены в госпитали, мед¬санбаты и непосредственно на пере¬довую. Кроме того, студентки универ¬ситета откликнулись на призыв из¬вестной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами, в част¬ности, 46-го гвардейского полка ноч¬ных бомбардировщиков. Летали эти летчицы на тихоходном и незащи¬щенном от огня самолете «У-2», но наносили противнику весьма значи¬тельный ущерб. Пяти летчицам вы¬пускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Е. Руднева, Е. Пасько, Р. Гашева, А. Зубкова, Е. Рябова. Еще три выпускника факультета были Героя¬ми Советского Союза — Г. Барыков, Г.Волохов, Л. Ратушная.

Герой Советского Союза Екатерина Рябова перед боевым вылетом

Добровольцем пошел в Армию и профессор А.А. Ляпунов и, как многие мехматовцы, стал артиллерийским офицером. Он не только храбро воевал, но и вносил много ценного в правила стрельбы. Но здесь он ис¬пользовал свой опыт математика, ко¬торому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения позволили увеличить эффективность стрельбы. За работы в области кибер¬нетики, теории множеств и програм¬мирования А. А. Ляпунов уже после войны был избран член- корреспонден¬том АН СССР.

Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбры¬ми и расчетливыми воинами.

4. Математические задачи — для фронта

Мы должны преклоняться перед вы¬держкой, самоотверженностью и вер¬ностью Отчизне» которую проявля¬ли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе мате¬матиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, ко¬торыми обладают математики. Зна¬чение этого фактора особенно важ¬но в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием ра¬зума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все до¬стижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее прояв¬лениях. Создание атомного и ракет¬ного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математи¬ческих моделей и даже новых вет¬вей математики. Без таких предва¬рительных математических исследо¬ваний не создается ни одна техни¬ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате¬матический аппарат. Для примера, крейсер представляет собой такую сложную техническую систему. Преж¬де

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»