Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Математика /

Остроградский

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Жизнь М. В. Остроградского.

Математическая жизнь в академии наук в середине десятых годов почти замерла и возродилась в конце двадцатых с приходом в Академию Остроградского и Буняковского, особенно первого из них.

Михаил Васильевич Остроградский родился 26 сентября 1801г. на Украине, в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтав-ской губернии в семье помещика. В 1816 г. он поступил в Харьков-ский университет. Остроградский успешно сдал кандидатские экза-мены, и перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к универ-ситетской профессуре. Однако острая идейная борьба, которая в те годы велась в Харьковском университете, помешала спокойному те-чению научной карьеры Остроградского.

Осиповский подверг критике идеалистическую немецкую философию, сторонники которой имелись и среди работавших в Харьковском университете иностранцев. В устных выступлениях Осиповский разоблачал и высмеивал мистиков, стоявших во главе министерства просвещения и учебных округов. Свое враждебное отношение к Осиповскому реакционная часть харьковской профес-суры перенесла и на его лучшего ученика, также не любившего ни метафизики, ни мистики и бывшего, надо полагать, уже тогда “пол-ным материалистом и атеистом”.

Когда ректор университета Осиповский предложил присво-ить Остроградскому заслуженную им степень кандидата, в Совете университета произошли резкие столкновения. Один из реакцион-ных профессоров, А. И. Дудрович, письменно донес попечителю ок-руга З. Я. Корнееву, что по вине Осиповского студенты-математики не занимаются богословием, а Остроградского обвинил в том, что он, несмотря на предписание начальства, не слушал богопознания и христианского учения. Дело дошло до министра “духовных дел и народного просвещения” А. Н. Голицына, по указанию которого Осиповский был уволен из университета, Остроградскаму отказали в присуждении степени кандидата, издевательски предложив заново сдать экзамены, якобы сданные им раньше в неправильном порядке.

Остроградский мужественно перенес эти испытания и решил, несмотря ни на что, посвятить свою жизнь науке. Еще в Харьков-ском университете его особенно увлекали вопросы прикладной ма-тематики и в 1922 г. он отправился в Париж, где работали Лаплас и Фурье, Лежандр и Пуассон, Бине и Коши и другие первоклассные ученые, пролагавшие новые пути в математике, математической фи-зике и механике. Курсы, читавшиеся в Политехнической школе, Сорбонне, Коллеж де Франс были образцовыми и привлекали моло-дежь из многих стран.

Быстрые успехи Остроградского завоевали ему дружбу и уважение многих французских математиков, как старших поколе-ний, так и сверстников. Время парижской жизни явилось для Остро-градского не только “годами странствий и учения”, но и интенсив-ного творчества. В 1824-1827 гг. он представил Академии наук в Париже несколько замечательных мемуаров на французском языке. В “Замечаниях об определенных интегралах” (1824) он дал вывод незадолго перед тем опубликованной Коши формулы для вычета функции относительно полюса п-го порядка, вывод, по сути дела совпадающий с принятым ныне. В “Доказательстве одной теоремы интегрального исчисления” (1826) он разработал весьма важную со-ставную часть общего метода разделения переменных для интегри-рования уравнений математической физики. В том же году Остро-градский подготовил “Мемуар о распространении волн в цилиндри-ческом бассейне”, где развил исследования Коши и Пуассона, изу-чивших движение малых волн в бассейне бесконечной глубины и не ограниченном стенками, а год спустя “Мемуар о распространении тепла внутри твердых тел”, содержавший новое сжатое изложение метода разделения и решения новой задачи о распространении тепла в некоторой треугольной призме. Из них только работа по гидроди-намике увидела свет в издании Парижской Академии, другие же ос-тались в ее архиве. Но и не опубликованные тогда его открытия по математической физике оказали существенное влияние на развитие математики. Основные результаты вошли в последующие печатные труды самого Остроградского; кроме того, в рукописи или в устном изложении самого Остроградского с ними ознакомились тогда же или вскоре Коши, Пуассон и другие.

Перечисленные работы показывают, что Остроградский в первые же годы парижской жизни не только полностью овладел но-вейшим аппаратом анализа и механики, но существенно развил его и мастерски применил к решению как весьма общих актуальных про-блем, так и частных трудных задач. Коши с высокой похвалой отзы-вался о работах своего молодого ученика и сотрудника. Например, в основоположном мемуаре по теории интегралов в комплексной об-ласти 1825 г., Коши, рассказывая о своих предыдущих результатах писал:”Наконец, один молодой русский, одаренный большой прони-цательностью и весьма искусный в анализе бесконечно малых, г. Остроградский, также прибегнув к употреблению этих интегралов и их преобразованию в обыкновенные, дал новое доказательство фор-мул, мною выше упомянутых, и обобщил другие формулы, которые я представил в 19-й тетради “Журнала Политехнической школы”. Г. Остроградский любезно сообщил нам главные результаты своей ра-боты”. Столь же уважительны отзывы Коши об Остроградском в статьях по теории вычетов. Много позднее, в работе, в которой ус-тановлен ряд общих свойств интегралов линейных уравнений с ча-стными производными, Коши вспоминал о парижских открытиях Остроградского:”Я хотел бы иметь возможность сравнить получен-ные мною здесь результаты с результатами, полученными г. Остро-градским в мемуаре, в котором он установил несколько общих пред-ложений относительно интегрирования линейных уравнений в част-ных производных. Но я только смутно помню этот мемуар и, так как не знаю, был ли он где-либо опубликован, я лишен возможности произвести это сравнение”.

Весной 1828 г. Остроградский приехал в Петербург и здесь на протяжении нескольких месяцев представил Академии наук три работы. Первая содержала оригинальный, основанный на новой концепции интеграла (Коши), вывод уравнения Пуассона, которому удовлетворяет объемный потенциал поля тяготения в точке, лежа-щей внутри притягиваемой массы или на ее границе. Следующая по-священа вопросу о перестановке порядка интегрирования в двойном интеграле в случае бесконечного разрыва подынтегральной функции и примыкает к аналогичным исследованиям Коши. Третьей был уже упомянутый мемуар “Доказательство одной теоремы интегрального исчисления”, который автор вскоре взял обратно для переработки и затем опубликовал для переработки и затем опубликовал под назва-нием “Заметки по теории теплоты”. Коллинс представил о трудах Остроградского блестящий отзыв и 29 декабря 1828 г. молодой уче-ный был избран адъюнктом по прикладной математике. Два года спустя он был выбран экстраординарным академиком и в 1831 г. – ординарным.

Деятельность Остроградского в Академии была весьма раз-носторонней. Он сделал более 85 научных сообщений, частью не-опубликованных; читал публичные лекции; писал подробные отзы-вы на поступавшие в Академию работы, участвовал в комиссиях по введению григорианского календаря и десятичных мер (что было сделано лишь после великой Октябрьской социалистической рево-люции), по водоснабжению Петербурга и т. д., занимался по пору-чению правительства изысканиями по внешней баллистике, и т. д. Вместе с тем Остроградский много времени уделял преподаванию. С 1828 г. он начал читать лекции в Морском корпусе (впоследствии Морской академии), где преемниками его последовательно были В.Я. Буняковский, А.Н. Коркин, А.Н. Крылов. С годами педагогиче-ская деятельность Остроградского становилась все более интенсив-ной. Он вел занятия по математике и механике в Институте инжене-ров путей сообщения, Главном инженерном и Главном артиллерий-ском училищах, Главном педагогическом институте. С 1847 г. и до своей смерти он работал на посту главного наблюдателя по препо-даванию математических наук во всех военных заведениях страны. Ему принадлежат несколько руководств по элементарной и высшей математике.

Педагогические взгляды Остроградского были весьма про-грессивными. Он считал, что в гимназиях и кадетских корпусах нужны лаборатории и мастерские, где учащиеся приобретали бы трудовые навыки, производили опыты и наблюдения. Он выступал за наглядность обучения математике, особенно в раннем возрасте, и критиковал сухое и формальное изложение этого предмета в совре-менной ему школе. Он был сторонником введения в специальных старших классах средних военных учебных заведений идеи функции и начал анализа; курс математики, с его точки зрения, должен быть связан с другими предметами, как физика, в которых применяются математические методы. Как видно, в ряде пунктов Остроградский предвосхитил идеи так называемого движения за реформу препода-вания, возникшего в начале XX века. Кое-чего Остроградский дос-тиг в этом направлении в кадетских корпусах. Однако более широ-кая реализация педагогических установок Остроградского стала возможной лишь много позднее. Свое общее педагогическое credo Остроградский изложил в написанной совместно с парижским ма-тематиком и инженером И.-О. Блюмом (1812-1877) брошюре “Размышления о преподавании”, вышедшей на французском языке. Чтение этого блестящего по изложению и глубокого по содержанию сочинения интересно и в наши дни. Школьное преподавание ариф-метики, алгебры и геометрии, - писали авторы, - ничем “не напоми-нает о насущной необходимости изучения этих предметов для на-сущной жизни” и на деле дает “только тот результат, что их усваи-вает очень небольшое число учеников”. Этому в брошюре ярко про-тивопоставлены принципы обучения, воспитывающего наблюда-тельность и любознательность, техническую сноровку и научное мышление. Для повышения интереса и привлечения внимания уче-ников Блюм и Остроградский рекомендовали использовать историю наук и биографии выдающихся людей, “принесших пользу наукам и искусству”:”Это в одно и то же время отличная разрядка и средство с помощью живого рассказа

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»