Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Математика /

Оценка конкурентоспособности продукции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Факультет: Экономики и менеджмента

Специальность: Менеджмент организации

Кафедра: Экономики и автоматизированных систем управления

Тема: «Оценка конкурентоспособности»

Курсовая работа по дисциплине: «Управление качеством и конкурентоспособностью»

Студент гр.10100 _______________ В.В. Шеховалов

(подпись)

Руководитель: _______________ Л. К. Чистякова

Профессор, д. ф-м.н. (подпись)

___________________

(дата)

Юрга 2004

РЕФЕРАТ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 4

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ……………………………………………………. 6

1.1 Общая характеристика видов конкуренции……………………. 6

1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности…………………. 10

1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг…………………………………………………………………………. 12

2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……. 25

2.1 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………. 25

2.2 Методы оценки конкурентоспособности товаров……………. 33

2.2.1 Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей …………………………… 34

2.2.2. Определение конкурентоспособности с использованием функции желательности…………………………………………………… 37

2.2.3 Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации……………………………………….. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 49

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1) определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2) выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;

3) определить основные принципы и методы оценки конкурентоспособности товара.

В работе рассмотрено 2 раздела.

В первой главе рассматриваются методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке, а именно общая характеристика видов конкуренции, понятие и сущность конкурентоспособности, факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

Во второй главе изучаются оценка конкурентоспособности продукции: основные принципы оценки конкурентоспособности продукции, методы оценки конкурентоспособности товаров.

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

1.1 Общая характеристика видов конкуренции

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции.

По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1) объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3) покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4) продавцы действуют независимо друг от друга;

5) доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [1].

Регулирующая конкуренция. Для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1) продавец

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»