←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра прикладной математики
Утверждено
первым проректором ГАУ
проф. Ю.Л. Старостиным
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсового проекта
по дисциплине
ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА
для студентов всех специальностей
дневного и вечернего отделения
Москва - 2000
УДК
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисципли-не ”Прикладная математика”/Сост.: Колемаев В.А., Карандаев И.С. и др. ГУУ, М.:2000.
Составители
Колемаев В.А. – профессор, доктор экономических наук
§15.
Карандаев И.С. - доцент. §§2, 4-10
приложения I, III, IX.
Малыхин В.И. - профессор, доктор физико-математических наук
§§11-14, приложения V, VII, VIII.
Гатауллин Т.М. - доцент, кандидат физико-математических наук
§§1, 3, приложение IV.
Прохоров Ю.Г. - доцент, кандидат физико-математических наук
Приложение VI.
Юнисов Х.Х. – старший преподаватель, приложение II.
Ответственный редактор
заведующий кафедрой прикладной математики
доктор экономических наук, профессор
Колемаев В.А.
Рецензент
кандидат экономических наук, доцент
кафедры экономической кибернетики
Васильева Л.Н.
© Государственный университет управления, 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебными планами всех специальностей ГУУ предусмотрено выполнение курсового проекта по дисциплине Прикладная математика. Как указано в про-грамме этой дисциплины, прикладная математика состоит из двух основных разделов: теории вероятностей и ее приложений и математических методов ис-следования операций, которые включают также финансовую математику, что особенно важно для студентов-заочников, специализирующихся в области фи-нансового и банковского менеджмента. Программой предусмотрено также изу-чение основных вопросов линейной алгебры.
Рекомендуется изучить основы теории систем линейных алгебраических уравнений по учебнику [1]. Напомним, что в задачах линейной оптимизации приходится в основном рассматривать системы линейных алгебраических урав-нений в предпочитаемой форме, когда каждое уравнение системы содержит не-известную, входящую только в это уравнение, причем с коэффициентом +1, а поиск оптимального решения сводится к направленному перебору базисных не-отрицательных решений. Поэтому студент должен иметь ввиду, что нет смысла приступать к рассмотрению линейной производственной задачи курсовой рабо-ты, пока не изучены основы теории систем линейных алгебраических уравнений, изложенные в §§ 1, 2 главы 1 учебника [1].
Краткое и сжатое изложение основных вопросов исследования операций дано в работе [7], а разбор задач - в пособии [16]. При этом полезно предварительно ознакомиться с работой [11], где некоторые важнейшие вопросы программы из-ложены весьма подробно и доходчиво. Специальные вопросы исследования опе-раций изложены в работах [6], [8] и [25].
Финансовая математика может быть изучена по работам [20], [23]. Необходи-мый для этого материал по теории вероятностей и математической статистике рекомендуется изучить по учебнику [2].
§1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Выполнение курсового проекта по прикладной математике направлено на усиление связи обучения студентов с практикой совершенствования управления, организации современного производства, всего механизма хозяйствования.
В процессе работы над курсовым проектом студент не только закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные на лекциях и на практических за-нятиях, но и учится применять методы исследования операций при постановке и решении конкретных экономических задач.
Цель курсового проекта - подготовить студента к самостоятельному прове-дению операционного исследования, основными этапами которого являются по-строение математической модели, решение управленческой задачи при помощи модели и анализ полученных результатов.
§2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
1. Сформулировать линейную производственную задачу и составить ее мате-матическую модель, взяв исходные данные из приложения 1, где технологиче-ская матрица А затрат различных ресурсов на единицу каждой продукции, век-тор объемов ресурсов В и вектор удельной прибыли С при возможном выпуске четырех видов продукции с использованием трех видов ресурсов
компактно записаны в виде
c1 c2 c3 c4
а11 а12 а13 а14 b1
a21 a22 a23 a24 b2
a31 a32 a33 a34 b3
Преобразовать данную задачу к виду основной задачи линейного програм-мирования, решить ее методом направленного перебора базисных допустимых решений, обосновывая каждый шаг процесса, найти оптимальную производст-венную программу, максимальную прибыль, остатки ресурсов различных видов и указать узкие места производства.
В последней симплексной таблице указать обращенный базис Q-1, соответст-вующий оптимальному набору базисных неизвестных. Проверить выполнение соотношения
H = Q-1B
Если по оптимальной производственной программе какие-то два вида про-дукции не должны выпускаться, то в таблице исходных данных вычеркнуть со-ответствующие два столбца, составить математическую модель задачи оптими-зации производственной программы с двумя оставшимися переменными, сохра-нив прежнюю нумерацию переменных и решить графически.
2. Сформулировать задачу, двойственную линейной производственной зада-че, как задачу определения расчетных оценок ресурсов, и найти ее решение, пользуясь второй основной теоремой двойственности (о дополняющей нежест-кости). Указать оценку единицы каждого ресурса, минимальную суммарную оценку всех ресурсов, оценки технологий.
Применить найденные двойственные оценки ресурсов к решению следующей задачи.
Сформулировать задачу о "расшивке узких мест производства" и составить математическую модель. Определить область устойчивости двойственных оце-нок, где сохраняется структура программы производства. Решить задачу о рас-шивке узких мест производства при условии, что дополнительно можно полу-чить от поставщиков не более одной трети первоначально выделенного объема ресурса любого вида (если задача окажется с двумя переменными, то только графически); найти план приобретения дополнительных объемов ресурсов, до-полнительную возможную прибыль.
По пунктам 1, 2, 3 составить сводку результатов [10, c. 21].
3. Составить математическую модель транспортной задачи по исходным дан-ным из приложения 2, где вектор объемов производства А(a1,..., am), потребления - В (b1,..., bn) и матрица транспортных издержек С=(сij), i = ; j = кратко записаны в виде
b1 b2 . . . bn
a1 c11 c12 . . . c1n
a2 c21 c22 . . . c2n
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
am cm1 cm2 . . . cmn
Если полученная модель окажется открытой, то свести ее к замкнутой и найти оптимальное решение транспортной задачи методом потенциалов.
4. Методом динамического программирования решить задачу распределения капитальных вложений между четырьмя предприятиями производственного объединения, располагающего суммой в 700 тыс. руб., по исходным данным, приведенным в приложении 3 (выделяемые суммы кратны 100 тыс.).
5. Рассмотреть динамическую задачу управления производством и запасами. Решить конкретную задачу по исходным данным, приведенным в приложении 4.
6. Рассмотреть матричную игру как модель сотрудничества и конкуренции, взяв исходные данные из приложения 5. Найти графически решение игры. Ука-зать, как проявляется конкуренция между игроками и сотрудничество между ними.
7. Рассмотреть задачу о максимальном потоке в сети. Решить конкретную за-дачу на сети с 8-9 вершинами, предложив исходные данные самостоятельно.
8. Рассмотреть задачу о кратчайшем пути.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|