Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Математика /

Русские счеты

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Тольятти

Студент Царёва Людмила Викторовна

Факультет Документоведение и

документационное обеспечение

управления

Специальность Документоведение

Курс 1

Группа ЗД-152

Форма обучения заочная

Дисциплина Математика в мировой культуре

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Русские счеты»

Дата представления работы в деканат «___»___________200___г.

Преподаватель:

ОТЗЫВ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I Введение

II Пути к зарождению элементов научных знаний ……………….4

III Развитие образования и просвещения на Руси…………………5

IV Единицы измерения на Руси………………………………………7

V Изобретение русских счет…………………………………………. 8

VI Заключение

I. Введение

В истории развития математики выделяют 4 основных периода: 1 – зарождение математики; 2 - появление элементарной математики; 3 - создание математики переменных величин; 4 – современная математика.

Первый этап – зарождение математики – делится на 2 эпохи – предысторию математики и эпоху накопления первых математических знаний. Предыстория математики – это те времена, когда человечество создавало первые основные математические понятия, но от которых не осталось никаких вещественных следов: ни записей, ни архитектурных и скульптурных памятников. В этот период, самый большой в истории развития математики, человечество постепенно выработало понятие о натуральном числе, приемах счета и познакомилось с простейшими геометрическими образами.

К эпохе накопления первых математических знаний относятся те времена, когда у человечества уже сформировались определенные общественные группировки, которые можно рассматривать как древнейшие государства. Появились записи чисел, арифметические операции над ними, устанавливаются некоторые практические сведения из геометрии и решения простейших задач алгебраического характера.

Следующий исторический этап развития математики – период элементарной математики (с VI в. до н.э. до XVII в. н.э.) – можно было бы назвать также периодом развития учения о постоянных величинах. Его особенность в том, что добытые человечеством практические сведения из области математики получают теоретическое обоснование. Постепенно оформляются основные разделы элементарной математики: арифметика, геометрия, алгебра.

Рассматривая историю развития математики, становится ясно, каким напряженным трудом в продолжении тысячелетий человечество вырабатывало основные понятия математики. Перед нами раскрывается, как постепенно возникали у человека самые простейшие представления математического характера, в частности понятие о числе.

В процессе осмысления, понимания и овладения навыками счета, человек постепенно отказывается от необходимости брать пересчитываемые предметы в руки или класть их радом с собой. В математику входит первая абстракция, заключающаяся в том, что пересчитываемые предметы заменяются какими-либо другими, однородными между собой предметами или знаками: камешками, узелками, ветками, зарубками. Каждому предмету ставится в соответствие один из предметов, выбранных в качестве орудия счета. Следы такого счета сохранились у многих народов и до настоящего времени. Иногда такие примитивные орудия счета (камешки, раковины, косточки) нанизывали на шнурок или палочку, чтобы не растерять. Это в последствии привело к созданию более совершенных счетных приборов, сохранившие свое значение и до наших дней – русские счеты, например.

II. Пути к зарождению элементов научных знаний

Восточнославянские племена, древние предки русской, украинской и белорусской народностей, начали формироваться около 2-3 тыс. лет до н.э. Часть этих племен с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда диких пчел, а другой части развивалось скотоводство и примитивное земледелие. Эти промыслы помогли восточным славянам довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв. славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному, минуя рабовладельческий.

Вместе с политико-экономическим ростом восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути культурного развития. Этому обстоятельству, помимо самобытного развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных славян с наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока.

В VII и VIII вв. у славян появились первые города. Эти города были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги иноземцев, а также служили резиденцией князей. В города стали стекаться ремесленники и купцы, деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в относительной безопасности. Города постепенно превращались в значительные торговые центры. Первыми большими городами на Руси были Киев и Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между Востоком и Западом и по размерам и архитектуре считались одним из лучших городов в Европе.

Уже в IX в. техника сельского хозяйства значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства эмали и т.д.

Техника производства вооружения, первобытная металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства и сельского хозяйства – все это вызывало необходимость в распространении и усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию школ.

Прежде считалось, что грамота у восточных славян появилась после принятия ими христианства, но современные исследования и в особенности археологические раскопки, проведенные в Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и относящиеся ко времени, предшествующему принятию христианства на Руси.

III. Развитие образования и просвещения

Выдающиеся просветители славян, проповедник христианства, уроженец г. Фессалоники грек Константин, известный в истории под монашеским именем Кирилл, и его брат Мефодий в г. Херсонесе случайно обнаружили религиозные книги, написанные на славянском языке. На основе рукописных букв этих книг им удалось составить упрощенную азбуку для славянских народов, которая получила значительное распространение. Вместе с древнеславянской письменностью вошла в употребление и запись чисел, основанная на той же азбуке и построенная на принципах древнегреческой нумерации.

В X в. в княжение Владимира Святославовича, древнерусское государство достигло наибольшего расцвета и могущества. По развитию культуры оно занимало одно из видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в наиболее крупных городах уже создавались школы различного типа. Наряду с элементарными школами, в которых дети обучались закону божьему, чтению, письму церковному пению и простейшему счету, существовали школы и повышенного типа, дававшие систематическое образование. Многие русские князья были лучше и разносторонне образованы, чем западные короли и императоры. Характерно, что грамотность была распространена даже в среде мелких ремесленников. Многие женщины тоже были грамотны. Если первая половина средневековья в Западной Европе характеризовалась полным упадком математических знаний, то на Руси в эту эпоху параллельно с общим развитием культуры шло и сравнительно быстрое распространение сведение из математики.

Правда до нашего времени не сохранилось никаких памятников математической литературы, которые давали бы нам возможность судить о развитии математики на Руси в IX-X вв., но документы другого характера позволяют делать некоторые выводы в этом отношении.

Так знамениты сборник законов «Русская правда», создававшийся в XI и XII вв. содержит некоторые данные, позволяющие судить о степени математической культуры в Древней Руси. Из этого источника видно, что в те времена русские умели проводить вычисления с целыми и с дробными. Дробные числа употреблялись главным образом при вычислениях, требующих применения различных мер (например, при определении площадей земельных участков или

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»