←предыдущая следующая→
1 2
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 55
Образовательная область: математика
Предмет: алгебра
РЕФЕРАТ
на тему:
Решение задач с параметрами
Исполнитель:
Научный руководитель:
Рецензент областного тура:
Нижний Тагил
2004
Оглавление
Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерно-стей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхо-да к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультатив-ных занятиях.
Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой те-мы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к отве-ту.
В первой части моего реферата я ввожу некоторые обозначения, исполь-зуемые впоследствии для более краткой записи решений; во второй части я рас-сматриваю наиболее стандартный аналитический способ решения задач, а в третьей – графический метод.
Я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при сдаче школьных экзаменов и при поступлении в ВУЗ.
1. Основные определения
Задачи с параметрами встречаются фактически с самого начала изучения математики, когда начинают оперировать с буквами, как с числами. Они связа-ны с решением уравнений и неравенств или исследованием функций, в запись которых наряду с переменными входят буквы, называемые параметрами.
Введём следующие обозначения и термины:
N={1, 2, …} – множество всех натуральных чисел;
={0, 1, 2, …} – множество всех натуральных чисел с нулём;
Z={-N, 0, N} – множество всех целых чисел;
Q={Z, , где pZ, qN} – множество всех рациональных чисел;
R={Q, иррациональные числа} – множество всех действительных чи-сел;
– пустое множество – множество, не имеющие ни одного элемента;
– знак принадлежности;
– знак следствия;
– знак равносилия;
ОДЗ – область допустимых значений;
D – дискриминант.
2. Аналитический способ решения задач
2. 1. Линейные уравнения
Пример 1. Решить относительно х:
.
(1)
По смыслу задачи (m-1)(x+3) 0, то есть m 1, x –3.
Умножив обе части уравнения на (m-1)(x+3), получим уравнение
, получаем
.
Отсюда при m 2,25 .
Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений m, при которых найденное значение x равно –3.
,
решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.
Ответ: при т 1, т 2,25, т –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение ; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т = 1 урав-нение (1) не имеет смысла.
Пример 2. Решить относительно х:
(1)
ОДЗ: х –а, х 0;
Поскольку уравнение (1)
(2)
и левая часть уравнения (2) неотрицательна, дополнительно к условиям ОДЗ налагаем условие а 0;
;
(3)
при этих условиях
;
теперь к условиям (3) добавляем ещё условие
;
в условиях (3), (4) имеем
(4)
при а = 0 х = 0 в силу условий (3), (4); при а 0 х ; отсюда, добиваясь выполнения условия (4), получаем
Ответ: при а = 0 х = 0; при а 1 уравнение (1) имеет единственное ре-шение х ; при а 0, 0 а 1 уравнение (1) не имеет решений.
Пример 3. Решить относительно х:
(1)
а). Х 0,
;
по условию х 0, то есть параметр должен удовлетворять условию
б). Х 0,
по условию х 0, то есть
0 1;
.
Ответ: при уравнение (1) имеет два решения при 1 уравнение (1) не имеет решений.
2. 2. Квадратные уравнения
Пример 1. Решить относительно х:
(1)
а). Пусть а = 0, тогда –2х+4 = 0 х = 2;
б). Пусть а 0, тогда D = 1– 4а; при 1– 4а 0 а х ;
при 1– 4а 0 а .
Ответ: при а = 0 х = 2; при а 0 и а уравнение (1) имеет два реше-ния ; при а 0 и а уравнение (1) не имеет решений.
При исследование квадратичной функции мы используем теоремы, кото-рые также помогают при решение задач с параметрами.
Т1. Если приведённое квадратное уравнение имеет два корня и b 0,
c 0, то оба корня этого уравнения отрицательные; b 0, c 0, то оба корня этого уравнения неотрицательны.
Т2. Необходимые и достаточные условия, чтобы корни квадратного урав-нения были больше заданного числа d:
Пример 2. При каких значениях параметра а, корни уравнения неотрица-тельны:
(1)
Разделим уравнение (1) на а, но поставим условие а 0, тогда получим
(2)
По Т1: ;
1). D = ; приводим к общему знаменателю а2, получаем
; .
2). 0; корень уравнения : а = –2 и а 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 1).
Получаем а –2, а 0
3). ; корень уравнения : а = –3
и а 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 2).
Получаем –3 а 0.
4). Объединим полученные результаты:
(Рис. 3)
Получаем
Ответ: при уравнение (1) имеет неотрицательные корни.
Пример 3. При каких значениях параметра а, корни уравнения больше 1:
(1)
По Т2: .
1).
0, разделим получившееся неравенство на –8, получаем
корни данного уравнения: . Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 4).
Получаем а
2). , помножим обе части данного неравенства на 2а, при этом а 0;
2а + 1 2а 2а – 2а –1 0 –1 а R.
3). Y(1) = 2а –2;
корни уравнения 2а(а-1) 0: а1 = 0; а2 = 1.
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 5).
Получаем а 0, а 1
4). Объединим полученные результаты:
(Рис.6)
Получаем
Ответ: при корни уравнения (1) больше 1.
Пример 4. При каком наибольшем целом а оба корня уравнения заключе-ны строго между –2 и 4:
Способ 1: (1)
; тогда корни уравнения (1): . Они должны быть заключены строго между –2 и 4:
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 7).
Получаем
Способ 2:
По Т2:
1). D = 1 0;
2). ;
3). Y(–2) = а2+4а+3
а2+4а+3 0; корни уравнения а2+4а+3 = 0: а1 = –3, а2 = –1; нанесем получен-ные точки на координатную прямую (Рис. 8).
Получаем а –3, а –1.
Y(4) = а2–8а+15
а2–8а+15 0; корни уравнения а2–8а+15 = 0: а1 = 3, а2 = 5; нанесем получен-ные точки на координатную прямую (Рис. 9).
Получаем а 3, а 5.
4). Объединим полученные результаты:
(Рис.10)
Получаем –1 а 3.
Ответ: при а =2 оба корня уравнения (1) заключены строго между –2 и 4.
Пример 5. Найти коэффициент а, если корни уравнения связаны соотно-шением 2х1+х2 = 3:
по теореме Виета: ; составим и решим систему: получаем х1 = 1, х2 = 1, тогда а = 1.
Ответ: а = 1.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|