←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
ЯКУТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.К.АММОСОВА
Нерюнгринский филиал
Кафедра общей математики
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ
ФОРМА ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Выпускная работа студентки
IV курса математического
отделения ЦАЙТЛЕР Т.Н.
Научный руководитель - канди-дат
педагогических наук, доцент кафед-ры ОМ
АФАНАСЬЕВ А.Е.
Нерюнгри 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
1. ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблема профильной дифференциации в педагоги-ческой теории и практике........... ...........................8
1.2. Организационные психолого-педагогические основы профильной дифференциа-ции...........................................31
2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организационно-педагогические условия успешного функционирования математических факультати-вов.......................................................... ................................50
2.2 Методические рекомендации по организации матема-тических факультативов в средней общеобразова-тельной шко-ле.......................................................................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................69
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................75
ВВЕДЕНИЕ
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показы-вает, что современная концепция среднего образования решительно от-казывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Однако правильные в целом прин-ципы пока еще, к сожалению, только декларируются. Как видно из ана-лиза практики, например, ученики, склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественно-математического цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хоро-шо научить всех школьников. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда и пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно. Наши наблюдения убеждают в том, что разорвать этот порочный круг позволит только дифференцированный подход к обуче-нию и воспитанию.
Как освещается в педагогической литературе и показывает практи-ка, организация дифференциации образования в современной школе в нынешних условиях имеет много направлений, требующих серьезного исследования. Мы не можем ставить перед собой цель - исследовать все направления. На наш взгляд, одним из актуальных направлений является исследование путей организации математических факультати-вов как одну из важных форм осуществления профильной дифферен-циации в средней общеобразовательной школе.
Хотя профильная дифференциация в истории народного образова-ния - дело не новое, но специальных исследований по ней мало. Её ка-саются В.М.Монахов, В.А.Орлов, В.В.Фирсов, Н.Г.Огурцов, Ю. Гильбух, Л.Кондратенко, С.Коробко и другие, которые освещают общие теорети-ческие вопросы профильной дифференциации и отдельные пути прак-тической её реализации. К.Н. Мешалкина раскрывает содержание опыт-но-экспериментальной работы, проводимой НИИ СиМО АПН СССР, п. Черноголовка Московской области по организации профильной диффе-ренциации.
В современных условиях повсеместного функционирования школ нового типа (гимназий, лицеев, колледжей и др.) проблема дифферен-циации ещё больше актуализируется. В связи с этим представляют ин-терес работы Е.Ямбурга, М.В.Наянова, в которых профильная диффе-ренциация занимает определенное место в плане определения задач, структуры и кадрового обеспечения школ нового типа.
Ближе к предмету нашего исследования стоят работа Аргуновой А.И., в которой раскрывается проблема организации краеведческого фа-культатива в сельской школе.
Во всех указанных работах проблема организации факультативов в условиях общеобразовательной школы не стала предметом специально-го исследования. Она рассматривается как часть, компонент дифферен-циации относительно старшего звена средней школы. Наш подход к проблеме организации факультативов как важная форма осуществления профильной дифференциации несколько отличается от освещаемого в литературе: профильная дифференциация имеет несколько ступеней и она начинается уже в среднем звене; её организационно-педагогическое обеспечение в известной степени обусловлено спецификой учебного предмета.
Актуальность данной проблемы, потребности практики и недоста-точная освещенность её в педагогической литературе побудили нас об-ратиться к исследованию темы "Математические факультативы - одна из ведущих форм осуществления профильной дифференциации в общеоб-разовательной школе ".
Объектом исследования является организационно - педагогическая деятельность общеобразовательной школы, направленная на осущест-вление профильной дифференциации обучения в процессе преподава-ния математики.
Предмет исследования - организация математических факультати-вов в средней общеобразовательной школе в свете реализации требо-ваний современной концепции образования.
Гипотеза нашего исследования исходит из того, что математиче-ские факультативы функционируют успешно тогда, когда:
- создана система внутришкольной, внутриклассной, разноуровне-вой дифференциации, организуемая в младших и средних классах, ес-тественно подводящая к профильной дифференциации;
- в школе функционирует рациональная система организационно-методического обеспечения педагогического процесса, включающая в себя гибкое расписание, подвижные учебные группы, способы интенси-фикации обучения и т.д.
-???
Цель исследования: на основе выявления организационно-педагогических закономерностей и определения оптимальных путей осуществления профильной дифференциации разработать методиче-ские рекомендации по организации математических факультативов в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы раскрыть психолого - педагогиче-ские основы осуществления профильной дифференциации.
2. Определить оптимальные пути взаимодействия математического факультатива и системы внеклассной работы как важное условие орга-низации профильной дифференциации.
3. Разработать принципы и положения организационно - методиче-ского обеспечения математических факультативов в современных усло-виях успешного функционирования средних общеобразовательных школ.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- анализ социальной, философской литературы по проблемам образо-вания, по вопросам обучения и воспитания и психолого- педагогической литературы о дифференциации в образовательной системе;
- наблюдения за деятельностью передовых школ, коллективов, учите-лей, изучение и обобщение их опыта;
Научная новизна и теоретическая значимость будет заключаться в выявлении и научном обосновании организационно - педагогических условий успешного функционирования математических факультативов в средней общеобразовательной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
- ?????
Практическая значимость исследования будет заключаться в том, что в нем постараемся обосновать возможность совершенствования учебно-воспитательного процесса применительно к процессу препода-вания математики путем осуществления профильной дифференциации через математические факультативы, будем разрабатывать научно - ме-тодические рекомендации по совершенствованию организационно-педагогического обеспечения математических факультативов. Предло-женные научно - методические материалы при использовании в массо-вой практике позволяют находить эффективные пути организации ма-тематических факультативов.
Структура выпускной работы: выпускная работа состоит из введе-ния, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.
1
ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1. Проблема профильной дифференциации
в педагогической теории и практике.
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стре-мятся
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|