←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
примеру церкви иногда тоже делали
и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо-
тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од-
нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще-
ние с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось за-
коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель-
ным.
- 6 -
Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес-
кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст-
ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель-
ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы-
ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.
В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев-
ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз-
делению государства, - церковь была едина и власть митрополита
простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов-
ластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало
церковному влиянию внутреннее единство и силу.
Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви-
дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз-
на. Прежде всего просветительное значение имели те практические
примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям
отдельные подвижники и целые общины подвижноков - монастыри.
Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере-
водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просве-
дительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко-
торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.
Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирс-
кие, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь
Владимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился об
убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей
были также благочестивые князья. В среде простых людей на пер-
вых же порах после принятия новой веры являются христиане в са-
мом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священ-
ников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского
митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ора-
торский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киев-
ского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оста-
вивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший
себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подоб-
ных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.
Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали
целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не
всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную
глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы
в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен.
Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все
необходимом до той поры, пока не получала известности и не
привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трога-
тельное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый
для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и
на их неустанном труде на пользу братии, - все это очень сильно
действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочес-
тивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили мо-
настырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.
Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроен-
ный монастырь и делалась религиозным и просветительным средото-
чием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и
"книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях об-
разовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти
- 7 -
все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хо-
зяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и ру-
ководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве
не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства,
и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был
прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все
хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям гречес-
кого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому
монастырское (и вообще церковное) землевладение становиллось
образцом не только для частных, но даже и для княжеских земель-
ных хозяйств.
В первое время христианская письменность на Руси не была
обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс-
тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг,
поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием
этой болгарской письменности создалась и собственная русская
письменность, в которой главное место занимали летописи и жития
святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск-
лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс-
твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,
обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным
образцам так, как умели, без школьной учености и риторического
искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное вли-
яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению
нравов на Руси.
Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в
области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов
и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к
созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс-
кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной
церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"
(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка-
менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в
других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною
церковью. Они строились по византийским образцам и украшались
богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись
под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи-
тельного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства
и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и
производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо-
жественного производства были, конечно, греки. Позднее под их
руководством появились и русские мастера. Развилось таким обра-
зом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось
резко выраженным византийским характером и поэтому известно в
науке под именем русско-византийского.
Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и благодати"
находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился при-
нять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом
в состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, "Ка-
ко верова! Како разгореся в любовь Христову?"
Монах Иаков написал "Похвалу князю Русскому Володимеру".
Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог "просве-
тил сердце его", во-вторых, тем, что, "слышав о бабке своей
- 8 -
Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми
делы украсившися", возгорел желанием подражать ей.
Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное,
сверхъестественное откровение.
В вопросе о принятии Владимиром христианской православной
веры содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кем он обра-
щен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.
Для проповеди православного христианства к Владимиру не
приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний
миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома,
и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане,
которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря.
Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу,
они же обратили в христианство и Владимира.
Россия в продолжение долгого времени после крещения Влади-
мирова оставалась без митрополита и без церковного управления.
Но если бы Владимир крестился от греков, то
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|