←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
то какие причины могли
бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести
церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего
заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в
продолжение того или другого времени не завязывал с ними сноше-
ний.
Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так,
что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тот-
час же приступил к крещению своего народа. В действительности
это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка.
Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир
мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.
Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс-
твенное крещение было делом частным.
Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Влади-
мира оставить язычество и принять христианство, считаем нужным
возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать неко-
торые разъяснения.
Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть
вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из
числа многих греков, живших в России в период домонгольский.
Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним
обоим: "О святая царя Константине и Володимире! избавляйта от
всякие беды греческие и русские!" Русские не притязали молиться
о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли
нуждаться в чужих молитвах, слово "греческие" заставляет подоз-
ревать в авторе грека.
Для какого грека не могло быть желательным убедить русс-
ких, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть
вера самая лучшая?
Практическая цель редакции повести: укрепить русских людей
в привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим ве-
рам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей ла-
тинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев.
Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую Камскую
Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы на-
ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе-
- 9 -
нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в
видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-
весть.
Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться
желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении
принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как
великий государь.
Русские принадлежали к семейству европейских народов, но
оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские
народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-
кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая
отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.
Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-
лать, как последовать примеру других.
Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-
ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.
Представителями христианства были в то время греки и папа.
Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги
не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-
тво именно от греков.
Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный
сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-
лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. На
против, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не
подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-
гих.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-
шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он
решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской
церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить
посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной
на греческий город и только в качестве победителя завязал с
греками сношения.
Язычество не было религией в современном понимании. Это
была довольно хаотическая совокупность различных верований,
культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-
лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-
ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяни
в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем
стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества
среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-
лений природы заставляли людей искать объединения.
Время и события требовали познания мира и истории в широ-
ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более
широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,
сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,
там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-
ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,
иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-
торым ознаменовался Х век.
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир
1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединения
язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки
- 10 -
и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-
еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и
тот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звали
Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя
должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой
культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически
соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-
турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,
прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-
ния не только с современными культурами, но и с культурами
прошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,
филосовского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-
ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно
равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-
тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой
культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам
Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-
анство в целом способствовало возникновению сознания единства
человечества.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-
танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.
Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-
ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-
тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе
культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной
дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-
ной 988 год.
Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть
история христианства". Роль и значение христианства на Руси бы-
ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-
вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной
мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-
лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,
если широко понимать его мысль.
Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее
истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-
ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-
си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под-
робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-
ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод
предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели-
гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-
зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые
летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но
некоторые
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|