Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Крещение Руси (МИРЭА)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


то какие причины могли

бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести

церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего

заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в

продолжение того или другого времени не завязывал с ними сноше-

ний.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так,

что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тот-

час же приступил к крещению своего народа. В действительности

это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка.

Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир

мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.

Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс-

твенное крещение было делом частным.

Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Влади-

мира оставить язычество и принять христианство, считаем нужным

возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать неко-

торые разъяснения.

Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть

вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из

числа многих греков, живших в России в период домонгольский.

Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним

обоим: "О святая царя Константине и Володимире! избавляйта от

всякие беды греческие и русские!" Русские не притязали молиться

о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли

нуждаться в чужих молитвах, слово "греческие" заставляет подоз-

ревать в авторе грека.

Для какого грека не могло быть желательным убедить русс-

ких, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть

вера самая лучшая?

Практическая цель редакции повести: укрепить русских людей

в привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим ве-

рам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей ла-

тинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев.

Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую Камскую

Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы на-

ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе-

- 9 -

нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в

видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-

весть.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться

желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении

принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как

великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но

оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские

народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-

кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая

отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.

Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-

лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-

ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Представителями христианства были в то время греки и папа.

Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги

не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-

тво именно от греков.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный

сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-

лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. На

против, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не

подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-

гих.

Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-

шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он

решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской

церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить

посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной

на греческий город и только в качестве победителя завязал с

греками сношения.

Язычество не было религией в современном понимании. Это

была довольно хаотическая совокупность различных верований,

культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-

лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-

ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяни

в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем

стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества

среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-

лений природы заставляли людей искать объединения.

Время и события требовали познания мира и истории в широ-

ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более

широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,

сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,

там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-

ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,

иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-

торым ознаменовался Х век.

Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир

1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединения

язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки

- 10 -

и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-

еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и

тот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звали

Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя

должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой

культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически

соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-

турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,

прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-

ния не только с современными культурами, но и с культурами

прошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,

филосовского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-

ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно

равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-

тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой

культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам

Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-

анство в целом способствовало возникновению сознания единства

человечества.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-

танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-

ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-

тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе

культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной

дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-

ной 988 год.

Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть

история христианства". Роль и значение христианства на Руси бы-

ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-

вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной

мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-

лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,

если широко понимать его мысль.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее

истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-

ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-

си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под-

робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-

ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод

предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели-

гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-

зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые

летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но

некоторые

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»