Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Пенологические идеи в истории политических правовых учений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало.

Наличие в законе аналогии давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием уголовной ответственности. При этом принцип виновной ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено разграничения компетенции в области уголовного законодательства между Союзом ССР и союзными республиками. В связи с введением в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22 ноября 1926 г.

Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила Основные начала. УК РСФСР 1926 г., как и УК 1922 г. характеризовался отсутствии в определении преступления признака противоправности. В нем также закреплялось применение уголовного закона по аналогии. В нем также, как и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной ответственности, а в место наказания фигурировали «меры социальной защиты». Более того, в условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания объективного вменения.

УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами, которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили почти на нет права и свободы граждан и прежде всего самую высшую общечеловеческую ценность право на жизнь.

После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная демократизация уголовного законодательства. Принятые в декабре 1958 г. Основы уголовного Законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г. отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания о том «в законе», твердо встали на путь признания принципа виновной ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы граждан (ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и др.; ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве и др.). Данные нормы противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в направлении создания правового государства. Серьезным препятствием в реализации этих задач была марксистская идеология с ее классовым подходом по всем социальным явлениям, отрицанием частной собственности, непоколебимой верой в идеалы коммунизма и т. п. Тем не менее, принятые 2 июля 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик сумели отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что общество постепенно стало развиваться в направлении мировой цивилизации.

После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в создании нового УК РФ, который отражал бы те изменения в политической и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике. С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию нового уголовного кодекса России. Разработчики проекта, среди которых были известные ученые криминалисты, стремились учесть не только все то новое, что имело место в жизни нашего общества, но и учесть законодательный опыт, опыт правоприменительной деятельности органов правосудия, а также законодательный опыт ведущих государств Европы, в частности к тому времени были приняты новые уголовные кодексы во Франции и Германии.

Проект УК РФ получил высшую оценку ведущих криминалистов этих стран. Новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г. Впервые в истории отечественного уголовного законодательства перечислены принципы уголовного права и раскрыто их содержание. УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных Конституцией РФ 1993г. В общей части содержится ряд новелл: впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм вины, наличествует норма о преступлениях с двумя формами вины, норма об отсутствии ответственности при невиновном причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д. Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового объекта, а разделы разделены. На первом месте находятся посвященный преступлениям против личности, специальный раздел, посвящен преступлениям в сфере экономики. При разработке проекта уголовного кодекса опирались на достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права.

Пенологические идеи в истории шариатского уголовного права. Мусульманские ученые юристы в прошлом не различали религиозные, этические и юридические аспекты шариата и тем более не выделяли различные сферы права. Следовательно, принципы и правила шариата, относящиеся к тому, что на современном языке называется уголовным правом, доказыванием и судебной процедурой, могут быть выведены только из общих трактатов по исламской юриспруденции.

Современные авторы выделяют в шариате три основные категории преступлений: худуд, джинайят и тазир. К категории худуд относится строго определенный список преступлений, за которые обязательно следует специфическое наказание, применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц. К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений. В качестве наказания за преступления джинайят может быть назначены либо кизас (наказание по принципу "око за око"), либо выплата дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или ее родственникам. Мера наказания за последнюю категорию преступлений - тазир - определяется суждением местного правителя и его судей, стремящихся к исправлению и дисциплинированию подданных.

В силу недифференцированного характера ранних трактатов по исламской юриспруденции мы не можем ожидать, что в них будут специально рассматриваться проблемы, связанные c доказыванием и судебной процедурой. Кроме того, поскольку в ряде текстов Корана и в Сунне конкретно говорится о тех требованиях, которые применяются к доказательствам определенных преступлений, относящихся к категории худуд, юристы рассматривают эти требования как составные элементы понятия данного преступления. Например, хадд (единственное число от худуд) за зина, (прелюбодеяние) требует показаний четырех лиц мужского пола, бывших свидетелями самого акта. Это требование и детали, касающиеся квалификации этих четырех свидетелей, по мнению древних мусульманских юристов, являются неотъемлемой частью самого определения данного преступления, входят в его понятие.

Во всем, что касается процедуры и практики применения уголовного права, шариат остается крайне рудиментарной и неформальной системой. Широкие и неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников, описанные в предыдущей главе, касаются всех сфер правления, в том числе и практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать, вводить или нет специальных судей и каким образом следует контролировать и регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую должность (и другие официальные лица, имевшие юридические и квази-юридические функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении процедуры до-судебного и судебного разбирательства.

В настоящее время нам трудно детально рассмотреть реальное применение уголовного права в мусульманской истории, так как отсутствует надежная историческая информация по этому вопросу. Однако можно сделать некоторые общие замечания. Хотя считалось, что шариатские принципы должны применяться везде, можно с уверенностью предположить, что на всех этапах мусульманской истории применение уголовного права в значительной степени определялось административным произволом. Судя по всему, это особенно ярко проявилось с окончанием мединского периода (622-661 гг.) в отдаленных сельских районах мусульманских государств.

Как бы ни была организована система уголовного права и какой бы ни была степень ее соответствия шариату в каждый из периодов мусульманской истории, совершенно очевидно, что к началу 20 века рамки применения шариатского уголовного права стремительно сузились. В 19 веке после введения режима капитуляций в Оттоманской империи на западе мусульманского мира и аналогичных уступок в Могольской империи на востоке и последовавшей за этим

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»