Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Персоналии по этнологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Морган Льюис Генри (1818-1881)- амер. этнограф и историк, основоположник науч. теории первобыт. общества. В своих исследованиях утверждал идею прогресса и единства ист. пути человечества. В своей работе "Древнее общество" (1877) доказал, что родовая организация является универсальной для первобыт. общества; обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, доказывая, что частная собственность является результатом ист. развития и носит преходящий характер. Интересны его мысли об эволюции семьи и брака от групповых форм к частным. Идеи М. оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии и др. науч. направлений.

Мид, Маргарет (1901-1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Собрала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги "Взросление самоа" превысил 2 млн. экземпляров. Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М. связан ряд новых научных идей - о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициации. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры - дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры - дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин "кофигуративный" (приставка "ко" обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры - взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а Префигуративные - на будущее и ускоренное движение. М. называли "прижизненным классиком", внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.

МИД МАРГАРЕТ (1901-1978)- амер. этнограф, основатель этнографии детства как самостоятельной науч. дисциплины, последователь амер. культурантрополога Ф. Боаса; исследователь отношений между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и совр. обществах, а также детской психол. с позиции т. наз. этнопсихологической школы. Результаты полевых исследований были опубликованы в к. 20-х - нач. 30-х гг. в ряде интересных работ. В них М. показала большое разнообразие культур различных народов, а также решающую роль культуры в формировании соц. установок и поведения людей. М. была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у разных народов. Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М. разграничила три типа культуры: постфигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников), конфигуративный (дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (взрослые учатся также у своих детей). В 1944 г. М. основала Институт сравнит. культурологии, который представлял некоммерческую организацию, где исследовалось поведение, обычаи, психол. и соц. организация во всех культурах мира. Основные культурологич. идеи нашли отражение в следующих работах: "Coming of Age in Samoa" (1928); "Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education" (1930); "The Changing Culture of an Indian Tribe" (1932); "Mind Self and Society: From the Stundpoint of Social Behaviorist" (C. W. Morris, Ed., 1934); "Sex and Temperament in Three Primitive Societies" (1935); "The School in American Culture" (1951); "Anthropology: A Human Science" (1964); "Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap" (1970); "Культура и мир детства" (сб. пер. на рус. яз., 1988) и др.

Джеймс Джордж Фрэзер (James George Frazer) родился в 1854 г. в Глазго Начальное образование он получил в родном городе, а затем окончил среднюю школу в Хеленсбурге. В 1869 г. он поступил в университет в Глазго, где изучал классические языки и философию. В 1874 г. Дж. Фрэзер получил степень магистра гуманитарных наук, но решил продолжить свое образование в Кембридже В 1879 г он становится сотрудником Тринити колледжа, а в 1907 г.- профессором Кембриджского университета. За исключением непродолжительных поездок для чтения лекций Дж. Фрэзер всю последующую жизнь провел в Кембридже и умер там в 1941 г.

Из многочисленных работ Дж. Фрэзера необходимо упомянуть следующие' "Тотемизм" (1887), "Золотая ветвь" (1 изд в 2 т., 1890; 2 изд. в 3 т., 1900; 3 изд. в 12 т., 1911-1915), "Тотемизм и экзогамия" (1910), "Фольклор в Ветхом Завете" (1918), "Вера в бессмертие и почитание умерших" (1913-1924), "Почитание природы" (1926).

Дж. Фрэзер считается виднейшим представителем классического эволюционизма в антропологии, а также одним из пионеров сравнительного религиоведения. Опираясь на огромный массив этнографических и исторических данных, он стремился дать целостную картину верований и обрядов всех эпох. Согласно его воззрениям, человечество в своем умственном развитии прошло три стадии: магию - религию - науку. Из этой схемы видно, что Дж. Фрэзер обосновывал фундаментальное различие между магией и религией. Он считал, что магия повсеместно предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Наряду с разработкой этого положения, Дж. Фрэзер внес большой вклад в изучение тотемизма, культа природы и верований в загробную жизнь.

ГУМИЛЁВ

Одним из последних примеров оплодотворения культурологии данными физической географии, биологии (теория мутаций) и новыми знаниями о космосе стало обширное творческое наследие нашего соотечественника — историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912—1992). Излишне распространяться о происхождении этого выдающегося ученого, связанного с духовной элитой России.

Сын великих русских поэтов — расстрелянного большевиками Н.С. Гумилева и оклеветанной ими же А.А. Ахматовой, он после окончания исторического факультета ЛГУ, дважды, в довоенные и послевоенные годы, 14 лет провел в сталинских лагерях, во время войны дошел до Берлина, блестяще защитил две докторские диссертации (по историческим и географическим наукам), но и после формальной реабилитации, как гражданин и как ученый-новатор, продолжал оставаться в опале, несмотря на свою огромную творческую отдачу. В официальной науке его многочисленные труды — «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «От Руси к России» (1992), «Этносфера. История людей и история природы» (1993) и мн. др. — сознательно замалчивались, а сам он выставлялся ученым-фантазером. Последние три десятилетия своей долгой жизни Л.Н. Гумилев работал на географическом факультете Санкт-Петербургского университета и был авторитетнейшим членом Российского географического общества. Лишь за год до смерти он стал академиком Российской Академии естественных наук (РАЕН), духовным отцом которой считается В.И. Вернадский. Несмотря на трагическую судьбу, Л.Н. Гумилев никогда не был политическим диссидентом и в идеологическом плане открыто тяготел к патриотическому и евразийскому мировосприятию.

Несколько упрощая, оригинальную культурологическую теорию Л.Н. Гумилева, обогащенную множеством новых терминов-понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, т.е. «кровью», сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной прежде всего общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, где эта общность зародилась и развивалась. Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; отдельные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы». В процессе так называемого этногенеза отдельные этносы, подобно живым организмам, проходят примерно в течение 1500 лет стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения. Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей — так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии — энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию (изменение наследственных свойств организма), вызванную, по наиболее вероятной гипотезе, какими-то излучениями из космоса. Таким образом, по Гумилеву,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»