Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Подготовка инженеров России в XIX веке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

Реферат по истории Отечества

на тему

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Работу выполнил

Санкт-Петербург

2003 год

Содержание

Введение 3

Горные училища 4

Институт инженеров путей сообщения 5

Образование военных инженеров 7

Николаевская Инженерная академия 11

Институт гражданских инженеров 12

Московское Высшее Техническое Училище 13

Инженерное образование в провинции 18

Заключение 18

Литература 20

Введение

Образование инженеров представляет собой одну из интереснейших страниц в истории России. К сожалению, в настоящий момент в российской ис-ториографии нет обстоятельной научной монографий, которая бы всесторонне освещала процесс развития инженерного образования в России. Подспорьем для углубления в эту тему могут служить книги, представляющие собой очерки истории того или иного учебного заведения. В силу специфики ушедшей эпохи большая часть объема пособий такого рода посвящалась «революционному прошлому» наших прославленных учебных заведений. Преподавательский со-став и его научная деятельность, различные научно-технические школы и уста-вы образовательных заведений, все это в меньшей степени привлекало авторов. В дореволюционное время книги, посвящавшиеся истории того или иного учебного заведения, слишком большое внимание уделяло административной стороне его жизни, в освещении которой терялись важные черты образователь-ного процесса.

Исключительный интерес представляют собой работы С. П. Тимошенко, связанные с историей инженерного образования в России. Несколько слов нуж-но сказать об этом авторе. С. П. Тимошенко — всемирно известный ученый в области прикладной механики, член многих национальных академий, ино-странный член АН СССР, почетный профессор многих университетов мира. Он родился на Украине и закончил в 1901 г. Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1922 г. Тимошенко уехал в США, где вел плодотворнейшую научно-преподавательскую деятельность. В 1958 г. Тимошенко посетил СССР для изучения системы образования. Эта поездка была сделана по заданию кон-гресса, а поводом к ней послужил исключительный успех советской научно-технической мысли — запуск в космос первого советского спутника. В резуль-тате Тимошенко написал брошюру «Инженерное образование в России», кото-рая в советское время находилась в спецхране. На русский язык ее перевели только в 1996 г. Между тем в этой работе Тимошенко высказал очень высокое мнение об уровне образования в России. Он считал, что советские успехи в космосе не были случайными. С позиции человека, в течение пятидесяти лет непрерывно преподававшего в высшей школе, Тимошенко сравнивал системы образования, с одной стороны, в России дореволюционной и послереволюци-онной, а с другой — в США и отчасти Западной Европы. Тимошенко пришел к выводу, что принципы, заложенные в систему российского образования еще в дореволюционное время, были верными: «Россия почти полностью вернулась к образовательной системе, которая существовала перед коммунистической ре-волюцией. Традиции старой школы оказались очень сильными, и с помощью остатков старых преподавательских кадров было возможно привести в порядок инженерное образование, разрушенное во время революции». . Тимошенко особо подчеркивал плодотворность отраслевого принципа функционирования в России высшей школы. Его брошюра была посвящена структуре инженерного образования в России конца 1950-х годов, но свои наблюдения Тимошенко по-стоянно перемежал со своими воспоминаниями и известными ему сведениями из истории высших российских школ, и это делает его работу очень важной для раскрытия предложенной для настоящего реферата темы.

Первые инженерные школы в России были организованы в начале восем-надцатого века. Петр Великий начал реорганизовывать русскую армию и стро-ить русский флот, а для этой работы потребовались люди, имеющие инженер-ную подготовку. Несколько инженеров были выписаны из Западной Европы, но очень скоро стало ясно, что необходимо готовить русских инженеров, знако-мых с условиями работы в стране. Чтобы удовлетворить этим требованиям, бы-ли организованы Морская и Артиллерийская академии. В течение восемнадца-того столетия начинает развиваться горная промышленность, и Россия стано-вится одной из ведущих стран по производству чугуна и стали. Для подготовки горных инженеров при Екатерине Великой было организовано специальное учебное заведение.

Горные училища

Старейшая в Европе горная академия была основана в 1766 году в Саксо-нии; затем подобные заведения были открыты в Венгрии (1770 год), на терри-тории Германии (1775, 1849 и 1861). В них готовились специалисты по горному и горнозаводскому делу. Высшие горные училища имелись также в Париже, в Лондоне, Нью-Йорке, Стокгольме. В Петербурге подобное училище было от-крыто в 1774 году и называлось оно Горным институтом (ныне Горный инсти-тут им. Г. В. Плеханова (Технический университет)). В нем осуществлялась подготовка горных инженеров. По первоначальному замыслу в нем преподава-лись только специальные предметы, и в училище принимались только выпуск-ники московского университета. Но уже в 1776 году стали приниматься лица, не получившие предварительного образования; для чего был введен целый гимназический курс. В 1804 году оно получило новый устав и название Горно-го кадетского корпуса, а в 1833 году корпус был переименован в Горный ин-ститут. В 1834 году император Николай I превратил институт в военную орга-низацию. Такое явление нередко случалось с инженерными учебными заведе-ниями в первой половине XIX века, мы не раз еще столкнемся с ним, рассмат-ривая историю различных технических заведений России. Делалось это в связи с необходимостью укомплектовать армию хорошо подготовленными офицера-ми.

В 1848 году был принят новый устав заведения, согласно которому Ин-ститут корпуса военных инженеров стал закрытым военно-учебным заведени-ем. В 1866 году вступил в действие новый устав, возвративший институту ста-тус открытого учебного заведения. Количество учебных предметов было со-кращено: остались только специальные горнозаводские и математические нау-ки. С 1874 году институт находился в ведении министерства государственных имуществ. В 1881 году список преподаваемых предметов был вновь сокращен. Курс обучения был пятилетним, причем преподавание теоретических предме-тов заканчивалось после четвертого года, пятый курс был посвящен составле-нию проектов и выполнению практических заданий. В институте преподава-лись: православное богословие, высшая математика (дифференциальное и ин-тегральное исчисление), аналитическая и начертательная геометрия, сфериче-ская тригонометрия, прикладная и строительная механика, физика, неорганиче-ская химия, геодезия, кристаллография и минералогия, геология, петрография и учение о рудных месторождениях, палеонтология, черчение, технология метал-лов и дерева, строительное и горное искусство, галлургия, металлургия, горная статистика, иностранные языки. Окончившие курс получали звание горных инженеров. При институте имелись библиотека, лаборатории, минералогиче-ский, палеонтологический, технический и геологический музей.

Кроме высших горных училищ существовали также низшие горные учи-лища, задачей которых была подготовка второстепенных техников горного и горнозаводского дела. Они учреждались непосредственно в горной местности. Курс в таких училищах был двухгодичный. В России первое такое училище было основано в первой половине XVIII века недалеко от Екатеринбурга. Там преподавались математика, механика и некоторые специальные предметы из тех, что преподавались в высших училищах.

Институт инженеров путей сообщения

В начале XIX века впереди всех других стран по развитию инженерного образования была Франция. При организации знаменитой Политехнической школы в Париже в процесс подготовки инженеров были введены некоторые новые особенности. Они заключались в широко объемлющей предварительной подготовке студентов по таким фундаментальным дисциплинам, как математи-ка, механика, физика и химия. Кроме того, вводилась система чтения лекций, лабораторной работы и периодические упражнения в решении задач. Чтобы отобрать лучших молодых людей в качестве студентов, были введены конкурс-ные экзамены. Большое значение придавалось отбору профессоров, среди кото-рых оказались видные ученые. Эти нововведения в инженерном образовании имели большой успех, и другие страны последовали примеру Франции. В 1810 г. в Петербурге был открыт Институт инженеров путей сообщения (ныне Пе-тербургский государственный университет путей сообщения), для организации которого были приглашены французские инженеры, и в течение первых два-дцати пяти лет существования школы занятия в классах велись на французском языке. Начальником Института был назначен Августин де Бетанкур.

Среди профессоров института были такие известные французские спе-циалисты, как Г. Ламэ (1795—1870) и Б. П. Е. Клапейрон (1799—1864). В 1820 году эти двое молодых инженеров, окончив Политехническую школу и фран-цузскую школу горных инженеров, прибыли в С.-Петербург, чтобы препода-вать в новой русской инженерной школе. Они были не только преподавателями института, но и инженерами-консультантами на различных стройках, проводи-мых правительством, например, в период строительства Исаакиевского

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»