Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Принятие христианства на Руси и его историческое значение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Содержание

стр.

1. Русь языческая ……………………………………….. 2

2. Крещение Руси князем Владимиром ………………... 7

3. Историческое значение принятия Русью

христианства ………………………………………... 16

4. Список использованной литературы ………………… 18

1. Русь языческая

До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гра-жданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варя-гами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправ-дывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христи-анства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждеб-ными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».

Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут «от-цом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядом по-смотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и записал в своей бессмерт-ной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа стра-ны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно другим, обра-зовалось могущественное государство, но явление замеченное Геродотом оста-ется в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.

Более полное описание племен, обитавших на территории древней Руси, можно найти у Н. М. Карамзина. Он пишет: «Многие славяне, единоплеменные с лехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской гу-бернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем лехов, основателей государства польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа в Могилев-ской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древ-ляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии; ду-лебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днест-ру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в ок-рестностях гор карпатских; северяне, соседы полян, на берегах Десны, семи и сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после рождества Христова основали Новгород».

Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, ка-кое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С. М. Соловьев в своих сочинениях. Он считал, что «Природа роскошная с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. . . Природа более скудная на свои дары. . . держит человека всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится он к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить сво-ему влиянию племена с характером противоречивым». С другой стороны, щед-рая природа развивает в народе чувство красоты, здесь господствует стремле-ние к искусству, в таком народе женщина не может быть исключена из обще-ства мужчин. Но среди природы относительно не богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа явля-ется более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что, разумеется, при-водит к еще большей суровости нравов. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере южного и северного народонасе-ления Руси.

При изображении нравов и обычаев славян, было замечено, что родовой быт обусловливал между ними вражду, на что указывает летописец: «как скоро, - говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого устава».

О быте восточных славянских племен летописец оставил нам следующее известие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый вла-дел родом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озе-рах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Славяне жили в деревянных избах, нахо-дящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жи-тельства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями бес-прерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов.

Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков.

Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непо-нимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особен-ностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьез-ные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показыва-ла самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение отдельных влия-тельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками.

Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посто-ронним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суе-вериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов - "вол-хвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать.

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несча-стным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Ре-лигия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арий-ских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям.

Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровожда-лось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства евро-пейских народов стало их приобщение к христианству.

К концу IX века область России вследствие природного влияния раздели-лась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находи-лись в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться знамени-тым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с бере-гов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море.

Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских эле-ментов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и сла-вянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с хри-стианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).

Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они мно-го времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Визан-тии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.

В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование русской государ-ственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внеш-няя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.

В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в неко-торых местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопас-ности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он пере-стал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»