Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Происхождение государства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание.

стр.

Введение: общество и власть. ………………………... 3

1. Плюрализм теории происхождения государства. 4

2. Первобытное (догосударственное) общество: ……

а). ирокезский род,

б). греческий род,

в). род в Риме,

г). род в кельтов и германцев. 6

Заключение. …………………………………………… 21

Литература и источники. ……………………………... 23

Введение

Общество и власть

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущ-ность которого заключается в многообразных (экономических, нрав-ственных и других) связях и отклонениях между людьми, их объеди-нениями и общностями. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, группо-выми, этническими, семейными, сословными, классовыми отноше-ниями и интересами. В обществе прежде всего действуют не биоло-гически, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных от-ношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно – ис-торически, выделять различные общественно – экономические фор-мации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социали-стическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (лич-ность, семья, нация и другие).

Общество появилось когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как го-ворил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэто-му важнейшая черта общества заключается в том, что оно представ-ляет собой систему взаимосвязей различных существ. взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В различные периоды исторического развития общество прини-мало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, то есть экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого рас-слоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человече-ским обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управ-ляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособ-ность. Под воздействие власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контро-лируемых связей, а совместная жизнь людей становится организо-ванной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта)1 – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Од-нако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) власт-вующих своей воли подвластным, а с другой стороны подчинения подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъекта-ми. Власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть ни кому не принадлежащей, власти нет и не может быть. Вот почему в учении о власти важное место занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.

Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего вла-ствующий и подвластный отчетливо различаются и занимают раз-личное положение в обществе.

Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную во-лю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных, то есть опирается на силу авторитета. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, гос-подствовать над подвластными.

1. Плюрализм теории происхождения государства

Плюрализм народных взглядов на теорию происхождения госу-дарства и права обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Согласно данным воззрениям го-сударство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. На-род должен беспрекословно подчиняться всем велениям го-сударственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – есте-ственное продолжение власти отца (патриарха), который за-ботится о членах своей семьи.

3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории счи-тают, что государство произошло от права собственника на землю (патримонизм). Из права владения землей власть авто-матически распространяется и на проживающих на ней лю-дей.

4. Договорная. (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,

П. Гольбах, А. Радищев). По мнению этих мыслителей, госу-дарство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосудар-ственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Рус-со) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в со-ответствии со своими естественными правами. Но не сущест-вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству, как органу, представляющему их общие интерес, а государст-во, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Ес-ли же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия. (Дюринг, Каутский). Сторонники этой тео-рии утверждают, что государство возникло как результат на-силия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их вза-имной борьбе, по мысли Л. Гумпиловича, «мы можем при-знать главные, основные части, действительно краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу пре-вращаются в классы и сословия. Из этих племен создается го-сударство. Они и только они предшествуют государству.» [Л. Гумпилович. Общее учение о государстве. Сиб-1910.С-47, 120-121.] Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая. (Л. Петражицкий). Возникновение государ-ства объясняется свойствами человеческой психики, потреб-ностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поис-ку авторитета.

7. Марксистская. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат из-менения социально-экономических отношений, способа про-изводства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С унич-тожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Каждая из них является лишь определенной сту-пенькой к познанию истины.

2. Первобытное (догосударственное) общество

Наша литература длительное время освещала до государствен-ное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального ис-следования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослежива-ется жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX века благодаря успехам археологов и этнографов представления о перво-бытном обществе существенно обогатились, был преодолен односто-ронний евро-центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту на-учного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация до-государственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права опреде-ленную методическую ценность имеет выделение двух главных пе-риодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей эко-номики (охота, рыболовство, собирательство), производящей эконо-мики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первобытному периоду в основном соответствует ма-теринский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо обра-зом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном слу-чае оно обречено на превращение в стадо, толпу.

Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему.

Их трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимают только две первые и переход к третьей.

Каждую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»