Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

Реферат по истории России на тему:

Влияние идей Просвещения на личность и политическую деятельность Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм.

Выполнила студентка

I курса д/о 21 группы

Дороганич Ольга

Научный руководитель

док.ист. наук

проф. Андреев И.Л.

Москва 2002 год

Введение

В отличии от многих других государей, в разное время занимавших рос-сийский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политиче-скую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг про-светителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро при-зывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве госу-дарства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, кото-рые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатери-ной авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны. Новые зако-ны должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство стано-вилось правовым - «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от при-надлежности к тому или иному сословию. Причем привилегии - это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое, отведенное ему место.

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо». Следить же за тем, чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать жизнь населения - од-на из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна функция государства - забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.

"Кто хранит законы и владеет народами, - писал Ф. Фенелон в своей зна-менитой книге "Приключения Телемака", - сами должны повиноваться законам; всегда подобает закону царствовать, а не человеку". Еще позднее пером француз-ских просветителей понимание смысла закона углубилась: для блага общества не-достаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать тиран-ских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из древнегрече-ской истории и правления знаменитого Драконта). Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государствен-ная забота о его исполнении - дело разумного, понимающего границы своей власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенно-го", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия - часть Европы и, следовательно, у нее общая с Европой судь-ба.

I Екатерина и просветители.

Будучи еще великой княгиней Екатерина пристрастилась к чтению. Одна-ко, отвергнув популярные тогда среди европейских аристократок любовные рома-ны, принялась за более серьезную литературу. Случайно попавшие к будущей им-ператрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами. Идеи лучших европейских умов второй половины XVIII века глубоко проникли в ее душу и остались там навсегда. То, что не все из ее планов претворились в жизнь - это факт, но то, что до конца своих дней Екатерина II осталась приверженецей теорий Просвещения так же нельзя отрицать.

Россия со своим крепостническим режимом, низкой грамотностью насе-ления и общей отсталостью развития в целом представлялась как Екатерине, так и деятелям французского просвещения страной больших возможностей, где реализа-ция этих идей должна была принести самые ощутимые результаты. Будучи уже им-ператрицей Екатерина II пишет: «Я люблю страны еще не возделанные, верьте мне, это лучшие страны. Я годна только в России; в других странах уже не найдёшь свя-щенной природы; все столько же искажено, сколько чопорно».

Екатерина собиралась «возделать» Россию по образу и подобию правового государства, в теории разработанного французскими просветителями. Она стала по-слушной и ревностной ученицей Вольтера, Д'Аламберта, Дидро. Всю жизнь она ве-ла с ними переписку, спрашивала и самое главное часто прислушивалась к их сове-там.

Однако Екатерина отлично различала границу между теорией и политиче-ской практикой. Примером этому служит диалог между императрицей и Дени Дид-ро. Во время визита Дидро в Россию они очень часто беседовали, философ почитал своим долгом наставлять императрицу в том, как ей надобно поступать, и, кажется она внимала его речам, однако не спешила исполнять советы. Когда же Дидро по-интересовался у государыни, почему она не бросается немедленно исполнять его указания, Екатерина отвечала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо. Составляя планы различных преобразований, вы забываете различие наших положений. Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы».

Еще ранее, во время путешествия по Волге в 1767 году она писала Вольте-ру, торопившему ее с изданием новых законов: «Подумайте только, что эти законы должны служить и для Европы и для Азии; какое различие климата, жителей, при-вычек, понятий! Я теперь в Азии и вижу все своими глазами. Здесь 20 различных народов, один на другого не похожих. Однако ж необходимо сшить каждому при-личное платье. Легко положить общие начала, но частности? Ведь это целый осо-бый мир: надобно его создать, сплотить, охранять». И это при том, что обычно Ека-терина держала себя по отношению к Вольтеру, с которым активнее всего перепи-сывалась, скромной ученицей, стремившейся воплотить в жизнь его идеи.

II Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными.

Характер абсолютного монарха всегда очень сильно сказывался на его правлении. Умения вести себя объективно в той или иной ситуации, держать себя в руках, не поддаваться сиюминутным страстям, на мой взгляд, одно из самых важ-ных и необходимых качеств государя. Екатерина же обладала целым рядом таких свойств.

Прекрасное знание и тонкое понимание психологии, способность ладить с самыми разнообразными людьми и использовать их лучшие качества, мириться с их недостатками, если они компенсировались компетентностью и талантом, отличает Екатерину - императрицу от многих ее предшественником и потомков. Уже с само-го начала царствования она сознательно старалась изменить саму атмосферу цар-ского двора, принципы подбора высших должностей. Так, в ответ на просьбу об от-ставке П.А. Румянцева, бывшего в фаворе у Петра III и опасавшегося потому опалы, она отвечала: «Вы судите меня по старинным поведениям, когда персоналитет все-гда превосходил качества и заслуги всякого человека, и думаете, что бывший ваш фавор ныне вам не в прок служить будет, неприятели же ваши тем подкреплять себя имеют. Но позвольте сказать: вы мало меня знаете. Приезжайте сюда, если здоровье ваше вам то дозволит; вы приняты будете с тою отменностью, которую ваши отече-ству заслуги и чин требуют».

Екатерина II умела сохранять выдержку в любой ситуации, не была под-вержена вспышкам беспричинного гнева и старалась никогда не действовать по первому побуждению. Екатерина признавалась: если при чтении принесенного ей документа она испытывала раздражение, то, по возможности, всегда старалась от-ложить решение до следующего дня. Если же решение требовалось принять скорее, а она чувствовала, что слишком возбуждена, то начинала ходить по комнате, пить воду и, только окончательно успокоившись, снова бралась за дела, причем стреми-лась вникнуть во все детали и нередко снова и снова запрашивала министров о под-робностях.

Такие особенности ее характера, на мой взгляд, обусловлены несколькими основными причинами:

1. От рождения немка, Екатерина, унаследовала от своего народа природ-ную сдержанность, умение действовать разумом, а не чувствами, серьезное отноше-ние к деталям. Можно заметить, что этих черт характера, столь ярко выраженных в жителях Европы, и, как уже раньше говорилось, необходимых для монарха, часто недоставало, да и до сих пор не достает российским государственным деятелем. Конечно это довольно спорный вопрос, но я высказала свою точку зрения.

2. Также надо отметить, что на Екатерину подействовали и идеи просвеще-ния, гуманные по своей сути. Естественно, что государственный деятель 18 века, следующий канонам передовой мысли просвещения не может позволить себе опи-раться на сиюминутные эмоции, затмевающие, как правило, здравый смысл.

III Наказ Уложенной Комиссии

1. Общая оценка

Детальность, доскональность, вдумчивость была присуща не только

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»