Университетский лицей
Кафедра истории и права
Выполнила учащаяся 5 Б класса
Петрозаводск
2003г.
Содержание
Стр.
1. Вступление 3
2. Зрелища и развлечения 4
2.1 Римский театр 5
2.2 Гонки на колесницах 6
2.3 Гладиаторские бои 7
3. Заключение 9
4. Список литературы 10
1. Вступление
У многих римских граждан было много свободного време-ни, так как вместо них работали их рабы. Узнать о том, как рим-ляне проводили свободное время, нам помогают археологические раскопки, изучение мозаик, росписей и сочинений древнерим-ских писателей.
В этом докладе я опишу только некоторые излюбленные развлечения римлян.
2. Зрелища и развлечения
Общественные развлечения и зрелища в Риме носили на-звание луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за дру-гом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально по-строенных для этого зданиях.
Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занима-лись бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.
Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К чис-лу азартных игр с монетами относилась игра “голова или ко-рабль” – римский вариант нашей игры “орел или решка”.
Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воз-душных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным заняти-ям взрослых.
2.1 Римский театр
Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установи-лись тесные связи.
Вначале, представления происходили в примитивных дере-вянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме пер-вый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской импе-рии. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности.
Для каждого класса римского общества была предназначе-на своя часть зрительного зала. Чем беднее были зрители, тем выше были места для них. Прямо перед сценой иногда устанав-ливались дополнительные скамьи, лучшие места на которых предназначалась для сенаторов.
Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры наде-вали маски, т. к. римские пьесы были построены на определен-ных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних ря-дов понять, кто есть кто на сцене. Сначала только мужчины мог-ли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.
Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латин-ский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Не-смотря на то, что по началу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Терен-ций. Постепенно театральные представления становились всё бо-лее зрелищными, способными соперничать со скачками и обще-ственными играми. Теперь зрители приходили в театр полюбо-ваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами
2.2 Гонки на колесницах
Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.
Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кру-гов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, на-пример изображений дельфинов или огромных яиц, закреплен-ных на столбах на возвышении центральной части арены.
Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинст-во зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок стано-вились очень богатыми и популярными людьми.
Руководил гонками какой–нибудь крупный государствен-ный деятель или лично император, подававший знак к началу за-езда, бросив белый платок со своей трибуны.
2.3 Гладиаторские бои
Огромное количество поклонников собирали гладиа-торские игры. Для проведения этих игр в большинстве го-родов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрите-лей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь ка-кого-нибудь знаменательного события, например победы в круп-ном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.
Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщи-ки, акробаты, жрецы и музыканты.
Затем следовала травля зверей. Некоторых редких живот-ных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийст-ва тысяч людей и животных. После боев обычно выступали ко-мики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.
Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или ра-неный гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь крика-ми зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, ка-кая участь ожидает побежденного. Если большой палец подни-мался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.
3. Заключение
Отдых — после дел, — говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали се-бя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ниче-го не делать.
Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и осо-бенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гла-диаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Одни ис-кали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлече-ний.
4. Список литературы
1. Всемирная история: Энциклопедия для детей. – М.: АВАНТА+, 1993
2. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. – М.: РОСМЭН, 1994.
|
|