Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Реформы Столыпина

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Столыпин и революция сверху.

Очевидно, что оригинальность, приписываемая нами стратегиям тех политических вождей России, которых мы будем обсуждать ниже, не харак-теризовалась некой абстрактной "новизной", последовательной и закончен-ной. Эти стратегии представляли собой меланж уже высказывавшихся и за-имствованных идей и совершенно новых взглядов, переплетавшихся с праг-матическими проектами и тактическими компромиссами. В результате часто выходило нечто противоречивое и постоянно меняющееся. Но этих деятелей объединило, выделило из всех прочих и обеспечивало их политическое влия-ние одно особое свойство - их аналитическая жизненная сила, т.е. способ-ность отбросить господствующие представления прошлого и пойти нехоже-ными тропами, пытаясь взаимодействовать с той неожиданной Россией, кото-рая вдруг открылась в процессе революции. На личностном уровне это свой-ство базировалось на способности быть достаточно безжалостным по отно-шению к собственным социальным или интеллектуальным истокам, дистан-цироваться от них и мыслить "крупномасштабно", т.е. уметь оставить не-спешное копание в интеллектуальных завалах ради создания грандиозных проектов социальных преобразований. Результат зависел прежде всего от об-щей социальной ситуации, но также и от способности лидеров выбирать пра-вильную тактику, а в особенности от их умения блокироваться с союзниками и вести свои "кадры" через жестокие политические столкновения, которые неизбежно возникали, когда священным коровам и их верным пастухам бро-сался вызов.

С 1906 г. в правительственном лагере такой фигурой был Петр Столы-пин. Многое было сказано его бывшими помощниками, врагами и биографа-ми о том, что его проекты были вовсе не оригинальны, заимствованы из кон-цепций других людей и тех многочисленных программ, которые пылились в архивах Министерства внутренних дел России. Во многом это действительно так. Вовсе не Столыпину принадлежит авторство ключевых элементов ре-форм, которые связаны с его именем. Роль Столыпина заключается в том, что он собрал эти элементы воедино и придал им особую легитимность в контек-сте революции, подкрепил их авторитетом человека, который в своем качест-ве рыцаря контрреволюции на какое-то время стал любимцем правителей России и поставил им на службу совокупность административных ресурсов, находившихся в распоряжении премьер-министра и Министерства внутрен-них дел. Кроме того, речь здесь идет о сильной личности, которая упивалась своей центральной ролью в разворачивавшейся общественно-исторической драме. Энергичный, молодой (в свои сорок три года Столыпин стал самым молодым министром России), работоспособный, честолюбивый и гордый, красноречивейший защитник монархии в парламенте, - он не мог не остаться в памяти и друзей и врагов как "последний великий защитник самодержавия".

Столыпинский генеральный план по переводу Российской империи в новую эру (и уготованная им для себя роль "второго Бисмарка", выражаясь языком того времени) был в основных его звеньях разрушен российским кон-сервативным лобби. Из оставшихся обломков лишь один закон был принят и введен в действие - закон о землевладении и землеустройстве. Эти законода-тельные акты и получили название "столыпинской реформы" в анналах по-следующих поколений. Фактически речь шла о куда более широком "пакете реформ", связанных внутренней логикой в новый политический курс. Этот пакет реформ содержал видение новой России - "великой России", противо-поставленной Столыпиным в его знаменитой речи "великим потрясениям", которых, по его мнению, желали радикалы и революционеры. Главными эле-ментами реформы были как преобразование российской деревни - речь идет о более чем 80% населения страны, - так и перестройка государственной маши-ны. Также предполагалось сделать более мирной внешнюю политику России, шире вовлекать в политические и экономические процессы те этнорелигиоз-ные меньшинства России, которые могли способствовать оживлению ком-мерческой деятельности, усовершенствовать систему образования и создать всеобщую систему социального обеспечения для городских наемных рабо-чих. Когда система управления будет усовершенствована и сельское общест-во преобразовано (и таким образом будет выбита почва из-под ног эсеровско-го движения, чье воздействие на общинное крестьянство Столыпин считал главной непосредственной угрозой самодержавию), Россия начнет движение к тому, что впоследствии будет названо саморазвивающимся ростом благо-состояния, производительности и культуры, а следовательно, и политической мощи. Предполагалось, что тогда, как и раньше, общественная самодеятель-ность должна будет сочетаться с энергичным правительственным вмешатель-ством. На выполнение этой программы был отведен короткий и четко опре-деленный период времени - "двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего", после чего, обещал Столыпин, "вы не узнаете нынешней России!". Столыпин впервые обнародовал эти планы в своей речи на открытии Второй Думы в 1907 г. Среди самых неотложных мер он назвал тогда не только подавление революционного движения, но и разрушение общинного землевладения, а также административные реформы, которые охватили бы (помимо аппарата Министерства внутренних дел) выборные городские власти, суды и полицию. За этими мерами должны были последовать реформы в армии и на флоте, уравнение в правах старообрядцев и расширение прав еврейского населения, совершенствование железнодорожной сети, создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения, введение (в долгосрочной перспек-тиве) обязательного бесплатного образования, узаконение новых гражданских прав и реформа налогообложения. Очевиден был несгибаемый монархизм Столыпина и его страсть к "закону и порядку". ("Не запугаете", - рявкнул он в ответ на яростные нападки оппозиции в Думе, последовавшие за его обеща-нием "восстановить порядок и спокойствие" мерами правительства "стойкого и чисто русского".) Он продемонстрировал серьезность этих намерений и созданием военно-полевых судов, и широким применением смертной казни, и разгоном Второй Думы в ходе государственного переворота, в результате ко-торого был изменен избирательный закон. Однако этот подлинный контрре-волюционер понимал с самого начала, что "реформы во время революции не-обходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внут-реннего уклада. Если заняться исключительно борьбою с революцией, то в лучшем случае устраним последствие, а не причину... Там, где правительство побеждало революцию (Пруссия, Австрия), оно успевало не исключительно физическою силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ".

В 1906 г., в период между роспуском Первой Думы и созывом Второй Думы, столыпинское правительство оформило законодательно основные эле-менты своей аграрной реформы. Избранная тактика заключалась в том, чтобы однозначно продемонстрировать, что инициатива исходит от правительства, а не от парламентариев, чья благонадежность была поставлена под сомнение.

Большая часть столыпинских указов 1906 г. довольно безболезненно воплотилась в аграрный закон 1910 г. К тому времени он уже фактически вы-полнялся в течение более чем трех лет. Ряд "аграрных" указов начался указа-ми 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удель-ных земель с целью последующей их распродажи крестьянам по цене на два-дцать процентов ниже рыночной. В октябре было отменено положение, по которому крестьяне обязаны были испрашивать согласия общины на внутри-семейный передел земли и на получение паспорта для выезда из деревни. Также было отменено право земских земельных начальников по собственно-му усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян. 9 ноября вышел самый важный указ в этом пакете - утверждавший права главы каждого крестьянско-го двора приватизировать общинные земли, находящиеся в его владении. Од-новременно утверждалось право требовать объединения разрозненных поло-сок земли в единый надел (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить). Позднее было принято ре-шение, что согласия половины крестьянских дворов было достаточно для от-мены передельной общины и перехода всех общинных земель в частную соб-ственность их держателей. Указом от 15 ноября разрешался заклад общинных земель, что открыло новую сферу деятельности для Крестьянского банка, чьи фонды значительно увеличились, а также расширило кредиты, доступные бо-лее состоятельным крестьянам. Ряд дополнительных шагов завершал эти ре-формы. Так, был введен в действие законопроект, согласно которому семей-ная собственность на землю заменялась индивидуальной частной собственно-стью. Была создана административная система, направленная на совершенст-вование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и осо-бенно на создание хуторов. Такие хозяйства, базирующиеся на целом куске земли, стоящие отдельно от деревни, были официально провозглашены опти-мальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами, когда проводились земельные продажи государст-венным Крестьянским банком, когда предоставлялись государственные кре-диты и когда приватизировалась общинная земля. Государственные земли были предложены для колонизации в азиатской России и на Кавказе крестья-нами Центральной России. Эта колонизация частично финансировалась пра-вительством. Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. в закон Государственный совет "ужесточил" его, добавив положение, по которому все общинные земли, которые не подвергались полным земель-ным переделам с 1861 г., объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины объявлялись несуществующими. Сравнительно гладкий переход столыпинских указов в законы объясняется тем фактом, что на этот раз боль-шинство российского чиновничества, помещиков и ближайшего окружения царя (тех, кого русская образованная публика называла камарильей), а также российские монархисты-реформаторы и большинство консерваторов этого крыла оказались

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»