Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М.Дьяконов "Люди города Ура"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Калужский Государственный Педагогический Университет

им. К.Э. Циолковского

Рецензия на монографию по истории древнего мира

И.М. Дьяконов. Люди города Ура.

Издательство: «Наука». Главная редакция восточной литературы.

М., 1990.- 429с.: ил.

Студентки 1-го курса заочного отделения

Исторического факультета

Авдюничевой Наталии Николаевны

КАЛУГА

2001

ПЛАН

1. Сведения об авторе ……………………………………3

2. Структура текста ……………………………………….4

3. Анализ содержания монографии по главам ……5

4. Источники …………………………………………………21

5. Сравнение выводов автора с точками зрения других исследователей …………………………………22

6. Заключение ………………………………………………..25

7. Список используемой литературы ………………..26

Сведения об авторе

Автор этой книги – Игорь Михайлович Дьяко-нов, воспитанник Ленинградского университета (1931-1937), участник Отечественной войны, в те-чение четверти века – хранитель клинописной кол-лекции Эрмитажа, известный специалист по соци-альной истории и языкам древнего Ближнего Восто-ка, иностранный член Британской Академии, почет-ный член Американской Академии наук и искусства и ряда других ученых обществ многих стран, по-четный доктор гуманитарных наук Чикагского уни-верситета, главный научный специалист Института востоковедения Академии наук СССР. В своих исто-рических исследованиях, начиная с 1949г. И.М. Дьяконов разрабатывал теоретические вопросы об-щественного строя почти всех древних государств Ближнего Востока. Настоящая книга была закончена в 1981г. В ней на основе подлинных клинописных документов, впервые прочтенных и интерпретиро-ванных автором, показана на материале повседнев-ной жизни нескольких семей, которые жили в горо-де Уре на юге Вавилонии накануне завоевания страны царём Хаммурапи, конкретная картина ти-пичного древнего общества И.М. Дьяконову принад-лежит также ряд монографий по малоизученным язы-кам и письменностям древнего Востока, этногенезу и сравнительному языкознанию.

Структура текста

Монография И.М. Дьяконова «Люди города Ура» состоит из девяти основных глав:

1. Историческое введение

2. Люди Месопотамии: внешний облик

3. Город Ура при сыновьях Кудурмабуга.

Приложение к главе 3: отожествление домов, где найдены документы.

4. Купец, мореплаватель, литейных дел мас-тер

5. Школа и наука

6. Семейная община в селе и в городе. Дель-цы и торговцы, жрицы и жрицы.

7. Рабы и беднота.

8. Храмовые служители и ещё одна школа.

9. Супруга бога Луны.

В дополнение к девяти основным главам имеется ещё «Примечание», «Список сокраще-ний», таблица старо-вавилонских единиц мер, написанные Л.В. Бобровой «Городотопографиче-ский указатель», «Индекс источников», «Sum-mary».

Анализ содержания монографии по главам.

В данной книге речь идет «об одном очень древнем городе Нижней Месопотамии, хотя и не о его первых временах: к той поре, о которой здесь рассказывается, в Нижней Месопотамии про-шло уже более тысячи лет существования городов и государств»1.

Данная глава начинается с социально-экономической, политической оценки развития об-щества Месопотамии, которое по мысли автора, развивалось иначе, чем в других древних стра-нах»2 (кроме Египта), в период, предшествующий началу господства 3 династии Ура (с 2111 г. до н. э.) В то время, как отмечает автор, непомерно вырос царский сектор хозяйства, включавший и хо-зяйство храмов; он-то и поглотил едва ли не большую часть сельскохозяйственных территорий и всё ремесло, тоже касается и обмена, который был целиком в руках царских агентов – тамкаров. Од-нако Дьяконов И. М. Не располагал данными о том, что и при 3 династии Ура общинно - частный сектор всё же не вовсе был вытеснен царским хо-зяйством или поглощен им. В протоколах судебных процессов упоминается «городской старейшина», который непосредственно относится к структуре общинного самоуправления. Отсюда автор делает вывод, что общины с какими-то правилами суще-ствовали и при династии Ура, причём эти права касались местного самоуправления.

Дьяконов И.М. отмечает деспотичность и жестокость этой династии. Но несмотря ни на что автор говорит о процессе расселения жителей за пределы городов.

________________

1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.7

2 Тамже

Это явление было невозможно в предшествующий раннединастический период - период войн между собой всех отдельных мелких номов. Город не представлял собой нечто особенное, так как цар-ский сектор настолько доминировал во всех отрас-лях экономики при 3 династии Ура, что именно он определял лицо нижнемесопотамского города того времени. Автор говорит о том, что город этот ес-ли и заслуживал внимания то только благодаря культуре вавилонской, оказавшей влияние «на культуру всего человечества»1. Начало 2 тысяче-летия до н.э. - время этой эпохи, которая рас-сматривается в данной книге. Хотя 3 династия Ура оказала большое влияние на данный период, но по-ложение в Нижней Месопотамии очень изменилось, по сравнению с предшествующей эпохой. Но пере-житки ещё сохранились, так как речь идёт «не о процессе становления города, растущего естест-венным путём из более ранних общинных структур, а об образовании города особого типа, возникшего в результате крушения почти полной хозяйственной монополии деспотического царского хозяйства, ко-торая господствовала здесь в предшествующий пе-риод»2. Далее автор рассказывает об истории царя Ибби-Суэна, его полководца Иссиби –Эрру, о собы-тиях 2025-2004 гг., падении 3 династии Ура, Ур-ского государства под ударами аморейских (запад-но-семитских) скотоводческих племён, нашествии эламитов (2003 - 1196 гг до н. э.), их уходе и оставлении ими древней столицы царям Иссина, ко-торые с того времени стали её понемногу отстраи-вать.

Ниппур становится культовым центром. 100 - 150 лет спустя в Нижней Месопотамии можно встре-тить частные мастерские и частную торговлю. Сис-тема пайков была заменена раздачей царскохрамо-вой земли в частные владения. Войско в основном

_____________

1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.10

2 Там же

состояло из наёмников - амореев. Иссиме Даган-царь Иссмена (1953-1935 гг. до н.э.) сыграл большую роль в истории Ура. Он назначил в Ур в 1927г. до н.э. верховной жрицей свою дочь Эн-Анатум. В 1932 г. Гунгунум объявил себя в Ларсе царём. Он был потомком вождя южных амореев, ко-торые после событий 2025-2004г. до н.э. стали селиться в городе Ларса, не оспаривая власть ис-симских царей. Примеру Гунгунума вскоре после-довали другие вожди аморейских племён. В течение 7 лет они захватили власть в Нижней и Верхней Месопотамии и в Сирии, точнее в городах ранних районов. Однако в первой половине 18 в. до н.э. Эти города за исключением Янхада были объединены под властью Хаммурапи вавилонского. Период прав-ления амореев отмечен появлением международной торговли, которой теперь занимались владельцы общинной земли, ростом частного хозяйственного сектора, при этом основой подлинной собственно-сти на недвижимость было членство в общине. Рас-тет значение общинных органов самоуправления. Храмы возвращают себе положение центров своих общин, они получают значительную самостоятель-ность от царской власти, распространение получа-ет купля-продажа храмовых должностей.

«Старо-вавилонский» период в истории Нижней Месопотамии был временем расцвета рабства, при-чём раба лишали права свидетельствовать в суде. В это время появляется небольшой внутренний ры-нок; широко расцветает ростовщический кредит; в Ларсе, но не в Уре широко распространена купля-продажа финиковых плантаций, а также полей. Куп-ля земли в царстве Ларсы по большей части была запрещена. Земля считалась собственностью богов и общины. От общины обособились храмы и «дом» царя. Продажа земли, закабаление и обезземелива-ние бедноты считается нежелательным. Общество Ларсы делится на три класса:

1) класс, пользовавшийся эксплуатацией раб-ского и иллотского труда; это «царская семья и круг царских приближенных, которые жили за счет доходов с царского хозяйства и дележа налогов, верхушка храмового хозяйства и частные лица, члены городских сельских общин, имевшие рабов и эксплуатировавшие рабский труд»1;

2) класс, не эксплуатирующий никого и не эксплуатируемый; это «земледельцы, организован-ные в большие семейные общины, и ремесленники»2;

3) класс эксплуатируемых; это собственно ра-бы и иллоты. Дьяконов И. М. считает, что сущест-вующие сословия в царстве Ларсы обозначали по аналогии с царствами Эмнуны. Автор выделяет два таких сословия: 1) «все те люди царские и храмо-вые, которые были обязаны материальными постав-ками,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»