Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Роль женщины в 17 веке

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


--- ---

Глава 2

Заключение брака.

В обстановке преобразований начала XVIII в. власти предприняли попыт-ку перестроить институт брака на более разумных началах, чем прежде. В первых указах Петра по поводу брака чувствуется как знакомство с евро-пейскими обычаями и формами жизни, так и личная заинтересованность законодателя, ибо заключенный по «старине» первый брак Петра оказался весьма неудачным. Простое и непреложное правило декларировал Мор-ской указ Петра I : «Все должны быть послушны государю во всех тех де-лах, которые к пользе государя и государства касаются». Понятие госу-дарственной пользы, применительно к семейно-брачным отношениям кон-кретизировалось таким образом: Принудительные браки не способствуют росту рождаемости, следовательно, они должны уступить место более свободным бракам, которые умножат численность населения. В свою оче-редь это должно было принести определенную пользу Отечеству, посред-ством увеличения работников и служащих государства.

Специальным указом Петр повелел в 1702 г.

не составлять более рядных сговорных и зарядных записей и не регистри-ровать их в Приказе крепостных дел. Вместо сговорных записей велено было писать росписи приданому без «заряду» Жених и невеста должны были за шесть недель до венчанья. Таким образом, старомодные смотрины были заменены обручением. Свидание жениха и невесты стало непремен-ным условием обручением. Помолвка могла быть расстроена, если «после сговору и обручения жених невесты взять не похочет или невеста замуж идти не похочет же, и в том быть свободе».

Законодатель решительно порывал со стариной и обычаем. Прежде от же-ниха старательно прятали выбранную семьей невесту. «Если же кто-нибудь захочет жениться, то нужно поговорить с родителями девушки: В

случае согласия на брак он посылает одного из самых верных родственни-ков или друзей посмотреть сказанную девушку и тот рассказывает ему о своем впечатлении, и по этому рассказу заключают, а кто нарушит обе-щание, платит условленную между ними сумму денег. После заключения этого договора он может пойти посмотреть свою супругу»

Существовал также другой вариант подобного сватовства, ведь прежде, молодой человек мог лишь косвенно, через «смотрительниц», осведо-миться насчет внешности невесты; девица вообще не могла высказать сво-его мнения и отношения к происходящему, когда решалась ее судьба. «Молодым людям и девицам,– писал Адам Олеарий,– не разрешают само-стоятельно знакомиться» Сигизмунд Герберштейн в своих записках писал: «Бесчестным и позорным считается для молодого человека самому свататься за девушку, чтобы ее отдали ему в супружество»

Сама церемония свадьбы тоже ярко и подробно отражена в записках ино-странцев. Можно привести один из примеров, содержавшийся в работе Жака Маржерета: «Вдень свадьбы ее (невесту) отводят в церковь, закрыв лицо покрывалом, Так что она не может никого видеть, и никто не видит ее лица. Затем таким же образом ее приводят и сажают за стол, и так она остается закрытой до завершения свадьбы». Интересную традицию опи-сывает и Адам Олеарий: " при женитьбах они (русские ) также принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родст-венниками по крови, охотно избегают браков со всякими родственниками и даже не желают допустить , чтобы два брата женились на двух сестрах или чтобы вступали в брак лица, бывшие восприемниками при крещении того же дитяти. Они венчаются в открытых церквях с особыми церемо-ниями и во время брака соблюдают такого рода обычаи». Сигизмунд Гер-берштейн в Записках о Московии писал: они (русские) считают ересью, если родные братья женятся на родных сестрах" . В нынешние и в более поздние времена сохранился обычай: "им (новобрачным) нужно получить благословение священника или монаха, прежде чем войти в церковь" .

В эпоху петровских преобразований и реформ положение дел резко изменилось. Теперь жених своей волей мог отказаться от нареченной, если под каким-нибудь предлогом ее не показали, не дали лично удостоверится в правильности своего выбора и решения. Невесте также предоставлялось формальное право расторгнуть обручение и расстроить таким образом сго-воренный брак.

Множество примеров указывало на то, что новые формы заключения брака получили распространение среди населения, хотя различные слои и группы по -своему преломляли обращенные к ним указы и вносили в них поправки. Известный промышленник и публицист петровского времени Иван Тихонович Посошков составил подробные наставления сыну насчет матримониальных дел. Приметив невесту, поучал отец. Надо сперва на-вести о ней справки, потом ее увидеть «не нарядным делом, но у церкви , или на переходе где,... дабы тебе на девицу зазора какова не навести. Се-бя покажи, если понравился , то и начинай свое дело» .

Условия заключения брака изменялись, когда обычный ход жизни ус-тупал место сложным житейским ситуациям. Одной из таких ситуаций бы-ло рождение ребенка до брака. Церковь строго преследовала людей, по-винных в подобном грехе.

Петровские законы заметно смягчали санкции против отца "незаконно-рожденного" ребенка. Воинский устав Петра предусматривал, что холо-стой мужчина только в том случае обязан женится на чреватой, либо ро-дившей женщине, если он ей все конечно о супружестве обещал. В про-тивном случае его нельзя было неволить к браку. Система штрафов (пла-ты) и наказание со стороны государства рассматривались как побуждение к браку, ибо женитьба освобождала "виновного" от всяких платежей и долгов.

Реформатора занимала мысль о том, как облегчить вступление в брак си-ротам, которые воспитывались в монастырях. Сохранился лишь недатиро-ванный черновой набросок указа, писанный рукой Петра 1, с заниматель-ными и интересными размышлениями на этот счет: "Время определенное сиротам видетца и разговаривать публично для женитьдо, а кажетца, в воскресные дни обедать вместе и разговаривать и по обеде час или два, или как лутче озобретено будет"

Церковь всегда была высшим авторитетом в вопросах семейно-брачных отношений. Уже в конце 17 века церковное руководство пред-принимало слабые попытки изменить привычную форму вступления в брак. В ноябре 1693г. патриарх Андриан обратился к священникам с пове-лением "некреко допрашивати" молодых при венчании, по добру ли со-гласию они вступают в брак, а не от насилия ли или неволи каковы, у стыдливой невесты допрашивать родителей и пр." Патриарший указ был свидетельством благих намерений церкви. Он менял традицию, которая оставляла "молодым мало шансов на выбор "по любви и согласию" . Одна-ко этот указ явился свидетельством того ,что даже церковь, оплот тради-ционализма, к концу 17 века стала задумываться над несовершенством "храмины" , над возведением которой она трудилась много веков.

Вопрос о принудительных браках стал предметом более широкого об-суждения в церковных кругах после того, как один из ведущих идеологов петровского времени Феофан Прокопович издал в 1720 году букварь- ка-техизис под названием "Первое учение отрокам "Одна из заповедей кате-хизиса гласила: "А дети должны родителем всякое усердие... И без их бла-гословения не начинать ни какова дела важного, наипаче не избирать чина жития..." Ф,Прокопович толковал вопрос о родительской воле в традици-онном духе, восходившим к Домострою.

С критикой катехизиса Ф.Прокоповича выступил Дмитрий Кантемир , Он самым решительным образом протестовал против толкования церков-ным идеологом принудительных браков , заключенных по воле родителей, без участия детей , прежде всего заключенных ради имущественных выгод и чинов. Князь не чужд был также и участия в спорах на религиозные те-мы и после прочтения книги Ф,Прокоповича возразил автору в анонимном письме, получившим распространение среди читателей. Феофан, по мне-нию Д, Кантемира, неправильно толкует догмат о первородном грехе. Он полагает, что Бог осудил людей на страдание и смерть временную и веч-ную только за прародительский грех, - Адам и Ева ослушались Господа, сорвали по наущению Змея без спросу яблоко, - и были тотчас изгнаны из рая. Однако смысл этого эпизода не таков- нехороша оказалась человече-ская порода, первые люди обнаружили природную свою испорченность, и дурные качества от них преемственно переходят к потомкам из поколения в поколение. И не за прародительских грех, а за собственные недостатки и дурные навыки осуждаются люди на погибель и на смерть.

Феофан же критики не терпел . Он оспаривал поправку ученого князя: "От таких любопретельных совопросников не следует ли, что простые люди, боясь нравственной порчи детей своих, не захотят им давать полез-ное наставление, и желание царского величества видеть людей образован-ными вотще будет высказано? С таким грубым неискусством как дерзати приступать к учительскому делу и судить чтения богословские?".

Теологический спор Феофан перевел в административное русло и предло-жил не огорчать государя Петра 1. Оппоненту пришлось замолчать.

Споры о пределах родительской власти при заключении браков послужи-ли прелюдией к разработке нового законодательства о браках. 22 апреля 1722 года Петр 1 указал Сенату и Синоду учинить запрещение браков, за-ключенных по принуждению со стороны родителей или опекунов, а также браков "рабов" и рабынь, принужденных к таковому господами всякого звания, Разработка указа натолкнулась на сопротивление в Сенате, оспо-рившем пункт , относящийся к холопам. Петр не принял во внимание мне-ние сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты. Поскольку в столице и в других городах значи-тельную

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»