Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Русские: от язычества к христианству

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


РУССКИЕ: ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ХРИСТИАНСТВУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ. 1

ВВЕДЕНИЕ. 1

САМОБЫТНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ РЕЛИГИИ. 2

ИДЕЯ БОГА. СВЯЗЬ С ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ. 3

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. 5

ОТ “ЯЗЫЧЕСТВА” К ХРИСТИАНСТВУ. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7

ЛИТЕРАТУРА. 8

ВВЕДЕНИЕ.

Надо понять и уверовать в то, что Русь - это мы,

а Древняя Русь - это тоже мы, и если Бог поможет,

то и будущая Русь тоже будем мы!

Ю. Миролюбов.

Последние несколько десятилетий характерны повышенным вниманием к вопросам истории России. Российское общество находится в поиске путей дальнейшего своего развития и, что естественно, обращается в первую очередь к истории, в том числе и к дохристианскому этапу нашей истории. Что может дать ищущему информация, предоставляемая исторической наукой? На-сколько эта информация достоверна, насколько соответствует последующим, более достоверно описанным событиям?

От фундаментальных многотомных исследований прошлого века до современных учебников, формирующих видение ранней российской истории, духовности и культуры на уровне общественного сознания, прослеживается один нехитрый сюжет, сфор-мированный на основе летописей христианского периода: “Повести временных лет” и более поздних.

Несомненно, что “Повесть временных лет” не могла объективно отражать рассматриваемый предмет, поскольку писалась людьми к язычеству вовсе не расположенными. Благодаря чрезвычайной краткости изложения она позволяет достаточно широ-кую трактовку описанных в ней событий. Данные предлагаемые официальной версией истории содержат в этом плане очень мало достоверной информации и в этом сродни мифу. Основные его положения серьезная наука давно опровергла, а он сущест-вует и занимает в общественном сознании довольно прочные позиции. По видимому, такая ситуация является следствием инертности общественного сознания, которому этот миф навязывался в течение столетий, обслуживая определенный социаль-ный заказ. Это стало возможным в условиях недостаточности знаний о нашей ранней истории. Основные положения мифа бази-руются на нескольких спорно трактуемых источниках, которых явно недостаточно для адекватного описания бытия народа, занимавшего огромные территории, ведшего активную культурную, хозяйственную, общественно-политическую жизнь.

Чем больше привлекается материала при анализе исторических событий, тем более точной получается оценка истории. За-казному мифотворчеству противостоит объективный процесс постоянного нарастания объема информации о проблеме, который предоставляет больше возможностей для исследования, позволяет выявить новые закономерности, критически переоценить су-ществующие взгляды и концепции.

Проблема корректной философской оценки дохристианской русской духовной культуры находится в тесной взаимосвязи с двумя другими проблемами, которые необходимо учитывать. Они также имеют свои корни в господствующем в российском об-щественном сознании историческом мифе. Это проблема происхождения русского этноса, этнонима “русь” и происхождение русской государственности .

При поиске ответов на вопросы, поставленные нашей ранней историей со всей отчетливостью проявилась поляризация рус-ского общества на западников и славянофилов, которая существует и поныне. Изучение рассматриваемой задачи осложняется тем, что проблема дохристианской русской духовной культуры, в российской исторической науке, изучалась не исходя из фак-тов, а исходя и концепций, ориентированных на обслуживание определенного социального заказа. Исследуя коньюнктуру соцза-каза можно выделить два периода: дореволюционный и советский.

Основные положения, которыми оперировала официальная российская историческая наука дореволюционного периода при-менительно к ранней русской истории, были сформированы приглашенными из-за границы при Петре I учеными Байером, Мил-лером, Шлецером, развиты М. Погодиным, во многом поддерживались С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским. В целом это направ-ление получило название “норманнизма” из-за приверженности идее норманнского происхождения русской государственности. Для историков и мыслителей этого направления, как правило носителей идеологии западничества, характерен общий подход и к другим вопросам ранней русской истории. Если попытаться обобщить воззрения западников на раннюю русскую историю, то приходится сделать вывод, что государство у нас происхождением скандинавское, духовность - византийская, культура - скан-динавско-византийско-монгольская. Несмотря на то, что эти концепции подверг серьезной критике еще М.Ю. Ломоносов, неод-нократно опровергали другие исследователи более позднего периода [1, с. 261-281] они живы до сих пор, поскольку существует породивший их соцзаказ.

В целом в русской науке дореволюционного периода непредвзятое осмысление нашей древней духовной культуры дохристи-анского периода сдерживалось рядом факторов. Во-первых, официально, на государственном уровне, господствовало мнение, что настоящее духовное бытие русского народа началось лишь с принятием христианства. Во-вторых, это мнение поддержива-лось сформированной церковью на ранних этапах нашей истории концепцией о духовном превосходстве христианства над древней русской религией, противопоставлявшей ее христианству. (Если бы таковой антагонизм на самом деле присутствовал, то невозможно было бы говорить ни о каком восприятии русским народом новой религии, абсолютно противоположной основ-ным духовным установкам господствовавшей прежде. Примером может служить церковный раскол в XVII веке..). В третьих, ученые, которые анализировали проблему, в большинстве сами являлись носителями христианской традиции, а соответственно вышеперечисленных заблуждений. В этом случае вероятность успешной попытки абстрагироваться от неверных концепций, заложенных на уровне воспитания и традиций очень мала.

В оценке рассматриваемой проблемы послереволюционного периода можно выделить два подхода: официальный, представ-ленный советской исторической наукой, который финансировался, издавался, тиражировался и в наибольшей степени связан с формированием советской версии исторического мифа; и неофициальный, представленный, в основном, русской эмиграцией 1-й волны, а также представителями возрождающейся национальной мысли 70-х, 80-х, 90-х годов.

Послереволюционная советская наука пошла по пути антинорманизма и, соответственно, антизападничества. Но, как спра-ведливо отмечает С.Лесной [1], антинорманнизм советских ученых носил половинчатый, непоследовательный характер, посколь-ку сдерживался мнением отцов-основателей марксизма-ленинизма и партийных авторитетов. Поэтому советская историческая наука (за исключением археологии, которая поставляла только факты) не принесла серьезных плодов в решении этого вопроса и заслужила справедливые упреки за “блохоискательство в истории”[1, с.253-261].

Значительными достижениями в области изучения истории России мы обязаны представителям русской эмиграции 1-й и частично 2-й волны, которая выплеснула в Западную Европу огромное количество образованных, мыслящих русских людей. Многие из них будучи за границей духовно не отрывали себя от своей Родины. Революционные потрясения 1917 и последующих годов заставили их по новому переосмыслить все концепции и идеи, которыми жило русское общество добольшевистской России и оценить историю России с русских позиций.

В вопросе изучения дохристианской духовной культуры, как правило, широко используется этнографический материал хри-стианской эпохи. Мы, современные русские, являемся носителями огромного пласта дохристианской русской духовной культу-ры, а поэтому отчасти - предметом исследования в настоящей работе. Изучение язычества в настоящее время - это почти всегда реставрация, поскольку традиция прервалась, живых славян-“язычников” в настоящее время в России практически нет . Ос-новным материалом при реставрации является фольклор, сохранивший во многих областях России еще в начале этого века чер-ты дохристианского мировоззрения наших предков. Значительная часть информации может быть почерпнута из письменных источников христианской эпохи. Например, “Слово о полку Игореве” несмотря на то, что принадлежит христианской культуре, содержит массу информации о т.н. язычестве. Настоящим подарком для исследователей древней русской истории и культуры явилось обретение т.н. “Велесовой книги” - литературного памятника дохристианской эпохи, пролившего свет на многие вопро-сы древней русской истории и русской духовности.

Основные положения настоящей работы не противоречат исторической фактологии XIX века, поэтому в качестве источника по истории России в работе привлекался, например, труд С.М. Соловьева “История России с древнейших времен”. Кроме обще-известных источников также были использованы появившиеся у нас в стране в последние годы работы русских эмигрантов. Это сборник работ Ю. Миролюбова “Сакральное Руси” [2], и работа С.Лесного “Откуда ты, Русь?” [1]. С.Лесной в своей работе опира-ется, в основном, на письменные источники, археологический материал, анализ текста “Велесовой книги”. Работы Ю.П. Миролю-бова ценны прежде всего тем, что он обработал огромное количество фольклорного, эпического и этнографического материала. Полезными также оказываются реставрации А.К. Белова [6] и Буса Кресеня [5], выполненные по фольклорным, этнографическим и письменным материалам.

САМОБЫТНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ РЕЛИГИИ.

Каждый из нас сравнительно неплохо представляет себе античную мифологию. Существует масса литературы - от детской до серьезной научной, античная мифология изучается в школе. На этом фоне наше знание собственной мифологии, дохристиан-ской культуры вообще выглядит сплошным “белым пятном”.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»