Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Русско-финская война

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Краткий план контрольной работы.

1. Из истории советско-финских отношений.

2. Политические причины ''зимней войны''.

3. Ход войны: а) война на земле; б) война на море; в) война в воздухе.

4. Заключение.

6 декабря 1917 г. Финляндия была провозглашена

самостоятельным государством, что было признано главой советского правительства В.И. Лениным 31 декабря. И, хотя, в Российской империи между великорусскими губерниями и Великим княжеством Финляндским существовала внутренняя граница, стабильность в пограничном вопросе была существенно поколеблена. Этот вопрос стал самым острым в отношениях между получившим независимость Финляндским государством и Советской Россией. Так как финские политики настаивали на выполнении Россией обещания, данного Александром || - о передаче Финляндии Печенги – Петсамо. Активизировалось также движение за присоединение Восточной Карелии. Большевики, в свою очередь были недовольны решением Александра |, который, в свое время, передал Выборгскую губернию Великому княжеству Финляндскому. Что значительно приблизило границу к Петрограду, а это, в условиях существования двух независимых государств с разным политическим строем, было недопустимо.

Неопределенность ситуации, неупорядоченность пограничных вопросов приводила к множеству конфликтов, вплоть до вооруженных столкновений и откровенно захватнических действий с обеих сторон. И, если сухопутная граница все же существовала, вызывая недовольство и разногласия, то морской ее части не было вообще. В Финляндии этот период определяется, как ''война за независимость''.

Так продолжалось до 14 октября 1920 г., когда был подписан мирный договор в Тарту. В первых статьях договора определялось прохождение государственной границы между РСФСР и Финляндией, а также вводились некоторые ограничения в военном отношении. Остальные статьи касались передвижений торговых кораблей и грузов, пограничного сообщения, паспортных и прочих

формальностей. Однако, в действительности работы по демаркации границы, и на суше, и в Финском заливе, не были завершены. Даже подписание в январе 1932 г. советско-финляндского договора о ненападении не ускорило урегулирования пограничных проблем. Что создавало атмосферу подозрительности и недоверия в двусторонних отношениях, несмотря на подписанный пакт.

К началу второй мировой войны сформировался антикоминтерновский пакт, в который вошли наиболее агрессивные государства (Германия, Италия и Япония), что не могло быть оставлено без внимания Советского Союза. В этих условиях национальные интересы требовали активных действий. Коль скоро, англо-франко-советские переговоры в Москве летом 1939 г. не принесли результатов, Сталин счел разумным ответить на предложение Германии о возобновлении договора 1922 г. о нейтралитете или заключении нового договора о ненападении, а также размежевания советско-германских интересов ''от Балтийского до Черного моря''. В итоге 23 августа 1939 г. такой договор был подписан. Это должно было предотвратить для СССР вступление в войну в 1939 г. и дать время для повышения обороноспособности страны. В секретном дополнительном протоколе отмечался интерес СССР к прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Литве, Латвии), некоторым областям Польши, а также к Бесарабии.

Начавшаяся 1 сентября германо-польская военная компания, позволила уже в конце октября 1939 г. присоединить к СССР Западную Украину и Западную Белоруссию. А 28 сентября с Германией уже был подписан договор о дружбе и границе.

Тогда же, в сентябре – октябре 1939 г., были заключены договора о взаимопомощи с Латвией, Литвой и Эстонией, на их территорию были введены советские военные части, фактически это была оккупация.

Международная обстановка еще до этих событий заставила политическое руководство страны задуматься о безопасности северо-западных границ. Так как, здесь, всего на расстоянии 32 км от важнейшего политического и экономического центра страны - Ленинграда, проходила государственная граница, что давало возможность финским войскам осуществлять наблюдение и обстреливать город из дальнобойных орудий. В пределах дальности их стрельбы находилась также и база Балтийского флота - Кронштадт, так как всего 22 км отделяло ее от финляндского форта Ино. Не меньшая угроза создавалась и базе Северного морского флота, а также Кировской железной дороге. Немаловажным был и тот факт, что укрепленный полуостров Ханко и Аландские острова, разбросанные в финском заливе, находились в руках финнов и тем самым запирали Балтийский флот в восточной части финского залива, ограничивая его возможности по успешному выполнению задач по обороне северо-западных границ СССР.

Нельзя было оставить без внимания совершенствование оперативного оборудования финского театра военных действий, прежде всего территории прилегающей к границам СССР. Большая помощь в 20-х - 30-х годах Финляндии была оказана западными специалистами, особенно Великобритании, Германии, США, в возведении сильно укрепленной для того времени оборонительной полос – ''линии Маннергейма''. Построенная на глубину до 100 км, оборонительная полоса в целом не уступала известным линиям Зигфрида и Мажино, а, в сочетании с естественными препятствиями (озера, болота, леса, валуны) представляла собой исключительно трудное препятствие. Основу линии Маннергейма составляли возведенные в огневой и тактической взаимосвязи железобетонные и бронированные огневые сооружения долговременного типа. К.Г.Э. Маннергейм - барон, генерал-лейтенант царской армии, в последующем - финский маршал, возглавлял строительство оборонительной системы на Карельском перешейке.

Сам Маннергейм в своих воспоминаниях пишет, что летом 1939 г. зародилось настоящее ''народное движение'' по добровольному строительству оборонительных укреплений. Что добровольцы со всех концов страны шли на Карельский перешеек и, жертвуя своими летними отпусками, трудились во имя обороны страны. Кроме того, были собраны значительные суммы добровольных пожертвований на постройку укреплений.

Советское правительство вынуждено было также учитывать внимание, которое уделялось руководством фашистской Германии финскому театру военных действий, о чем, например, свидетельствует визит в Финляндию начальника Генерального штаба Сухопутных войск Германии Гальдера летом 1939 года. Гальдера интересовала обстановка на мурманском и ленинградском стратегических направлениях. По высказываниям У.К.Кекконена финское общество находилось под влиянием гитлеровской пропаганды, многие в Финляндии относились к Гитлеру с благосклонностью.

Военные закупки Финляндии за границей возрастали с каждым годом. Так, только с Великобританией в 1936 году они были осуществлены на сумму 22 миллиона марок, в 1937 году - на 50 миллионов, а в 1938 году - на 102 миллиона марок. В районах Южной и Восточной Финляндии осуществлялось строительство железных и шоссейных дорог, имеющих стратегическое значение, подходивших вплотную к советским границам. Построенные аэродромы и взлетно-посадочные площадки имели возможность по приему самолетов, превышающих их количество в Финляндии в десять раз.

Но даже это не дает объективных оснований считать обоснованными распространявшиеся в СССР слухи о том, что Финляндия стремится оккупировать часть территории Советского Союза, в силу того, что для подготовки и проведения наступательных операций не было необходимости возводить мощный оборонительный рубеж. Скорее всего, к началу советско-финляндской войны линия Маннергейма создавалась для предотвращения возможного вторжения на свою территорию со стороны своего грозного соседа.

А устремления советского правительства заключались в присоединении Финляндии и образовании на ее территории социалистического государства или даже союзной республики, с одновременным обеспечением безопасности Ленинграда и укреплением северо-западной границы страны. Все это предполагалось осуществить в начале 1939 года путем проведения мирных переговоров. Но, в связи с угрозой войны в Европе, советское правительство обратилось к правительству Финляндии с предложением, чтобы последнее приняло на себя обязательства по оказании Советскому Союзу помощи против агрессии, включая военную. Это содействие со стороны Финляндии могло выразиться в предоставлении СССР в аренду ряда мелких островов при входе в Финский залив сроком на 30 лет. Взамен гарантировалась неприкосновенность границы Финляндии. Одновременно предполагалось заключить торговый договор на взаимовыгодных условиях. В свою очередь Советский Союз предполагал получить безопасность Ленинграда, как с суши, так с моря.

После неудачно завершившихся переговоров, Сталин принял решение о проработке второго варианта укрепления северо-западных границ. В конце марта - начале апреля 1939 года он поручил командующему Ленинградским военным округом разработать план проведения "контрудара, после отражения возможного вторжения Финляндии на территорию СССР''.

Осенью, на военном совете, был рассмотрен план, разработанный под руководством начальника Генерального Штаба Б. М. Шапошникова, в котором был учтен, как характер укреплений, возведенных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»