╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Ч И Т А Я М О Н Т Е Н Я
Мишель Монтень является фр нцузским философом эпохи Воз-
рождения. Годы жизни: 1533-1592. Н н дгробном к мне могилы
Монтеня выбит н дпись: "Он догм ты Христ соединил со скепти-
цизмом Пиррон ".
Философск я мысль Монтеня опир ется н изучение нтичного
н следия и н то немногое, что д л ему философск я литер тур
современности. Пиррон н зыв л скептиков "ищущими". "Ищущим к -
кую-нибудь вещь приходится или н йти ее, или дойти до отриц -
ния н хождения ее и призн ния ее невосприним емости или упорс-
твов ть в ее отыск нии. Поэтому, может быть, и в отношении ве-
щей, искомых в философии, одни говорили, что н шли истину,
другие выск зыв лись, что воспринять ее невозможно, третьи еще
ищут". Идею бог Пиррон отверг л: "то, что бог существует, не
является вполне очевидным". В историю Монтень вошел к к осно-
в тель скептицизм , к к продолж тель нтичного скептицизм
Пиррон .
Отпр вным пунктом философии Монтеня является предост вле-
ние человеку пр в н сомнение.Сомнению подверг ются догм ты
религии, с мо христи нское понятие о боге.Отверг я религиозное
учение о бессмертии души, Монтень подходит к поним нию созн -
ния к к свойств м терии.В отличие от гностиков, Монтень не
отриц ет позн в емости мир .Гл вным принципом его мор ли явля-
ется убеждение в том, что человек не должен п ссивно ожид ть
своего сч стья, которое обещ но ему н небес х, он впр ве
стремиться к сч стью в земной жизни.
Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опы-
т х" Монтень продолж ет культурные тр диции, связ нные со сто-
ицизмом и эпикурейством; с ними Монтень позн комился, чит я
произведения римского философ Сенеки и историк Плут рх . Се-
нек много пис л о человеческой мудрости, котор я з ключ ется
в том, чтобы ст ть н д стр д ниями и смертью, презреть их:
стоики учили о превосходстве р зум н д чувств ми, прежде все-
го т кими, к к боль, стр д ние и стр х смерти. Выше всех чело-
веческих к честв для пис теля ок зыв ется "добродетель", кото-
р я может быть лишь следствием постоянного и неосл бев ющего
усилия воли, и этим он отлич ется от обычной, естественной
доброты. Т м, где человеку не нужно предприним ть усилий,
вступ ть в борьбу со стр стями, т м нет "добродетели".Этот
конфликт, борьб возможны только при ктивном уч стии р зум ,
который один лишь может победить стр х смерти и подчинить себе
стр сти. Т к я интерпрет ция роли р зум , человеческой воли,
ктивности н пр влен против подчинения судьбе, провидени, ф -
т льной необходимости.
1. О СМЕРТИ
"Философствов ть - зн чит учиться умир ть" - т к н зыв -
ется одн из интереснейших гл в "Опытов". "Бл женство и
сч стье, которыми светится добродетель, з лив ют ярким сиянием
все имеющее к ним отношение, н чин я с преддверия и конч я
последним ее пределом. И одно из гл внейших бл годеяний ее -
презрение к смерти; оно прид ет н шей жизни спокойствие и без-
мятежность, оно позволяет вкуш ть ее чистые и мирные р дости;
когд же этого нет - отр влены и все прочие н сл ждения." Мо-
жет быть, несколько утриров нно, но бсолютно верно, не пр вд
ли? "Все философские учения в один голос предписыв ют н м пре-
зир ть стр д ния, нищету и другие невзгоды, которым подвержен
жизнь человек , но все же не это должно быть первейшей з бо-
той... потому, что эти невзгоды не т к уж и неизбежны, можно
прибегнуть к помощи смерти... Если бы смерть был подобн вр -
гу, от которого можно убеж ть, я посоветов л бы воспользов ть-
ся этим оружием трусов. Но т к к к от нее ускользнуть невоз-
можно ... н до н учиться встреч ть ее грудью и вступ ть с ней
в единоборство. И, чтобы отнять у нее гл вный козырь, изберем
путь, прямо противоположный обычному. Лишим ее з г дочности,
присмотримся к ней, приучимся к ней, р змышляя о ней ч ще, не-
жели о чем-либо другом. Будем всюду и всегд вызыв ть в себе
ее обр з, и притом во всех возможных ее обличиях. Бл год ря
этому мы окрепнем, сдел емся более стойкими. Посреди пр зд-
неств пусть неизменно звучит в в ших уш х все тот же припев,
н помин ющий о н шем уделе; не будем позволять удовольствиям
з хв тыв ть н с н столько, чтобы время от времени у н с не
мельк л мысль: к к н ш веселость непрочн , будучи постоянно
мишенью смерти, и к ким только уд р м не подвержен н ш
жизнь! Т к поступ ли египтяне, у которых был обыч й вносить в
торжественную з лу, н ряду с лучшими яств ми и н питк ми, му-
мию к когонибудь покойник , чтобы он служил им н помин нием
для пирующих." Позволю себе з метить некоторое, н мой взгляд,
не совсем логичное в выск зыв нии философ , хотя ср зу огово-
рюсь, что ничуть не претендую н принятие отриц ния мнения
Монтеня: мысль о смерти отр вляет н м н сл ждения, испытыв е-
мые в жизни. Но з чем же тогд постоянно помнить о ней и в ми-
нуты пр зднеств ? Это было бы логично, если бы мы уже приучили
себя к мыслям о ней, но, дум ется, н т кое "приучив ние" у
"среднего" человек может уйти очень очень и очень много вре-
мени, может быть, д же вся жизнь. Выск зыв ние Монтеня ст но-
вится приемлемым, если допустить, что он говорит не о "сред-
них" людях, о людях "высокого кл сс ", что он и огов рив ет,
но чуть ниже. Вообще же, эти призывы чем-то н помин ют рели-
гию, , может быть, и вся философия Монтеня в к кой-то мере
своеобр зн я религия?..
"Неизвестно, где поджид ет н с смерть; т к будем же ожи-
д ть ее всюду. Р змышлять о смерти - зн чить р змышлять о сво-
боде. Кто н учился умир ть, тот р зучился быть р бом." Может
быть, здесь логичное объяснение предыдущих призывов? "Готов-
ность умереть изб вляет н с от всякого подчинения и принужде-
ния... В схв тке между н ми и смертью нет мест притворству,
приходится говорить н чистоту и пок з ть, н конец, без ут йки,
что у тебя з душой. Вот почему это испыт ние - оконч тельн я
проверк и пробный к мень всего того, что совершено н ми в
жизни.Этот день - верховный день, судья всех ост льных н ших
дней. Этот день, к к говорит один древний втор, судит все мои
прошлые годы. Смерти предост влю я оценить плоды моей деятель-
ности, и тогд ст нет ясно, исходили ли мои речи только из уст
или т кже из сердц ."
"У н с не ок жется недост тк в хороших руководителях,
способных препод ть н м простую мудрость природы. Один из них
- Сокр т. Своим судьям он говорил приблизительно следующее:
"Если бы я ст л, господ , просить в с пощ дить мою жизнь, то
боюсь, что тем с мым подтвердил бы н веты моих обвините-
лей,будто я изобр ж ю себя человеком, зн ющим больше, чем все
другие, вед ющим о том, что скрыто от н с в небес х и в преис-
подней. Могу ск з ть, что со смертью я не зн ком, что ничего о
ней мне не известно и что я не видел ни одного человек , кото-
рый н собственном опыте позн л бы ее и мог просветить меня н
этот счет. Те, кто боятся смерти, пол г ют, видимо, что зн ют
ее. Что до меня, то я не вед ю, что он собою предст вляет и
что дел ется н том свете. Смерть может быть безр зличной,
может быть и жел нной. Я ст р юсь избег ть того, что, к к мне
ведомо, дурно, - н пример, обиж ть ближнего или не подчиняться
тому, кто выше тебя, будь то бог или человек. Но того, о чем я
не зн ю, хорошо это или дурно, я не стр шусь. Если я умру,
вы ост нетесь в живых, то одни боги вед ют, кому из н с будет
лучше. Поэтому реш йте, к к в м з бл гор ссудится. Но, следуя
своему обыкновению д в ть советы о том, что спр ведливо и по-
лезно, я ск з л бы, что в м по совести своей лучше бы было оп-
р вд ть меня, если в моем деле вы р збир етесь не лучше, чем я
с м..."
"Жизнь с м по себе - ни бл го, ни зло: он вместилище и
бл г и зл , смотря по тому, во что вы с ми превр тили ее."
Монтень довольно резко отверг ет идеи ф т листического учения.
"И если вы прожили один-единственный день, вы видели уже все."
По-моему, дост точно точно подмечено. " К ждый день т ков же,
к к все прочие дни. Нет ни другого свет , ни другой тьмы. Это
солнце, эт лун , эти звезды, это устройство вселенной - все
это то же,
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|