╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

╠ш°хы№ ╠юэЄхэ№

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Ч И Т А Я М О Н Т Е Н Я

Мишель Монтень является фр нцузским философом эпохи Воз-

рождения. Годы жизни: 1533-1592. Н н дгробном к мне могилы

Монтеня выбит н дпись: "Он догм ты Христ соединил со скепти-

цизмом Пиррон ".

Философск я мысль Монтеня опир ется н изучение нтичного

н следия и н то немногое, что д л ему философск я литер тур

современности. Пиррон н зыв л скептиков "ищущими". "Ищущим к -

кую-нибудь вещь приходится или н йти ее, или дойти до отриц -

ния н хождения ее и призн ния ее невосприним емости или упорс-

твов ть в ее отыск нии. Поэтому, может быть, и в отношении ве-

щей, искомых в философии, одни говорили, что н шли истину,

другие выск зыв лись, что воспринять ее невозможно, третьи еще

ищут". Идею бог Пиррон отверг л: "то, что бог существует, не

является вполне очевидным". В историю Монтень вошел к к осно-

в тель скептицизм , к к продолж тель нтичного скептицизм

Пиррон .

Отпр вным пунктом философии Монтеня является предост вле-

ние человеку пр в н сомнение.Сомнению подверг ются догм ты

религии, с мо христи нское понятие о боге.Отверг я религиозное

учение о бессмертии души, Монтень подходит к поним нию созн -

ния к к свойств м терии.В отличие от гностиков, Монтень не

отриц ет позн в емости мир .Гл вным принципом его мор ли явля-

ется убеждение в том, что человек не должен п ссивно ожид ть

своего сч стья, которое обещ но ему н небес х, он впр ве

стремиться к сч стью в земной жизни.

Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опы-

т х" Монтень продолж ет культурные тр диции, связ нные со сто-

ицизмом и эпикурейством; с ними Монтень позн комился, чит я

произведения римского философ Сенеки и историк Плут рх . Се-

нек много пис л о человеческой мудрости, котор я з ключ ется

в том, чтобы ст ть н д стр д ниями и смертью, презреть их:

стоики учили о превосходстве р зум н д чувств ми, прежде все-

го т кими, к к боль, стр д ние и стр х смерти. Выше всех чело-

веческих к честв для пис теля ок зыв ется "добродетель", кото-

р я может быть лишь следствием постоянного и неосл бев ющего

усилия воли, и этим он отлич ется от обычной, естественной

доброты. Т м, где человеку не нужно предприним ть усилий,

вступ ть в борьбу со стр стями, т м нет "добродетели".Этот

конфликт, борьб возможны только при ктивном уч стии р зум ,

который один лишь может победить стр х смерти и подчинить себе

стр сти. Т к я интерпрет ция роли р зум , человеческой воли,

ктивности н пр влен против подчинения судьбе, провидени, ф -

т льной необходимости.

1. О СМЕРТИ

"Философствов ть - зн чит учиться умир ть" - т к н зыв -

ется одн из интереснейших гл в "Опытов". "Бл женство и

сч стье, которыми светится добродетель, з лив ют ярким сиянием

все имеющее к ним отношение, н чин я с преддверия и конч я

последним ее пределом. И одно из гл внейших бл годеяний ее -

презрение к смерти; оно прид ет н шей жизни спокойствие и без-

мятежность, оно позволяет вкуш ть ее чистые и мирные р дости;

когд же этого нет - отр влены и все прочие н сл ждения." Мо-

жет быть, несколько утриров нно, но бсолютно верно, не пр вд

ли? "Все философские учения в один голос предписыв ют н м пре-

зир ть стр д ния, нищету и другие невзгоды, которым подвержен

жизнь человек , но все же не это должно быть первейшей з бо-

той... потому, что эти невзгоды не т к уж и неизбежны, можно

прибегнуть к помощи смерти... Если бы смерть был подобн вр -

гу, от которого можно убеж ть, я посоветов л бы воспользов ть-

ся этим оружием трусов. Но т к к к от нее ускользнуть невоз-

можно ... н до н учиться встреч ть ее грудью и вступ ть с ней

в единоборство. И, чтобы отнять у нее гл вный козырь, изберем

путь, прямо противоположный обычному. Лишим ее з г дочности,

присмотримся к ней, приучимся к ней, р змышляя о ней ч ще, не-

жели о чем-либо другом. Будем всюду и всегд вызыв ть в себе

ее обр з, и притом во всех возможных ее обличиях. Бл год ря

этому мы окрепнем, сдел емся более стойкими. Посреди пр зд-

неств пусть неизменно звучит в в ших уш х все тот же припев,

н помин ющий о н шем уделе; не будем позволять удовольствиям

з хв тыв ть н с н столько, чтобы время от времени у н с не

мельк л мысль: к к н ш веселость непрочн , будучи постоянно

мишенью смерти, и к ким только уд р м не подвержен н ш

жизнь! Т к поступ ли египтяне, у которых был обыч й вносить в

торжественную з лу, н ряду с лучшими яств ми и н питк ми, му-

мию к когонибудь покойник , чтобы он служил им н помин нием

для пирующих." Позволю себе з метить некоторое, н мой взгляд,

не совсем логичное в выск зыв нии философ , хотя ср зу огово-

рюсь, что ничуть не претендую н принятие отриц ния мнения

Монтеня: мысль о смерти отр вляет н м н сл ждения, испытыв е-

мые в жизни. Но з чем же тогд постоянно помнить о ней и в ми-

нуты пр зднеств ? Это было бы логично, если бы мы уже приучили

себя к мыслям о ней, но, дум ется, н т кое "приучив ние" у

"среднего" человек может уйти очень очень и очень много вре-

мени, может быть, д же вся жизнь. Выск зыв ние Монтеня ст но-

вится приемлемым, если допустить, что он говорит не о "сред-

них" людях, о людях "высокого кл сс ", что он и огов рив ет,

но чуть ниже. Вообще же, эти призывы чем-то н помин ют рели-

гию, , может быть, и вся философия Монтеня в к кой-то мере

своеобр зн я религия?..

"Неизвестно, где поджид ет н с смерть; т к будем же ожи-

д ть ее всюду. Р змышлять о смерти - зн чить р змышлять о сво-

боде. Кто н учился умир ть, тот р зучился быть р бом." Может

быть, здесь логичное объяснение предыдущих призывов? "Готов-

ность умереть изб вляет н с от всякого подчинения и принужде-

ния... В схв тке между н ми и смертью нет мест притворству,

приходится говорить н чистоту и пок з ть, н конец, без ут йки,

что у тебя з душой. Вот почему это испыт ние - оконч тельн я

проверк и пробный к мень всего того, что совершено н ми в

жизни.Этот день - верховный день, судья всех ост льных н ших

дней. Этот день, к к говорит один древний втор, судит все мои

прошлые годы. Смерти предост влю я оценить плоды моей деятель-

ности, и тогд ст нет ясно, исходили ли мои речи только из уст

или т кже из сердц ."

"У н с не ок жется недост тк в хороших руководителях,

способных препод ть н м простую мудрость природы. Один из них

- Сокр т. Своим судьям он говорил приблизительно следующее:

"Если бы я ст л, господ , просить в с пощ дить мою жизнь, то

боюсь, что тем с мым подтвердил бы н веты моих обвините-

лей,будто я изобр ж ю себя человеком, зн ющим больше, чем все

другие, вед ющим о том, что скрыто от н с в небес х и в преис-

подней. Могу ск з ть, что со смертью я не зн ком, что ничего о

ней мне не известно и что я не видел ни одного человек , кото-

рый н собственном опыте позн л бы ее и мог просветить меня н

этот счет. Те, кто боятся смерти, пол г ют, видимо, что зн ют

ее. Что до меня, то я не вед ю, что он собою предст вляет и

что дел ется н том свете. Смерть может быть безр зличной,

может быть и жел нной. Я ст р юсь избег ть того, что, к к мне

ведомо, дурно, - н пример, обиж ть ближнего или не подчиняться

тому, кто выше тебя, будь то бог или человек. Но того, о чем я

не зн ю, хорошо это или дурно, я не стр шусь. Если я умру,

вы ост нетесь в живых, то одни боги вед ют, кому из н с будет

лучше. Поэтому реш йте, к к в м з бл гор ссудится. Но, следуя

своему обыкновению д в ть советы о том, что спр ведливо и по-

лезно, я ск з л бы, что в м по совести своей лучше бы было оп-

р вд ть меня, если в моем деле вы р збир етесь не лучше, чем я

с м..."

"Жизнь с м по себе - ни бл го, ни зло: он вместилище и

бл г и зл , смотря по тому, во что вы с ми превр тили ее."

Монтень довольно резко отверг ет идеи ф т листического учения.

"И если вы прожили один-единственный день, вы видели уже все."

По-моему, дост точно точно подмечено. " К ждый день т ков же,

к к все прочие дни. Нет ни другого свет , ни другой тьмы. Это

солнце, эт лун , эти звезды, это устройство вселенной - все

это то же,

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»