Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

О гражданине. Т. Гоббс

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Тезис

Комментарий

От природы…люди желают всего, что им нравится, и под влиянием страха стараются … избежать всякого угрожающего им зла или с гневом отстранить его от себя.

… они по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку

… люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они, однако, не являются злыми по природе (с. 292).

По природе своей мы ищем не друзей, а почета и выгод, которых мы можем от них получить (с. 300). Каждое объединение образуется ради пользы и славы, т. е. ради любви к себе, а не к другим (с. 301).

Происхождение многочисленных и продолжительных человеческих сообществ связано не со взаимным расположением людей, а с их взаимным страхом (с.302).

Все люди от природы равны друг другу, наблюдающееся же ныне неравенство введено гражданскими законами (с. 303).

Естественным состоянием людей, до того как они объединились в общество, была война, и не простая война, а война всех против всех (с. 307).

Закон есть некий правый разум, который называется естественным (так как он не менее присущ человеческой природе, чем какая-нибудь иная способность или состояние души) (с. 310). Основной естественный закон гласит: нужно искать мир всюду, где можно его достичь; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны (с. 311).

Первый из производных от естественных законов гласит: право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них (с.311).

Второй из производных естественных законов гласит:

Соглашений нужно придерживаться или не следует обманывать чье-либо доверие (с. 323).

Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права (с. 314).

Третье указание естественного закона гласит: не допускай, чтобы тот, кто, доверяя тебе, первым оказал тебе услугу, оказался из-за этого в худшем положении, чем раньше; или пусть никто не принимает благодеяния иначе, как с намерением направить все усилия на то, чтобы оказавший ему услугу не имел достаточного повода сожалеть об этом (с.328).

Четвертое указание естественного закона гласит, что каждый должен проявлять ко всем предупредительность

(с.328).

Шестое указание естественного закона гласит:

При мщении или наказании нужно иметь в виду не ущерб в прошлом, но благо в будущем (с. 330).

Седьмое указание естественного закона гласит: никто не должен показывать другому делом, словом, выражением лица или смехом, что он его ненавидит или презирает (с.330).

Восьмое указание естественного закона гласит: каждого человека по природе следует считать равным любому другому (с.331).

Десятое указание естественного закона гласит: каждый человек при распределении права между другими людьми должен предоставлять им равные права (с. 332).

Пятнадцатое указание естественного закона гласит: необходимо, чтобы обе стороны, спорящие о праве, подчинились решению кого-нибудь третьего (с. 334).

Не делай другому того, чего не желаешь себе (с.336).

Естественные законы неизменны и вечны: то, что они запрещают, никогда не станет дозволенным; то, что они предписывают, никогда не станет недозволенным (с. 337).

Как легко соблюдать естественные законы; ведь для этого требуется только соответствующее стремление (лишь бы оно было истинным и постоянным) и того, кто его проявляет, мы по праву можем назвать справедливым (с. 338).

Естественный и моральный закон есть закон божественный (с. 337).

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков (с.261).

Какова же человеческая природа в действительности, каковы те влечения и склонности, которые определяют, в конечном счете, поведение людей?

Английский философ Томас Гоббс на поставленный вопрос дает однозначный ответ, что люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям.

Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм объявляется, таким образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Т. Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний.

Гоббс утверждает, что сама человеческая природа такова, что человек старается извлечь из всего какую-то выгоду для себя, либо достичь уважения и почестей со стороны товарищей. Однако Гоббс в тоже время подчеркивает, что такое сообщество, возникающее ради приобретения славы не может быть ни большим, ни длительным, так как слава, как и почет, основываются на сравнении и превознесении одного над другим.

Т.Гоббс считал, что количество полезных благ в этой жизни можно увеличить посредством взаимных услуг, но в гораздо большей степени это достигается благодаря господству над другими, чем благодаря сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо сомневается в том, что если бы не страх, люди от рождения больше стремились бы к господству, чем к сообществу.

Что касается страха и недоверия людей друг к другу, то они проистекают, по Гоббсу, из-за равенства физических и умственных способностей людей. Хотя мы зачастую и наблюдаем, что один человек сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть их способности в совокупности, то окажется, что разница между людьми в этом отношении не настолько велика, чтобы тот или иной человек мог рассчитывать на какие-то особые преимущества для себя. Из-за равенства же способностей людей возникает равенство надежд на достижение целей, которые они перед собой ставят. По этой причине, если два человека желают одной и той же вещи, которой при этом не могут обладать вдвоем, они становятся врагами.

В самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях. Возникает война всех против всех. В ходе такой войны люди употребляют насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты. Но, так или иначе, каждый является врагом каждого, полагаясь только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность.

Подобное состояние всеобщей войны и противоборства трактуется Гоббсом как отсутствие гражданского общества, т. е. государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. Гоббс не только не идеализировал естественное состояние человечества, а, напротив, подчеркивал, что оно мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности. В естественном состоянии, писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»