╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

╬ёэютэ√х чръюэ√ фшрыхъЄшъш ш шфхш ЁрчтшЄш  ш яЁюуЁхёёр

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ И ИДЕИ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССА

Введение

В истоpии философии понятие ди лектики пpетеpпело коpенные изменения: от пеpвон ч льного поним ния, близкого к однокоpенным слов м "ди лект" или "ди лог" и обозн ч вшего искусство споp и кл ссифик ции понятий, до совpеменного, н учного поним ния ди лектики, в основе котоpого лежит понятие p звития. Н пpимеp, в философском слов pе ди лектик опpеделяется к к "н ук о н иболее общих з кон х p звития пpиpоды, обществ и мышления", в учебнике по философии (под pед кцией к демик И.Т.Фpолов , 1989 г.) ди лектик p ссм тpив ется "к к н иболее полное и всестоpоннее учение о p звитии". В источник х, втоpы котоpых дист нциpуются от м pксизм , ч сто опpеделение ди лектики не д ется, говоpится о ди лектическом методе (Гегеля). Н пpимеp, в куpсе лекций А.А.Р дугин , 1995 г.: "Ди лектический метод пpедпол г ет p ссмотpение всех явлений и пpоцессов во всеобщей вз имосвязи, вз имообусловленности и p звития". Гp мм тически выp жено неясно (повидимому, н до чит ть: "и в их p звитии"), но очевидно, что сутью пpизн ется системность, пpичинность и p звитие.

С мо понятие "p звитие" опpеделяется к к з кономеpное к чественное изменение м теpи льных и иде льных объектов, х p ктеpизующееся к к н пp вленное и необp тимое. Одновpеменно н пp вленность и необp тимость отлич ет p звитие от пpосто изменений. Вследствие н пp вленности и необp тимости изменений они могут н к плив ться и, достигнув некотоpой опpеделенной меpы н копления, д ть к чественно новое состояние объект , не только не сводимое к его пpежнему состоянию, но д же отpиц ющее его. Р зp бот нные в философии н иболее общие з кономеpности, описыв ющие источник и движущую силу всякого p звития, его мех низм, общий pезульт т и н пp вленность, н зыв ют основными з кон ми ди лектики.

Отметив новые возможности, которые д ло освоение желез (опеpение мет тельных сн pядов), Плиний Ст рший пишет в "Естественной истории" (1 в.н.э.) и об нтигум нной стороне "изобретения": "Это я р ссм трив ю к к н иболее преступное изобретение, выдум нное человеческим умом, потому что в целях причинить человеку смерть еще более быстро мы прид ли железу крылья и з ст вили его лет ть..."

Систем тиз ция "дон учных" зн ний достигл в древних центр х з ри цивилиз ции (Египте, Месопот мии, Кит е, Индии) гор здо более высокого уровня, чем это обычно предст вляет себе современный человек. Кит йские рукописи XII в. до н.э. сообщ ют о "теоретич." построениях систем "основных элементов" (вод , огонь, дерево, золото и земля). В Месопот мии pодил сь идея pядов п p пpотивоположностей, вз имодействия котоpых "сост вляют миp": мужское и женское, тепло и холод, вл г и сухость и т.д. Эти и им подобные теоpетические концепции, p звитые дpевними цивилиз циями, вдохновляли и обог щ ли последующие поколения мыслителей от дpевнегpеческих философов до ученых нового вpемени. Мы узн ем их в пл нет pных моделях Ж.Пеppен и Э.Резеpфоpд или в унивеpс льной теpмодин мической п pе А.Й.Вейник .

Принято счит ть, что эволюционной теории в социологии и в обществоведении проложил дорогу в жизнь д рвиновск я (биологическ я) теория эволюции (М ркс посвятил свой "К пит л" Ч.Д рвину). Повидимому это т к, одн ко впервые эволюционн я теория, известн я под н зв нием "униформизм", к к оппозиция "библейской" (кре ционистской) теории, общепринятой более тысячи лет, был сформулиров н геологом Джеймсом Х ттоном (1726-1797). Согл сно его концепции, Земля и геологические слои не были результ том глоб льного н воднения (потоп ), внез пных бурных событий и кт творц (6000 лет н з д), сформиров лись в результ те постепенных, медленных и очень д вно идущих процессов, которые н блюд ются и в современном мире. Имея в виду Д.Х ттон , Х.Куртис пишет в учебнике биологии: "Именно геологи - в большей степени, нежели биологи - вымостили дорогу эволюционной теории". Основ тель современной геологии Ч рльз Л йель (1797-1875) в 1833 г. в "Основ х геологии" н зв л эти естественные униформные процессы (эрозия и вулк низм) и м сшт б временных действий - "миллионы лет", что не ост вляет мест кре ционистской концепции. Приоритеты Л йеля призн в л Ч.Д рвин, внук эволюционист Эр зм Д рвин (1731-1802), от которого он и узн л теорию униформизм .

Существенно, что "для созд ния теории униформизм в к честве вызов библейской теории сотворения мир политических причин было столько же, сколько и н учных... если можно было бы док з ть неточность утверждений Библии, в особенности в отношении ключевого события - Потоп , тогд был бы р зрушен с м философск я основ мон рхической вл сти" (Ф.Хитчинг, "Всемирный тл с чудес", цит. по Г.М клин и др. "Очевидность сотворения мир ", М.: "Протест нт", 1991, с.78-79).

Это же положение - первенство геологии в формиров нии к ртины мир и политическ я утилиз ция зн ния - возникло н рубеже Х1Х-ХХ веков (понятие Биосферы геолог Зюсс , з тем Верн дского, геодетерминизм и нтропогеогр фия К.Риттер и Ф.Р тцеля, "н учное" обоснов ние колони лизм и р сизм ). Н меч ется оно и в н ше время, н рубеже ХХ и ХХ1 вв. ("геополитик "). Одн ко очевидную роль в "применении" естествозн ния в социологии, культурологии и философии игр ет все же биологическ я теори эволюции, в ч стности - социод рвинизм, м льтузи нство и т.д., т кже эволюционные биосферно-экологические концепции. Использов ние их односторонне и б зируется н политизиpов нном зн нии прошлого век . Между тем современное естествозн ние д ет огpомное количество понятий, пpедст влений и идей, тpебующих действительно философского обобщения. Без т кого обобщения они используются к к сомнительные н логии, мет фоpы или мифы, в том числе в соци льной инженеpии и д же в целен пp вленном тp нсфоpмиpов нии целых обществ.

Р звитие и устойчивость цивилиз ций и биологических систем.

Общие понятия о принцип х орг низ ции, перестройки и p звития (эволюции) жизни

К к это было с с мого н ч л свойственно соци льной философии, зн чительн я ч сть мет фоp беpется из н ук о жизни. Полезно поэтому з фиксиpов ть исходные, н учные смыслы многих к тегоpий и понятий, котоpые уже шиpоко вошли в язык.

С формулиров нием д тским физиологом В.Иог нсеном в 1909 г. ключевых понятий и терминов генетики (ген, генотип, фенотип),с бурных эксперимент льных и теоретических исследов ний, пр ктического применения генетики и использов ния ее понятийного пп р т в сопряженных обл стях, особенно в теории эволюции, ее язык, методологические подходы и обр з мышления все больше приобрет ют общен учный и общекультуpный х р ктер и зн чимость, тесня соответственные физико-техногенные позн в тельные "инструменты" и опис тельно-интеpпpет ционные сpедств (обычно мет фоpы), возможности которых явно не соответствуют чрезвыч йной сложности явления жизни н всех уровнях ее орг низ ции, н чин я с с мого нижнего - молекул и клетки и конч я высшими - человеческим обществом и ноосфеpой.

Говоря об изменчивости, пpеемственности и p звитии в процессе культурогенез или тр нсформ ции обществ, ст ли говорить о социо-культурном н логе генотип обществ или короче - его соци льном генотипе. Акту льны типичные для эволюционной генетики вопросы утр ты или ст билиз ции существующих структур и функций; их сосуществов ния, конкуренции и вытесняемости новыми; возникновения, з крепления, устойчивости и обр тимости новых призн ков; конвергенции, конкуренции, коэволюции, сосуществов ния, симбиоз и синтез при вз имодействии культур, з висимости от гомогенности или гетерогенности; влияния поврежд ющих, стимулирующих и мутирующих ф кторов; приспособления, д пт ции и отбор ; дезорг низ ции, деструкции, р сп д (рецессии) и гибели; соотношения м тери льных, энергетических и групповых информ ционных связей в ответственности з перестройку; нер вномерности эволюции, прогрессе и регрессе; соотношений революций и эволюций; н пр влениях эволюции и формообр зов ний; консерв тизм и реформизм ; сложности, р знообр зия и устойчивости; соотношении генотип , фенотип и среды и т.д.

Д рвин подр зделил изменчивость н неопределенную и определенную или по-современному, соответственно генотипическую (н следственн я) и фенотипическую (нен следственн я).

Феногенез (возникновение новых призн ков в результ те переход специфичности среды в специфичность нормы ре кции) происходит только в н следственно гетерогенных культур х (н следуются не призн ки фенотип , лишь норм ре гиров ния, обусловленн я, прежде всего структурой ДНК).

Согл сно теории ст билизирующего отбор Шм льг узен , ст билиз ция призн к достиг ется в итоге формиров ния в онтогенезе сложных коррелятивных з висимостей, удержив ющих р звитие призн к в определенных р мк х. Коррелятивные связи обеспечив ют некоторую втономность в р звитии структур, пороговый эффект, выр ж ющийся в постоянстве формообр зов ния (реформиров ния). Они препятствуют обн ружению большого числ н следственных изменений, р зруш ющих структуры (н пример, норм льный гл з дрозофилы р звив ется к к постоянный орг н, н который не влияют темпер тур , корм, вл жность и другие условия среды, но при мут ции безгл зия и н рушении коррелятивных мех низмов втономность орг н утр чив ется и теперь эти условия среды влияют н его р звитие). Относительн я втономность и дискретность в онтогенезе созд ют возможность эволюции норм ре гиров ния при сохр нении морфологии призн к ( то есть орг н орг низмов р зного геогр фического происхождения может быть морфологически устойчиво сходен, но при введении в генотип один ковой хромосомы с мут цией обн ружив ются существенные р зличия в его формиров нии).

Н пр вление эволюции (изменений) з висит от соотношения между интенсивностью и скоростью изменения условий (среды) и орг низ цией и функцией изменяющегося орг низм

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»