╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

╬ёэютэ√х эряЁртыхэш  ёютЁхьхээющ чрярфэющ ЇшыюёюЇшш: эхюЄюьшчь

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Основные н пр вления современной з п дной философии:неото-

мизм.Компромис н уки и религии, тенденции его р звития после 2-го В -

тик нского собор . Основные ориент ции современной религиозной филосо-

фии.

НЕОТОМИЗМ

Течение современной к толической философии, б зирующееся н

учении Фомы Аквинского. Получил ст тус офиц льной философской

доктрины В тик н после после опубликов ния в 1878 г. энциклики

п пы Льв 13-го. После 2-го В тик нского собор (1962-1965) от-

четливо обозн чил сь переоринт ция неотомизм . Неотомизм ориенти-

руется н р ссмотрение и обоснов ние положений "вечной философии"

через призму человеческого существов ния. Центр льным для неото-

мизм является принцип г рмонии р зум и веры. З щищ ем я ими

доктрин обл д ет универс льными возможностями, подним ться н д

полярностью м тери лизм и иде лизм , сциентизм и нтисциентизм .

Сторонники неотомизм утвержд ют предуст новленное свыше

непротиворечия единств д нных веры и р зум , вз имосвязь теоло-

гии откровения, р цион льного богословия и мет физики. философс-

кое умозрение, в интерприт ции неотомизм , призв но ориентиро-

в ться н собственные критерии р цион льности и н пр вляться в

конечном итоге "светом веры".

Онтология неотомизм имеет выход в сферу теории ценностей.

Теоретики неотомизм утвержд ют, что в основе всего сущест-

вующего лежит тот льность чистого божественного бытия. Божествен-

ное бытие тр ктуется к к невыр зимое при помощи к тегорий и фик-

сируемое лишь специфическими н дк тегори льными определениями -

тр нсцендент лиями, к числу которых относятся основной его "ли-

ки"- единство, истин , бл го и кр сот . Мет физик неотомизм со-

держит подробное р ссмотрение соотношение Бог и сотворенного бы-

тия. В сфере сотворенного бытия существов нию предшествует сущ-

ность, и д руем я свыше. Фом Аквинский полог л, что в р зуме

творц присутствуют сущностные обр зцы - формы вещей. Неотомисты

говорят о том, что Бог, созид ющий мир из ничего, строит его со-

обр зно с определенными сущностными обр зц ми.

Многообр зие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз-

ме при помощи идеи  _гилеморфизм  . : к ждое конкретное обр зов ние -

субст нция - р ссм трив ется к к состоящие из м терии и духовной

формы. М терия предст ет в теории неот мизм п ссивным н ч лом,

возможностью, требующей для своей кту лиз ции н личия формы.

Неотомизм провозгл ш ет н личие Бог и его творения: творец

противоположен миру, но его созд ние позволяет в некоторой степе-

ни судить о нем с мом. Принцип нология бытия служит опорой тр -

диционных док з тельств бытия Бог .

В неотомизме р злич ются онтологическ я и логическ я истины.

Если перв я - продукт соответствия вещи интелекту льному з мыслу

Бог , то втор я связ н с познов тельной деятельностью человек ,

н деленным свойством объективности. Согл сно гносеологии неото-

мизм к ждый м тери льный объект можно предст влять к к форм ль-

ный объект, интересующий позн ющего субъект .

Позн ние х р ктеризуется к к процесс дем тери льного содер-

ж неия, полученного субъектом при отобр жения ре льности.

Предст вители неотомиэм ведут дискуссию о мех низме опос-

редов ния в процессе позн ния. Приверженцы умеренного-опосредо-

в нного ре лизм ктивно ссимилиров ли методологический инстру-

мент рий и к тегори льный пп р т к нти нств , феноменологии, эк-

зистенцион льной герменевтики. Эт версия гносеологии неотомизм

доминирует сегодня. Целостность человеческого зн ния предст вля-

ется в гносеологии неотомизм к к обл д ющ я иер рхическим строе-

нием и не противореч щ я откровению веры.

Теология видится сторонник м неотомизм примером единств

познов тельного и пр ктического отношения к миру. К пр ктическому

позн нию они относят т кже мор ль, искуство, гум нит рные дисцип-

лины. Н д ними возвыш ется религиозн я этик , эстетик , философия

истории и иные отр сли философскрго зн ния.

Человек поним ется в нтропологии неотомизм к к сложн я

субст нция, состоящ я из двух простых - души и тел . Душ - фор-

мообр зующий оп отношению к телу принцип - предст ёт основой лич-

ности. Личность в неотомизме имеет универс льной целью и смыслом

всего существов ния созерц ния божественого бл г . Стремясь к

бл гу, личность, согл сно доктрине неотомизм , обрет ет совокуп-

ность интелекту льных, мор льных и теологических добродетелей.

Источник культуросозид ющей деятельности человек , его неп-

рест нного с мопревосхсждения - тр сценденции - выводится из уст-

релленности к божественному Абсолюту.

Ди лог церкви ("гр д божьего") и обществ поним ется к к

средство внесения высших религиозно-нр вственных ценностей в

культуру современности. Философия неотомизм прид ёт фунд мен-

т льную ценность "мирской" истории, н личия в ней имм нентной це-

ли, связ нной с совершенствов нием человек , культуры.

Неотомизм большое зн чение прид ёт ев нгелиз ции и экумени-

ческому сближению религий к к средству смягчения тр гических про-

тиворечий современности.

Религиозн я вер и р цион льное позн ние, утвержд ют неото-

мисты, не противореч т друг другу, не исключ ют одно другое,

при пр вильном употреблении друг друг дополняют. Это не нтипо-

ды, дв источник одного поток , дв пути, ведущие к одной и

той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откро-

вение.

Офиц льн я догм тическ я формул , выр ж ющ я томистскую кон-

цепцию вз имоотношения философии и религи гл сит: "философия -

служ нк веры". В ст тье "К толического слов ря" з пис нно: Фило-

софия, к кою её призн ет неотомизм, есть и должн быть служ нкой

веры. Он является ею потому, что он прокл дыв ет дорогу для ве-

ры, уст н влив ет, н пример, духовную природу души, бытие Бог и

т.д.

Жильсон (фр нцузский религиозный философ, ведущий предст ви-

тель неотомизм , 1884-1978 г., к демик, профессор Колеж де Фр н-

си) говорит: "Церковь ок зыв ет неукоснительное сопротивление лю-

бой философской реформе, котор я потребов л бы видоизменения

догм тической формулы, и он пр в ...". П п Лев Х||| утвержд -

ет, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного всемо-

гуществ , они существуют бл год ря его р зуму и движимы и н пр в-

ляемы им к жд я к преднозн ченной ей цели." Отсюд неизбежн я

непримиримость неотомизм к м тери лизму, отождествляемому с те-

измом.

Т ктик неотомистов по отношению к новейшим н учным достиже-

ниям отлич ется от их позиции в отношении р звития филисофской

мысли. По отношению к естесственнон учным открытиям проявляется

ныне терпимость и д же готовность к их ссимиляции н турфилософс-

кой системой неотомизм . Гонение н н учное позн ние, в соответс-

твии с формулой Экклези нств "многозн ние приносит скорбь" и

прямое прид ние ученых нофеме ост лось в прошлом. Неотомисты з -

являют, что они пекутся о "пр вильном истолков нии н уки" ; в то-

же время они ст р ются ч стично обновить, приспособить к н уке

свои догмы; н пр вить поток новейших достижений н ук о природе в

русло богословских интерприт ций.

В н ше время нельзя обр щ ться к ученым, упорствуя в своём

непризн нии выводов н уки. Томисты теперь призн ют, что если бы

философия з крыл гл з н необр тимые успехи н уки, он , по ут-

верждению Жильсон , был бы не в состоянии вступить в ди лог с

ними, лишил бы себя средств с моз щиты в случ и н п дения н неё

извне. Приходится теолог м иск кть примирение с н укой, в услови-

ях подъём н учного миропоним ния. Отсюд стремление неотомистов

" ссимилиров ть общие выводы н ук применительно к препод в нию

теологии."

2-ой В тик нский собор состоялся в период с 1962-1965 г.

проведя 168 з сед ний. Непосредственно философские вопросы не бы-

ли предметом обсуждения н Соборе.

П п Ио нн ХХ|||, созв в церковный собор, ст вил целью осу-

ществление " джорн менто", т.е. перестройку к толической церкви

применительно к новым историческим условиям. В жным документом,

преднозн ченным для церковного обн вления, является "П стырс кя

конституция об отношении церкви к современному

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»