╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
Основные н пр вления современной з п дной философии:неото-
мизм.Компромис н уки и религии, тенденции его р звития после 2-го В -
тик нского собор . Основные ориент ции современной религиозной филосо-
фии.
НЕОТОМИЗМ
Течение современной к толической философии, б зирующееся н
учении Фомы Аквинского. Получил ст тус офиц льной философской
доктрины В тик н после после опубликов ния в 1878 г. энциклики
п пы Льв 13-го. После 2-го В тик нского собор (1962-1965) от-
четливо обозн чил сь переоринт ция неотомизм . Неотомизм ориенти-
руется н р ссмотрение и обоснов ние положений "вечной философии"
через призму человеческого существов ния. Центр льным для неото-
мизм является принцип г рмонии р зум и веры. З щищ ем я ими
доктрин обл д ет универс льными возможностями, подним ться н д
полярностью м тери лизм и иде лизм , сциентизм и нтисциентизм .
Сторонники неотомизм утвержд ют предуст новленное свыше
непротиворечия единств д нных веры и р зум , вз имосвязь теоло-
гии откровения, р цион льного богословия и мет физики. философс-
кое умозрение, в интерприт ции неотомизм , призв но ориентиро-
в ться н собственные критерии р цион льности и н пр вляться в
конечном итоге "светом веры".
Онтология неотомизм имеет выход в сферу теории ценностей.
Теоретики неотомизм утвержд ют, что в основе всего сущест-
вующего лежит тот льность чистого божественного бытия. Божествен-
ное бытие тр ктуется к к невыр зимое при помощи к тегорий и фик-
сируемое лишь специфическими н дк тегори льными определениями -
тр нсцендент лиями, к числу которых относятся основной его "ли-
ки"- единство, истин , бл го и кр сот . Мет физик неотомизм со-
держит подробное р ссмотрение соотношение Бог и сотворенного бы-
тия. В сфере сотворенного бытия существов нию предшествует сущ-
ность, и д руем я свыше. Фом Аквинский полог л, что в р зуме
творц присутствуют сущностные обр зцы - формы вещей. Неотомисты
говорят о том, что Бог, созид ющий мир из ничего, строит его со-
обр зно с определенными сущностными обр зц ми.
Многообр зие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз-
ме при помощи идеи _гилеморфизм . : к ждое конкретное обр зов ние -
субст нция - р ссм трив ется к к состоящие из м терии и духовной
формы. М терия предст ет в теории неот мизм п ссивным н ч лом,
возможностью, требующей для своей кту лиз ции н личия формы.
Неотомизм провозгл ш ет н личие Бог и его творения: творец
противоположен миру, но его созд ние позволяет в некоторой степе-
ни судить о нем с мом. Принцип нология бытия служит опорой тр -
диционных док з тельств бытия Бог .
В неотомизме р злич ются онтологическ я и логическ я истины.
Если перв я - продукт соответствия вещи интелекту льному з мыслу
Бог , то втор я связ н с познов тельной деятельностью человек ,
н деленным свойством объективности. Согл сно гносеологии неото-
мизм к ждый м тери льный объект можно предст влять к к форм ль-
ный объект, интересующий позн ющего субъект .
Позн ние х р ктеризуется к к процесс дем тери льного содер-
ж неия, полученного субъектом при отобр жения ре льности.
Предст вители неотомиэм ведут дискуссию о мех низме опос-
редов ния в процессе позн ния. Приверженцы умеренного-опосредо-
в нного ре лизм ктивно ссимилиров ли методологический инстру-
мент рий и к тегори льный пп р т к нти нств , феноменологии, эк-
зистенцион льной герменевтики. Эт версия гносеологии неотомизм
доминирует сегодня. Целостность человеческого зн ния предст вля-
ется в гносеологии неотомизм к к обл д ющ я иер рхическим строе-
нием и не противореч щ я откровению веры.
Теология видится сторонник м неотомизм примером единств
познов тельного и пр ктического отношения к миру. К пр ктическому
позн нию они относят т кже мор ль, искуство, гум нит рные дисцип-
лины. Н д ними возвыш ется религиозн я этик , эстетик , философия
истории и иные отр сли философскрго зн ния.
Человек поним ется в нтропологии неотомизм к к сложн я
субст нция, состоящ я из двух простых - души и тел . Душ - фор-
мообр зующий оп отношению к телу принцип - предст ёт основой лич-
ности. Личность в неотомизме имеет универс льной целью и смыслом
всего существов ния созерц ния божественого бл г . Стремясь к
бл гу, личность, согл сно доктрине неотомизм , обрет ет совокуп-
ность интелекту льных, мор льных и теологических добродетелей.
Источник культуросозид ющей деятельности человек , его неп-
рест нного с мопревосхсждения - тр сценденции - выводится из уст-
релленности к божественному Абсолюту.
Ди лог церкви ("гр д божьего") и обществ поним ется к к
средство внесения высших религиозно-нр вственных ценностей в
культуру современности. Философия неотомизм прид ёт фунд мен-
т льную ценность "мирской" истории, н личия в ней имм нентной це-
ли, связ нной с совершенствов нием человек , культуры.
Неотомизм большое зн чение прид ёт ев нгелиз ции и экумени-
ческому сближению религий к к средству смягчения тр гических про-
тиворечий современности.
Религиозн я вер и р цион льное позн ние, утвержд ют неото-
мисты, не противореч т друг другу, не исключ ют одно другое,
при пр вильном употреблении друг друг дополняют. Это не нтипо-
ды, дв источник одного поток , дв пути, ведущие к одной и
той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откро-
вение.
Офиц льн я догм тическ я формул , выр ж ющ я томистскую кон-
цепцию вз имоотношения философии и религи гл сит: "философия -
служ нк веры". В ст тье "К толического слов ря" з пис нно: Фило-
софия, к кою её призн ет неотомизм, есть и должн быть служ нкой
веры. Он является ею потому, что он прокл дыв ет дорогу для ве-
ры, уст н влив ет, н пример, духовную природу души, бытие Бог и
т.д.
Жильсон (фр нцузский религиозный философ, ведущий предст ви-
тель неотомизм , 1884-1978 г., к демик, профессор Колеж де Фр н-
си) говорит: "Церковь ок зыв ет неукоснительное сопротивление лю-
бой философской реформе, котор я потребов л бы видоизменения
догм тической формулы, и он пр в ...". П п Лев Х||| утвержд -
ет, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного всемо-
гуществ , они существуют бл год ря его р зуму и движимы и н пр в-
ляемы им к жд я к преднозн ченной ей цели." Отсюд неизбежн я
непримиримость неотомизм к м тери лизму, отождествляемому с те-
измом.
Т ктик неотомистов по отношению к новейшим н учным достиже-
ниям отлич ется от их позиции в отношении р звития филисофской
мысли. По отношению к естесственнон учным открытиям проявляется
ныне терпимость и д же готовность к их ссимиляции н турфилософс-
кой системой неотомизм . Гонение н н учное позн ние, в соответс-
твии с формулой Экклези нств "многозн ние приносит скорбь" и
прямое прид ние ученых нофеме ост лось в прошлом. Неотомисты з -
являют, что они пекутся о "пр вильном истолков нии н уки" ; в то-
же время они ст р ются ч стично обновить, приспособить к н уке
свои догмы; н пр вить поток новейших достижений н ук о природе в
русло богословских интерприт ций.
В н ше время нельзя обр щ ться к ученым, упорствуя в своём
непризн нии выводов н уки. Томисты теперь призн ют, что если бы
философия з крыл гл з н необр тимые успехи н уки, он , по ут-
верждению Жильсон , был бы не в состоянии вступить в ди лог с
ними, лишил бы себя средств с моз щиты в случ и н п дения н неё
извне. Приходится теолог м иск кть примирение с н укой, в услови-
ях подъём н учного миропоним ния. Отсюд стремление неотомистов
" ссимилиров ть общие выводы н ук применительно к препод в нию
теологии."
2-ой В тик нский собор состоялся в период с 1962-1965 г.
проведя 168 з сед ний. Непосредственно философские вопросы не бы-
ли предметом обсуждения н Соборе.
П п Ио нн ХХ|||, созв в церковный собор, ст вил целью осу-
ществление " джорн менто", т.е. перестройку к толической церкви
применительно к новым историческим условиям. В жным документом,
преднозн ченным для церковного обн вления, является "П стырс кя
конституция об отношении церкви к современному
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|