╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА
В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
И ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ
1. АНТИЧНОСТЬ
Мечт о мире сопровожд л человек н всех ступенях циви-
лиз ции,н чин я с с мых первых ш гов его.Иде л жизни без
войн,когд когд в междун родных отношениях соблюд лись бы
общепризн нные нормы спр ведливости,восходит к глубокой древ-
ности.Уже у нтичных философов можно видеть идеи мир ,пр в-
д ,этот вопрос р ссм трив лся только к к проблем отношений
между греческими госуд рств ми.Античные философы стремились
лишь к устр нению междоусобных войн.Т к,в пл не иде льного го-
суд рств ,предложенного Пл тоном,нет внутренних военных столк-
новений,но возд ются почести тому,кто отличился во"втором ве-
лич йшем виде войны"- в войне с внешними вр г ми.Ан логичн
точк зрения н эту тему и Аристотеля:древние греки видели в
иностр нц х вр гов и счит ли их и все им прин длеж вшее хоро-
шей добычей,если ее только можно было з хв тить.Причины этого
кроются,к к счит ется,в уровне экономического р звития общест-
в ,его "производительных сил",если придержив ться терминологии
М ркс .Отсюд прямой переход к проблеме р бств .Для мыслителей
этой эпохи р бство было явлением естественным и д же прогрес-
сивным.Аристотель,н пример,счит л его общественно-необходимым
институтом.Источник ми р бов были военнопленные, т кже сво-
бодные,поп вшие в р бство з долги (пр вд ,положение их было
легче),и дети,рожденные р б ми.А р з т к,то не может одобрять-
ся внешняя политик ,н пр вленн я н з хв т все новых террито-
рий и пор бощение новых миллионов инородцев.Поэтому преобл д -
ющее большинство мыслителей счит ли пр вомерным вести войны
против других н родов,ведь войн являл сь основным источником
р бской силы,без которой не могло существов ть р бовл дельчес-
кое хозяйство.Гер клит,н пример,утвержд л,что "войн (пр вд ,
имея в виду борьбу противоположностей) есть отец и м ть всего;
одним он определил быть бог ми, другим людьми;одних он сде-
л л р б ми,других свободными".Аристотель пис л: "...если бы
тк цкие челноки с ми тк ли, плектры с ми игр ли н киф ре
(подр зумев ется бсурдность т кого предположения),тогд и
зодчие не нужд лись бы в р ботник х, господ м не нужны были
бы р бы".
Анологичное отношение к р бству было и в Римской импе-
рии: римляне н зыв ли в рв рским все,что не было римским,и го-
ворили:"Для в рв ров цепи или смерть". Призыв древнеримского
мыслителя Цицерон "Пусть оружие уступит место тоге", то есть
пусть реш ет не военн я сил , гр жд нск я вл сть, ф ктически
не применялся в отношении в рв ров.
2. ПРОБЛЕМЫ МИРА И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
Если посмотреть н вопрос о мире без войн с точки зрения
христи нской церкви,то здесь можно видеть некоторую двойствен-
ность.С одной стороны,основопол г ющяя з поведь "Не убий" объ-
являл с мым тяжелым грехом лишение человек жизни.Церковь
пресек л междоусобные войны период средневековья,что хорошо
отр зилось,н пример в истории Руси.Т к,киевский князь Вл димир
Моном х угов рив л князей русских не пролив ть христи нской
крови в великий пост.Христи нство было иници тором уст новле-
ния т к н зыв емого Мир Божьего (Pax Treuga Dei)- дней, когд
прекр щ лись междоусобицы.Эти дни связ ны были с мифическими
событиями из жизни Христ ,с в жнейшими религиозными пр здник -
ми, военные действия не велись т кже в дни, н зн ченные цер-
ковью для р змышления и молитвы в период сочельник и пост .
Н рушение Мир Божьего к р лось штр ф ми, доходившими до кон-
фиск ции имуществ , отлучением от церкви и д же телесными н -
к з ниями. Под охр ну Мир Божьего в первую очередь поп д ли
церкви,мон стыри,к пеллы,путешественники,женщины, т кже пред-
меты,необходимые для земледелия.
В тоже время проповедь всеобщего мир не меш л христи нс-
кой церкви освящ ть многочисленные з воев тельские войны,крес-
товые походы против "неверных",под вление крестьянских движе-
ний.Т ким обр зом,критик войны в то время огр ничив л сь эти-
ческими предст влениями христи нского вероучения, иде лом
всеобщего мир ост в лся мир среди христи нских н родов Европы.
3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Новое слово о мире ск з л молодой буржу зный гум низм.Его
эпох был временем ст новления к пит листических отноше-
ний.Процесс первон ч льного н копления к пит л кровью вписы-
в лся в историю не только Европы,но и всей пл неты.Экспропри -
ция у широких н родных м сс земли и орудий труд ,колони льные
гр бежи и з хв ты в Америке и Африке созд ли условия для воз-
никновения и р звития к пит листического способ производс-
тв .Сило оружия созд в лись и н цион льные госуд рств .Вместе
с тем молод я буржу зия в известной степени был з интересов -
н и в сохр нении мир ,в прекр щении феод льных р спрей,в р з-
витии внутренней и междун родной торговли.Он созд л н цио-
н льные рынки,н ч л связыв ть экономическими связями все ч с-
ти земного ш р в один мировой рынок.
В центре вним ния передовых мыслителей этой эпохи стоял че-
ловек,его освобождение от пут феод льной з висимости,от гнет
церкви и соци льной неспр ведливости.Проблем осмысления усло-
вий г рмонического р звития личности,естественно,привел гум -
нистов к пост новке вопрос об устр нении из жизни людей вели-
ч йшего зл - войны.З меч тельной особенностью гум нистических
учений эпохи Просвещения было осуждение войны к к велич йшего
бедствия для н родов.
Рождению идеи вечного мир , бесспорно, способствов ло прев-
р щение войны во всебольшую угрозу для н родов Европы.Усовер-
шенствов ние оружия,созд ние м ссовых рмий и военных ко ли-
ций,многолетние войны,продолж вшие р здир ть европейские стр -
ны в еще более широких м сшт б х,чем р нее,з ст вили мыслите-
лей чуть ли не впервые з дум ться н д проблемой вз имоотноше-
ний между госуд рств ми и иск ть пути их норм лиз ции,что,по
моему мнению,является первой отличительной чертой подход к
проблеме мир в то время.Второе, что впервые проявилось тогд ,
- это уст новление связи между политикой и войн ми.
Идеологи Просвещения пост вили вопрос о т ком устройстве
обществ ,кр еугольным к мнем которого был бы политическ я
свобод и гр жд нское р венство,выступ ли против всего фео-
д оьного строя с его системой сословных привилегий. Выд ющиеся
предст вители Просвещения отст ив ли возможность уст новления
вечного мир ,но ожид ли его не столько от созд ния особой по-
литической комбин ции госуд рств,сколько от все более усилив -
ющегося духовного единения всего цивилизов нного мир и соли-
д рности экономических интересов.
Фр нцузский философ-просветитель Ж н Ж к Руссо в тр кт те
"Суждение о вечном мире" пишет,что войны,з воев ния и усиление
деспотизм вз имно связ ны и содействуют друг другу,что в об-
ществе,р зделенном н бог тых и бедных,н господствующих и уг-
нетенных,ч стные интересы,то есть интересы вл ствующих,проти-
вореч т общим интерес м,интерес м н род .Он связыв л идею все-
общего мир с вооруженным свержением вл сти пр вителей,ибо они
не з интересов ны в сохр нении мир .Анологичны взгляды другого
фр нцузского просветителя Дени Дидро.Вольтер испытыв л стр х
перед движением низов и сдвиги в общественной жизни мыслил в
виде революции сверху,осуществляемой "просвещенным" мон рхом в
интерес х н ции.
Еще существенней взгляды предст вителей немецкой кл ссичес-
кой школы философии.И.К нт впервые выск з л дог дку об объек-
тивной з кономерности,ведущей к уст новлению вечного мир ,о
неизбежности созд ния н мирных н ч л х союз н родов.Здесь
происходит то же,что и с отдельными людьми,объединяющимися в
госуд рство,д бы воспрепятствов ть вз имному истреблению.Госу-
д рств вынуждены будут "вступить в союз н родов,где к ж-
дое,д же с мое м ленькое, госуд рство могло бы ожид ть своей
безоп сности и пр в не от своих собственных сил, исключитель-
но от т кого великого союз н родов".Проблемы вз имоотношений
между нез висимыми госуд рств ми К нт р ссм трив ет в тр кт те
>
"К
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|