╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

╧Ёюсыхь√ тющэ√ ш ьшЁр т Ёрчышўэ√ї ЇшыюёюЇёъшї єўхэш ї ш шёЄюЁшўхёъшї яхЁшюфрї

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА

В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

И ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ

1. АНТИЧНОСТЬ

Мечт о мире сопровожд л человек н всех ступенях циви-

лиз ции,н чин я с с мых первых ш гов его.Иде л жизни без

войн,когд когд в междун родных отношениях соблюд лись бы

общепризн нные нормы спр ведливости,восходит к глубокой древ-

ности.Уже у нтичных философов можно видеть идеи мир ,пр в-

д ,этот вопрос р ссм трив лся только к к проблем отношений

между греческими госуд рств ми.Античные философы стремились

лишь к устр нению междоусобных войн.Т к,в пл не иде льного го-

суд рств ,предложенного Пл тоном,нет внутренних военных столк-

новений,но возд ются почести тому,кто отличился во"втором ве-

лич йшем виде войны"- в войне с внешними вр г ми.Ан логичн

точк зрения н эту тему и Аристотеля:древние греки видели в

иностр нц х вр гов и счит ли их и все им прин длеж вшее хоро-

шей добычей,если ее только можно было з хв тить.Причины этого

кроются,к к счит ется,в уровне экономического р звития общест-

в ,его "производительных сил",если придержив ться терминологии

М ркс .Отсюд прямой переход к проблеме р бств .Для мыслителей

этой эпохи р бство было явлением естественным и д же прогрес-

сивным.Аристотель,н пример,счит л его общественно-необходимым

институтом.Источник ми р бов были военнопленные, т кже сво-

бодные,поп вшие в р бство з долги (пр вд ,положение их было

легче),и дети,рожденные р б ми.А р з т к,то не может одобрять-

ся внешняя политик ,н пр вленн я н з хв т все новых террито-

рий и пор бощение новых миллионов инородцев.Поэтому преобл д -

ющее большинство мыслителей счит ли пр вомерным вести войны

против других н родов,ведь войн являл сь основным источником

р бской силы,без которой не могло существов ть р бовл дельчес-

кое хозяйство.Гер клит,н пример,утвержд л,что "войн (пр вд ,

имея в виду борьбу противоположностей) есть отец и м ть всего;

одним он определил быть бог ми, другим людьми;одних он сде-

л л р б ми,других свободными".Аристотель пис л: "...если бы

тк цкие челноки с ми тк ли, плектры с ми игр ли н киф ре

(подр зумев ется бсурдность т кого предположения),тогд и

зодчие не нужд лись бы в р ботник х, господ м не нужны были

бы р бы".

Анологичное отношение к р бству было и в Римской импе-

рии: римляне н зыв ли в рв рским все,что не было римским,и го-

ворили:"Для в рв ров цепи или смерть". Призыв древнеримского

мыслителя Цицерон "Пусть оружие уступит место тоге", то есть

пусть реш ет не военн я сил , гр жд нск я вл сть, ф ктически

не применялся в отношении в рв ров.

2. ПРОБЛЕМЫ МИРА И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

Если посмотреть н вопрос о мире без войн с точки зрения

христи нской церкви,то здесь можно видеть некоторую двойствен-

ность.С одной стороны,основопол г ющяя з поведь "Не убий" объ-

являл с мым тяжелым грехом лишение человек жизни.Церковь

пресек л междоусобные войны период средневековья,что хорошо

отр зилось,н пример в истории Руси.Т к,киевский князь Вл димир

Моном х угов рив л князей русских не пролив ть христи нской

крови в великий пост.Христи нство было иници тором уст новле-

ния т к н зыв емого Мир Божьего (Pax Treuga Dei)- дней, когд

прекр щ лись междоусобицы.Эти дни связ ны были с мифическими

событиями из жизни Христ ,с в жнейшими религиозными пр здник -

ми, военные действия не велись т кже в дни, н зн ченные цер-

ковью для р змышления и молитвы в период сочельник и пост .

Н рушение Мир Божьего к р лось штр ф ми, доходившими до кон-

фиск ции имуществ , отлучением от церкви и д же телесными н -

к з ниями. Под охр ну Мир Божьего в первую очередь поп д ли

церкви,мон стыри,к пеллы,путешественники,женщины, т кже пред-

меты,необходимые для земледелия.

В тоже время проповедь всеобщего мир не меш л христи нс-

кой церкви освящ ть многочисленные з воев тельские войны,крес-

товые походы против "неверных",под вление крестьянских движе-

ний.Т ким обр зом,критик войны в то время огр ничив л сь эти-

ческими предст влениями христи нского вероучения, иде лом

всеобщего мир ост в лся мир среди христи нских н родов Европы.

3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Новое слово о мире ск з л молодой буржу зный гум низм.Его

эпох был временем ст новления к пит листических отноше-

ний.Процесс первон ч льного н копления к пит л кровью вписы-

в лся в историю не только Европы,но и всей пл неты.Экспропри -

ция у широких н родных м сс земли и орудий труд ,колони льные

гр бежи и з хв ты в Америке и Африке созд ли условия для воз-

никновения и р звития к пит листического способ производс-

тв .Сило оружия созд в лись и н цион льные госуд рств .Вместе

с тем молод я буржу зия в известной степени был з интересов -

н и в сохр нении мир ,в прекр щении феод льных р спрей,в р з-

витии внутренней и междун родной торговли.Он созд л н цио-

н льные рынки,н ч л связыв ть экономическими связями все ч с-

ти земного ш р в один мировой рынок.

В центре вним ния передовых мыслителей этой эпохи стоял че-

ловек,его освобождение от пут феод льной з висимости,от гнет

церкви и соци льной неспр ведливости.Проблем осмысления усло-

вий г рмонического р звития личности,естественно,привел гум -

нистов к пост новке вопрос об устр нении из жизни людей вели-

ч йшего зл - войны.З меч тельной особенностью гум нистических

учений эпохи Просвещения было осуждение войны к к велич йшего

бедствия для н родов.

Рождению идеи вечного мир , бесспорно, способствов ло прев-

р щение войны во всебольшую угрозу для н родов Европы.Усовер-

шенствов ние оружия,созд ние м ссовых рмий и военных ко ли-

ций,многолетние войны,продолж вшие р здир ть европейские стр -

ны в еще более широких м сшт б х,чем р нее,з ст вили мыслите-

лей чуть ли не впервые з дум ться н д проблемой вз имоотноше-

ний между госуд рств ми и иск ть пути их норм лиз ции,что,по

моему мнению,является первой отличительной чертой подход к

проблеме мир в то время.Второе, что впервые проявилось тогд ,

- это уст новление связи между политикой и войн ми.

Идеологи Просвещения пост вили вопрос о т ком устройстве

обществ ,кр еугольным к мнем которого был бы политическ я

свобод и гр жд нское р венство,выступ ли против всего фео-

д оьного строя с его системой сословных привилегий. Выд ющиеся

предст вители Просвещения отст ив ли возможность уст новления

вечного мир ,но ожид ли его не столько от созд ния особой по-

литической комбин ции госуд рств,сколько от все более усилив -

ющегося духовного единения всего цивилизов нного мир и соли-

д рности экономических интересов.

Фр нцузский философ-просветитель Ж н Ж к Руссо в тр кт те

"Суждение о вечном мире" пишет,что войны,з воев ния и усиление

деспотизм вз имно связ ны и содействуют друг другу,что в об-

ществе,р зделенном н бог тых и бедных,н господствующих и уг-

нетенных,ч стные интересы,то есть интересы вл ствующих,проти-

вореч т общим интерес м,интерес м н род .Он связыв л идею все-

общего мир с вооруженным свержением вл сти пр вителей,ибо они

не з интересов ны в сохр нении мир .Анологичны взгляды другого

фр нцузского просветителя Дени Дидро.Вольтер испытыв л стр х

перед движением низов и сдвиги в общественной жизни мыслил в

виде революции сверху,осуществляемой "просвещенным" мон рхом в

интерес х н ции.

Еще существенней взгляды предст вителей немецкой кл ссичес-

кой школы философии.И.К нт впервые выск з л дог дку об объек-

тивной з кономерности,ведущей к уст новлению вечного мир ,о

неизбежности созд ния н мирных н ч л х союз н родов.Здесь

происходит то же,что и с отдельными людьми,объединяющимися в

госуд рство,д бы воспрепятствов ть вз имному истреблению.Госу-

д рств вынуждены будут "вступить в союз н родов,где к ж-

дое,д же с мое м ленькое, госуд рство могло бы ожид ть своей

безоп сности и пр в не от своих собственных сил, исключитель-

но от т кого великого союз н родов".Проблемы вз имоотношений

между нез висимыми госуд рств ми К нт р ссм трив ет в тр кт те

>

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»