Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Проблемы жизни и смерти в философии

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Приднестровский государственный университет

им. Т.Г. Шевченко

Аттестационная контрольная работа

по философии

Тема:

«Проблема жизни и смерти

в философии»

Работа выполнена

Студенткой 305 группы

Филологического факультета

Специальность «Журналистика»

Научный руководитель

Тирасполь, 200

История философии

В структуре мировоззрения различают два уровня:

обыденно-практический;

научно-теоретический.

Исторические типы мировоззрения

Мифологический. Соответствует первобытной общине и ранним стадиям первобытной формации. Для мифологии характерно синкретичность или нерасчлененное сознание. Люди представляли себе мир как хаос, нагромождение случайностей. Правда и вымысел в мифах еще не отделены друг ото друга.

Религиозный. Постижение мира происходит через его удвоение: мир земной и мир небесный. Вера в сверхъестественные силы – это неотъемлемый атрибут религиозного сознания.

Философский. Появился примерно в 7-6 веке до нашей эры. Философия вере противопоставляет сомнение, чувствам и эмоциям – интеллект. Философия всегда стремилась к научному обоснованию своих положений.

Предметом философии является мир в целом и мир как целое.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

что первично: материя или сознание?

познаваем ли мир?

Бытие и материя

Категория бытия, её смысл, специфика и структура бытия.

Формирование научно-философских представлений о материи.

Движение. Его основные формы. Движение и покой.

Пространство и время.

Литература:

Спиркин Ф.Г. «Основы философии», «Философия»

Радугин А.А. «Философия. Курс лекций.

Энциклопедический философский словарь.

Структура бытия

В структуре бытия различают виды, уровни и формы.

Виды – это объективная и субъективная реальность.

Уровни – это актуальное и потенциальное бытие.

Формы – природное и социальное бытие.

В формировании научно-философских представлений о материи выделяют 3 периода.

1. Античность. Стихийный материализм. В это время под материализмом понимают либо природную стихию ( айперон; Анаксимандр) либо атомы (в переводе: неделимый).

2. Новое время, 17-18 века. По прежнему материя ассоциируется с атомами или корпускулами. Материю как субстанцию наделяют следующими признаками: протяженность, твердость, плотность, непроницаемость, вес, форма и т.д.

3.Конец 19 – начало 20 века. Кризис в естествознании, связанный с открытием электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, электромагнитного поля.

Все эти открытия были использованы философами идеалистического направления для доказательства мысли о том, материя не существует.. Единственная реальность – это субъект (человек).Таким образом критика материализма ведется с позиции субъективного идеализма. (Мах, Авенариус; теория – махизм илиэмпириокритицизм)

В 1908г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дает анализ кризиса в естествознании и делает вывод, что материя не исчезла, исчезли прежние представления о ней.

«Материя – это философская категориядля обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»

В строении материализма выделяют 3 уровня:

неживая природа

живая природа

общество

Философия и её предмет

Философия – это форма общественного сознания, Форма общественного сознания складывается вместе с обществом и делится на:

отношение субъекта к субъекту. (Право, политика, мораль.)

субъекта к объекту, т.е. отношение к миру (религия, наука, искусство)

Предметом Ф является та область духовной деятельности, в основе которой лежит рефлексия(рефлексио – размышляю) над самой духовной деятельностью, мир как целое.

Основной вопрос Ф имеет 2 стороны:

- отношение материи к сознанию (что первично?)

- познаваем ли мир?

Диалектика – это наиболее полное учение о развитии и взаимосвязи бытия и мышления; основанный на этом учении метод.

Что первично: материя или сознание?

материализм идеализм дуализм

Считали что: Первична материя Первично сознание Материя и сознание

возникли одновременно

1. стихийный материализм 1. объективный идеализм

Сознание или нечто духовное существует вне природы человека.

Существует рациональный и иррациональный идеализм.

представители Гераклит, Демокрит Платон, Гегель Декарт

2. материализм нового времени

17-18 век 2. субъективный идеализм. Первична идея (дух, сознание). Но они ставят мир в зависимость от сознания и сводят мир к комплексу наших ощущений

представители Дидро, Гольбах, Ламерти Беркли, Авенариус, Мах, Юмм

2.1 солипсизм (крайняя степень субъективного идеализма). Его представители не допускают существование какой-либо реальности вне человека: «Весь мир существует постольку, поскольку есть я».

3. материализм нового времени

представители Маркс, Энгельс, Ленин

Гносеологические. и агностики – взять из моей тетради!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Структура Ф – то структурные элементы, которые считаются философской проблематикой: онтология - наука о бытии, гносеология – наука о познании, космология, этика, - наука о правилах и нормах поведения, логика, социальная философия.

Бытие. Материя.

Бытие – это всеохватывающая философская категория. Оно есть реально сущее.

Формы бытия:

1. бытие вещей, тел делится на

вещи, тела, созданные природой

вещи, тела, созданные руками человека.

2.бытие человека

человек в мире тел, вещей

бытие собственно человека

бытие духовное:

· общественное

· индивидуальное

бытие социальное:

общественное

индивидуальное

Антитезой бытия или «нечта» является ничто или небытие. Небытие – это понятие относительное, ибо в абсолютном смысле небытия нет.

Проблема жизни и смерти

Если человек ставит перед собой высокие идеалы, большие цели, он часто забывает о том, насколько коротка наша жизнь. Многие люди пытаются отыскать научные аргументы, ниспро-вергающие древнее учение о том, что человеческий дух неразрушим. Между тем, это стремление к уничтожению, стремление лишить человечество самой сокровенной, самой древней надежды напрасно выступает под лозунгом научности, потому что все этапы цивилизации, все общества имели эту мысль, эту идею и эту веру.

Когда археологи открывают древние захоронения людей каменного века, они находят древних людей, похороненными в позе младенца  в утробе матери своей. Древние люди считали, что после физической смерти начинается иная жизнь. Древние религии Египта, Вавилона, Индии, Греции всегда стояли на почве бессмертия души.

Для древнего египтянина «иная жизнь» была подобна этой жизни. Тем не менее, человек в той, иной жизни отождествлялся с высшими существами, с богами, и его натура переживала некую таинственную трансформацию. Другие цивилизации представляли себе «жизнь после смерти» унылой и мрачной.

Для индийского сознания личности не существует. Есть только одна сверхличность – это божественное бытие, всплесками которого являются наши личности. Рождаясь на короткое мгновение в мир, они уходят опять, погружаясь в сверхбытие. И только если жажда жизни, мирские привязанности, воздаяния кармы влекут их снова на землю, они воплощаются вновь в других живых существах или в людях. Тем не менее, индиец всегда понимал, что смерть –  не конец. Первое в истории умозрительное обоснование бессмертия души дала греческая философия. Платон развивал мысль о том, что наше сознание, человеческий дух – начало не материальное, но, в то же время, вполне реальное. Человеческий дух не состоит из частей, он не является агрегатом, поэтому его нельзя дезинтегрировать, демонтировать. Самоанализ привел человека к великой мысли об «иноприродности» нашего "я" по отношению к стихиям этого мира. Дух человека, неосязаемый, невидимый, невесомый, является как бы гостем в этом природном мире, где всё можно так или иначе взвесить, измерить или увидеть.

Когда-то покойного архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, известного врача-хирурга, спросили: "Неужели Вы верите в существование души в то время, как Вы столько раз вскрывали мёртвое тело человека?"  На что он ответил: "Я много раз вскрывал тело человека, но я никогда не видел в нём ни мысли, ни разума. Я видел только органы, мёртвые органы". Значит, в принципе

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»