Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души.

Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Семинар 3

Учение о бытии

Бытие как всеохватывающая реальность

Вопрос «Что такое бытие?» возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологичес¬кие, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения - все это тоже существует как разно¬видность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Бытие не статично. Все конкретные формы существования материи как бы всплывают из небытия и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определен¬ность, например именно этот человек. Переход в небытие мыслит¬ся как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть ре¬зультат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна по¬пытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные време¬на с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

Объективное бытие и Я-бытие

Критикуя концепцию абстрактного чистого бы¬тия у Гегеля, Фейербах писал: «Человек под бытием, если он в этом отдает себе полный отчет, разумеет наличность, для-себя-бытие, ре¬альность, существование, действительность, объективность».

Именно в XX в. эта проблема выдвинулась на передний план, хотя ее назревание чувствовалось уже в конце XIX в., особенно у Ф.М. Достоевского.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и мате¬риальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии – сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью – воз¬можностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

При этом совершенно иначе расценивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие» (Ф.М. Достоевский). В «пограничной ситуации» – на грани небы¬тия, смерти, уничтожения личности – возникают острые пережи¬вания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с мо¬ральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек. Здесь наше время мощно вернуло нас к фундаментальным философским вопросам, которые не решит «объективная» наука: сколько угодно скрупулезное описание физических процессов и при¬чин, их вызывающих, не раскрывает суть трагизма ситуации. Перед нами другой вид реальности – человеческий феномен. Он привно¬сит в философию чуждый рационализму эмоциональный элемент (трагизм). Но ведь суть человека и его жизни – это целостность рационального и эмоционального.

Иначе поворачивается соотношение человека и Бога. В погра¬ничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной и поэтому он жаждет Бога.

Указанные особенности осознания категории бытия как Я-бытия, или экзистенции, нельзя восприни¬мать просто как исторически обусловленные жестокими реальнос¬тями XX в. Это определенная, крайне важная ступень в познании бытия, и XX в. в этом смысле носит переломный, переходный ха¬рактер.

О метафизике

Понятие «метафизика» тесно связано с категорией бытия.

Все, что сверх физической реаль¬ности, относится к реальности метафизической. Под метафизикой по¬нималась особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямо¬го, так и косвенного. Однако эксперименту, наблюдению, опыту человека и человечества доступна пока еще крайне малая доля су¬щего. Все «остальное» находится в области, запредельной для че¬ловеческой чувственности. Размышления об этом и есть мета¬физика.

Предмет метафизики, в ее первичном смысле, – рассуждения об аб¬солютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности и т.п.

Категории трансцен¬дентального и трансцендентного – это две разные ступени сверх¬чувственной реальности. Несомненно, бытие – сверхчувственно, но оно не обязательно сверхприродное, надмировое. Такая реаль¬ность, выходящая за грань эмпирии и характеризующаяся априорными (доопытными) формами познания, называется трансценден¬тальной.

Выше ее стоит полностью сверхопытная реальность, фактически не¬доступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, или ноу¬менальная, реальность.

Основные категории философии

Общее понятие о категориях. Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия – категории. О мире в целом, об отношении челове¬ка к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими поня¬тиями.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энер¬гия» и др. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем яв¬лениям мира и мышлению.

Категории – это формы, отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышле¬ния очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Осо¬бенно подвижным является содержание категорий.

Являясь результатом отражения объективного мира в процес¬се его практического преобразования, категории становятся сред¬ством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, кате¬гории играют большую методологическую роль в науке.

Исходной философской категорией является категория бытия. По су¬ществу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношений, разви¬тия сущего: движение – способ существования сущего, пространст¬во и время – формы его существования. Качество, количество, при¬чина и следствие и другие категории – все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных усло¬виях переходят друг в друга. Все категории являются катего¬риями историческими, так что не существует и не может существо¬вать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. Любая категория в реальном процессе чело¬веческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Всеобщая связь и взаимодействие. Связь - это зависимость одного явления от другого в каком-либо отно¬шении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непо¬средственные и опосредованные, внутренние и внешние, динами¬ческие и статические, прямые и обратные и др. Связь – это не пред¬мет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют: один предмет воздействует определенным спосо¬бом на другой и испытывает его воздействие на себе.

Исследования различных форм связей и взаимодействия – первостепенная задача познания. Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практических делах.

Развитие. Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие - это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Развитие необратимо: через одно и то же состояние все про¬ходит лишь однажды. Развитие – это двойной процесс: в нем уничтожается старое и на его месте воз¬никает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым.

Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем - переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Далее, система в целом может про¬грессировать, а некоторые ее элементы – деградировать.

Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы проникнуть в тайну вещи, нужно разведать тайну ее проис¬хождения. Правильное понимание истории становления явления помогает уяснить суть развитого явления. Вместе с тем по мере уг¬лубления в настоящее состояние объекта

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»