Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


объекта мы открываем все новые углы зрения на прошлое.

Идея закона. Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеются некие правильность, порядок. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последова¬тельность, тенденцию развития явлений.

Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующи¬ми в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают стро¬гую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются матема¬тическому описанию, например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимую связь яв¬лений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон - это такая форма причинной связи, при которой начальное состо¬яние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динами¬ческие законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разу¬меется, из числа тех, которые подвластны данному закону.

Наука, не имея возможности предсказывать поведение индиви¬дуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает по¬ведение целого. Случайность в поведении индивидуального подчи¬няется закономерностям жизни целого. Статистическая закономер¬ность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого.

Отраженные в мышлении закономернос¬ти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над ок¬ружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его за¬конов.

Единичное, особенное и общее. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя, и между собой.

В «лепке» единичного участвует колоссальное множество непо¬вторимых условий, масса случайностей.

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуаль¬ную, качественную и количественную определенность.

Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно раз¬личных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее – это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в оп¬ределенный класс, множество.

В каждом единичном заключается общее как его сущность. Общее – это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

Предметы могут обладать различной степенью общности. Еди¬ничное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть осо¬бенное. Итак, единичное, особенное и общее - это соотносительные категории, выражающие взаимо¬переходы отражаемых предметов и процессов.

Общее не существует до единичного и вне его; единичное не всегда можно обобщать. Их единство и есть особенное.

Часть и целое, система. Система - это целостная совокупность эле¬ментов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим сис¬темам того же уровня как единое целое. Элемент - это минимальная еди¬ница в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система - это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.

Любая система есть нечто целое, представляющее собой единст¬во частей.

По характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа целостности. Первый тип — неорганизован¬ная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов,

В неорганизованном целом связь час¬тей носит механический характер. Свойства такого целого совпада¬ют с суммой свойств составляющих его частей.

Второй тип целостности — организованная целостность. Ор¬ганизованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от харак¬тера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономер¬ной взаимосвязи.

Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей.

Третий тип целостности — органическая целостность

Это высший тип ор¬ганизованной целостности, системы. Ее характерные особенности — саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности.

Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Эти категории имеют огромное методологическое зна¬чение не только в науке, но и в искусстве.

Содержание, структура и форма. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это то, что со¬ставляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В со¬держание входят не только составляющие тот или иной объект эле¬менты, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры.

Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявля¬ется в том, что определенное содержание «облачается» в опреде¬ленную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержа¬ние: форма организации зависит от того, что организуется. Изме¬нение обычно начинается с содержания. В ходе развития содержания неизбежен период, когда старая форма перестает соответство¬вать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его даль¬нейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержани¬ем, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возник¬новения формы, соответствующей новому содержанию.

Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содер¬жанию. Относительная самостоятельность формы выражается, на¬пример, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Относительная самостоятельность формы и содержа¬ния выявляется и в том, что одно и то же содержание может обле¬каться в различные формы.

Мудрость заключается в том, чтобы не упускать из виду ни со¬держательную сторону объекта, ни его форму.

Сущность и явление. Развитие познания есть непрестанное движе¬ние мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность вещей — нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Поня¬тие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тен¬денции развития объекта. Язык образовал слово «сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием «сущест¬венное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает суще¬ственную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его сущности.

Сущность как-то проявляется. В сущности нет ничего, что не про¬являлось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы по¬тому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное проявля¬ется вместе с несущественным, случайным по отношению к сущнос¬ти.

Явление может соответствовать своей сущнос¬ти или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в еди¬ничном существенном явлении. В одних явлениях сущность высту¬пает полно и «прозрачно», а в других наоборот.

Семинар 4

Идея причинности. Когда одно явление при определенных усло¬виях видоизменяет или порождает другое явление, то первое вы¬ступает как причина, второе — как следствие. Причинность есть связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономер¬ности развития. Цепь причинно-следственных связей объективно не¬обходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.

Любое следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому явление-взаимодействие выступает в качестве ис¬тинной причины явления-следствия. Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить причинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие.

Взаимодействие причины и следствия именуется принципом об¬ратной связи, который действует во всех самоорганизующихся сис¬темах, где происходят восприятие, хранение, переработка и исполь¬зование информации, как, например, в организме, электронном уст¬ройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.

Причина выступает как активное и первичное

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»