Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


первичное по отношению к следствию.

В науках, особенно естествознании, различают полную причину и причину специфическую, главную и неглавную. Полная причина - это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следст¬вие. Установление полной причины возможно только в довольно простых событиях, в которых участвует сравнительно небольшое число элементов. Обычно же исследование направлено на раскры¬тие специфических причин события. Специфическая причина - это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает след¬ствие. Бывает так, что причиной собы¬тия выступает сразу несколько обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно для наступления явления. Главная причина - это та, которая из всей совокупности причин играет решаю¬щую роль.

Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой.

Причины могут быть объективными и субъективными. Объектив¬ные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъектив¬ные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их реши¬мости, организованности, опыте, знании.

Следует различать непосредственные причины, т.е. те, которые прямо вызывают и определяют данное действие, и опосредованные при¬чины, которые вызывают и определяют действие через ряд промежуточных звеньев.

Причина, условия и повод. Для того чтобы причина вызвала след¬ствие, требуются определенные условия. Условия - это явления, необ¬ходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызы¬вающие. Хотя сами по себе условия не могут вызвать соответствую¬щего следствия, но без них причина бессильна. От характера условий зависят способ действия данной причины и природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.

Причину необходимо отличать от повода - внешнего толчка, способ¬ствующего проявлению причины.

Диалектический и механистический детерминизм. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуслов¬ливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообра¬зия типов причинных связей в зависимости от характера законо¬мерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многооб¬разие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм дви¬жения.

Необходимое и случайное. Случайность не имеет своего основания в существенных свой¬ствах и отношениях объекта. Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Необходимость также бывает внутренней и внешней, т.е. порож¬денной собственной природой объекта или стечением внешних об¬стоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Необходимость - это существенная черта за¬кона. Как и закон, необходимость может быть динамической и ста¬тистической.

Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности ока¬зывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его и сами превращаясь в необходимость.

Возможность, действительность и вероятность. Действитель¬ность — это природа и всемирная история, человек и его разум и т.д. Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Действительность есть процесс, и для нее существен внутренний, скрытый момент возмож¬ностей — этих своего рода «надежд» бытия. Всякое изменение объ¬екта есть переход от возможности к действительности. Возмож¬ность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

Во времени возможность предшествует действительности. Дей¬ствительность же, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется через появление новой действительности.

Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответст¬вующих условий.

Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного со¬бытия при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность, или необходимость, - это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности - это полная недостоверность, или невозможность, события.

Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, проистекающую из структуры предмета, и внешнюю, зависящую от частоты реализации события.

Противоречие. Диалектическое противоречие - это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противополож¬ность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство проти¬воположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт.

Характер противоречия зависит от специфики его сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонисти¬ческие, основные и неосновные, главные и неглавные противоре¬чия. Внутренние противоречия - это противоречия противоположных сторон внутри данного объекта. Процесс развития объекта характери¬зуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия – это противоречия противоположностей, относя¬щихся к разным объектам. Антагонистичес¬кие противоречия - это противоречия между непримиримо враждебными социальными группами и силами.

Качество, количество и мера. Любой предмет объективно отграничен от всего ос¬тального: граница может быть пространственной, временной, ко¬личественной и качественной.

Качество - это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов, а также сходства с ними. Качество неотъемлемо от предмета.

Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть качество.

Свойство - это определенная сто¬рона качества объекта. Свойства не только проявляются, но могут видоизменяться и даже формироваться в отношениях с другими объ¬ектами. Подобно тому как объект не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свой¬ствах: он есть их носитель. В зависимости от «контекста» объект как бы светится разными оттенками своих свойств.

Свой¬ства объекта обусловлены его структурой, строением, внешними и внутренними взаимодействиями его элементов. Поскольку взаимо¬действия объекта с другими объектами бесконечны, то бесконечно и число свойств объекта.

С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы — пространственные разме¬ры, скорость изменения, степень развития с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов.

Все имеет свою меру. Мера выражает единство качества и количе¬ства. Мера — это соразмерность.

Мера выражает единство количества и качества применительно к предметам, для которых характерно просто превращение, изме¬нение в пределах данного уровня организации материи,

Переход от старого качества к новому выражается в скачке, пере¬рыве постепенности в развитии. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность — ее переход в новое качество. Не¬прерывность и прерывность действует во взаимосвязи.

Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, надлом ста¬рого и рождение нового. Скачок происходит на демаркационной линии, отделяющей одну меру от другой.

Отрицание и идея прогресса. Без от¬рицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.

Цепь отрицаний в процессе развития не имеет ни начала, ни конца. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоис¬ключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Возникшее новое явление содер¬жит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завя¬зывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрица¬нию.

Как условие развития отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии.

Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемствен¬ность в развитии, разумная традиция. Из старого удерживается то общезначимое, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Прошлое все время участвует в созидании настоящего.

Однако преемственность в развитии не только не исключает, а предполагает отрицание.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»