←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
отрицание. Преемственность развития не тоже самое, что его непрерывность. Вся история научного знания свидетельст¬вует о том, что развитие знаний от древнейших времен до наших дней идет через отрицание
Развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Прогресс природы нельзя представлять в виде прямой линии. Этим и обусловливается бесконечное многообра¬зие форм существования материальных тел и явлений.
Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего раз¬вития.
Вопросы:
4. Как Вы объясните парадокс, что философия «человекобожества» привела к «разрыву с человеческой стороной бытия»?
6. Как Вы понимаете слова М.Планка о «реальном в метафизическом смысле»?
Семинар 5.
Душа, сознание и разум
Общее представление о душе
Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта цель¬ность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным обра¬зованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифферен¬цированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.
С приходом к власти большевиков душа оказалась под идеологическим подозрением. Слово «душа» осталось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никог¬да не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искус¬ство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума.
По представлениям гени¬альных и талантливых философов (во всяком случае их подавляю¬щего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой.
Другое дело — как понимать феномен души? Ограничимся утверждением, что, анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжая традицию всей истории философско-психологической мысли.
Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный фено¬мен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается или срастается из множества самостоятельных образо¬ваний, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному — интеллектуаль¬но, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.
Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность высту¬пает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духов¬ной физиономии человека. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа человека являет собой нечто совершенно уникальное. Эта уникальность формируется и природной данностью, и воспита¬нием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры.
Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуаль¬ности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь но¬сителем и общих для человека свойств, существует как модус раз¬личного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п.
Душа и тело.
Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цель¬ное — живой организм человека. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни — оно «получает» ее животворящей силой души.
Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмот¬рении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телес¬ного. Можно сказать: душа таким образом физически организован¬ного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внеш¬нее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психо¬физическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остается сама собой и характер своего духовного един¬ства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей. Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представ¬ления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключе¬ния, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные фе¬номены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдель¬но, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.
Что такое сознание
Сознание - это высшая, свой¬ственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред¬варительном мысленном построении действий и предвидении их результа¬тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.
Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализу¬ется в виде различного рода практической и теоретической деятель¬ности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.
Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают харак¬тер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потреб¬ность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой дея¬тельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде индивидуальных, социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая спо¬собность, составляющая кардинальную характеристику сознания.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом образуют ядро сознания.
Оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно бла¬годаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от¬ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, по¬давленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают раз¬личную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для чело¬века знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания,
Сознание не ограничивается познавательными процессами и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело бла¬годаря усилиям воли. Сознание — это не сумма множества составля¬ющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.
В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Движущей силой поведения и сознания людей является потреб¬ность - состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то вле¬чение переходит в хотение, желание. Воля - это не только умение хо¬теть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, на¬правленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в ха¬рактере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.
Сознание, самосознание и рефлексия
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего по¬ложения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, дви¬жений, действий.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы рас¬ширяя его смысловое поле. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духов¬ной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире.
Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Сознание и сфера бессознательного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|