Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


бессознательного

Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая — сознательна в отношении тех результатов, которые сначала сущест¬вовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут со¬провождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем.

Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каж¬дый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех эта¬пах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле со¬знания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в про¬цессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятель¬ность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автома¬тически. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а на¬блюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Рассудок и разум

По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок - низшая сту¬пень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу.

Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлек¬сирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобще¬ниями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины

Мышление на уровне разума, по словам Е.П. Никитина, освобожда¬ется от застывших рассудочных форм и становится осознанно сво¬бодным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности пони¬мания, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектичес¬кий процесс.

Сознание, язык, общение

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средст¬вом общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполага-ниями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. опре¬деленной системы средств общения. Язык — это система содержа¬тельных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувст¬венная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обо¬значает ее и выражает в мысли.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Знак -это предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представи¬теля чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобра¬зования и передачи информации.

Вопросы:

1. Ваше представление о душе.

9. Прокомментируйте утверждение, что полноценная жизнь человека должна включать не только настоящее, но и прошлое и будущее.

11. Какую роль играет бессознательное в жизни человека?

Семинар 6.

Теория познания

Сущность и смысл познания

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познава¬тельной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви¬валась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной ис¬тории.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемо¬логией. Эти термины имеют греческие корни: gпоsis — познавание, узнавание; познание, знание и ерistете — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добы¬тый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в пер¬вом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее иссле¬дование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология - это знание о знании.

На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности пере¬хода от поверхностного представления о вещах (мнения) к пости¬жению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассмат¬ривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но че¬ловек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и ос¬тается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом об¬ществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, спо¬собствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как воз¬можно познание, познаваем ли мир в принципе?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверж¬дают принципиальную познаваемость мира. Скептики же не отрицают принципи¬альной познаваемости мира, но выражают сомнение в достовернос¬ти знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический реляти¬визм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина — и на житейском, и даже на научном уровне — выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня при¬знается заблуждением. Все наше знание как бы плавает в море не¬определенности и недостоверности, оно относительно, условно, конвенционально и тем самым субъективно.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скепти¬цизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Как правило, скептицизм рас¬цветает буйным цветом в период (или в преддверии) ломки пара¬дигм, смены ценностей, общественных систем и т.д., когда нечто, считавшееся ранее истинным, в свете новых данных науки и прак¬тики оказывается ложным, несостоятельным. Психология скепти¬цизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. В основе этой психо¬логии лежит не исследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка к «уютным», однажды принятым на веру принципам.

Однако в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомне¬ния, а это — шаг к истине. Сомнение — червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы, необходимый компонент разви¬вающейся науки. Нет познания без проблемы, но и нет проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; знание — сомне¬вается.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»