Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Виды познания

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания раз¬личаются в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на на¬блюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с аб¬страктными научными построениями.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание кон¬статирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, насто¬ящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

К научному познанию также тесно примыкает практическое зна¬ние. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — ин¬женер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютер¬ной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть ко¬торой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно че¬ловека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспри¬нимается в виде зримых событий.

Соотношение знания и веры

Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктриналъная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе -все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровер¬жению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суж¬дений не встает вовсе. «Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах до¬стойным презрения». Учитывая, что Кант ото¬ждествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как рели¬гиозную веру вообще. Религиозная вера - это внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной (от лат. religare — связывать), которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсо¬лютным Я гибнет.

Субъект и объект познания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, состав¬ляет объект познания, становится в определенном смысле «собст¬венностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отноше¬ние. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отноше¬ние.

В современной гносеологии принято различать объект и пред¬мет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкрет¬ные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

Что есть истина

Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо лю¬бить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредст¬вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким об¬разом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло¬вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, пости¬жения сути объекта субъектом.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальнос¬ти, но принимаемое за истинное.

Заблуждения имеют и гносеологические, и психологичес¬кие, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввес¬ти кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Каждая ступень научного познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практи¬ки, а также познавательными способностями данного ученого, раз¬витие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоя¬тельствами, и в определенной степени природными факторами. На¬учные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят от¬носительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Вопросы:

1. Перед оптимистом, скептиком и агностиком стоит дерево. Что каждый из них сказал бы о возможности его познания?

2. Назовите плюсы и минусы сомнения.

5 Какое место занимает религиозная вера в общем понятии веры?

Семинар 7

Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, ле¬тящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, инфор¬мирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появля¬ется при использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, исполь¬зование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение - простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосред¬ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и от¬ношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечат¬ления в систему уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического взаимо¬действия человека и внешнего мира, в результате активной работы органов чувств.

Чтобы осознать что-то, необходима ана¬логия, умственная работа сравнения настоящего состояния с пред¬шествующим. В результате восприятия внешних воздействий и со¬хранения их во времени памятью возникают представления.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздей¬ствовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по со¬хранившимся в мозгу связям.

Важными методами исследования в науке, особенно в естество¬знании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение представ¬ляет собой преднамеренную, планомерную акцию, осуществляемую с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблю¬дение требует специальной подготовки. Важнейшее место в этой подготовке занимают уяснение задач наблюдения, требований, ко¬торым должно удовлетворять наблюдение, предварительная разра¬ботка его плана и способов. Наблюдение фиксирует то, что предла¬гает сама природа. Но человек не может ограничиться ролью на¬блюдателя. Проводя эксперименты, он является и деятельным ис¬пытателем. Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую форму познания со¬ставляет мысленный эксперимент, который совершается над вооб¬ражаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие во¬ображения и мышления.

Установление факта (или фактов) является необходимым усло¬вием научного исследования. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам Эйнш¬тейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»