Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


теоретические структуры строятся между началом и концом.

Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их ис¬толковывающая, если есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности они могут служить основанием для теоретического обоб¬щения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать. Из тенденциозно подобранных фактов можно построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.

Мышление: его сущность и основные формы

От чувственного познания, от установления фактов, диалектичес¬кий путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком суще¬ственных свойств и отношений вещей. Творческое мышление направ¬лено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутрен¬нее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее.

Первый существенный признак мышления заключается в том, что оно есть процесс опосредованного познания предметов. В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает нити из полотна общего запаса имеющихся в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта.

В жизни мыслят не только теоретики, но и практики. Практи¬ческое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое мышление - на отыскание общих закономерностей. Если теоретическое мышление сосредоточено преимущественно на пере¬ходе от ощущения к мысли, идее, теории, то практическое мышле¬ние направлено прежде всего на реализацию мысли, идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практику и постоянно подвергается ее контролирующему воздейст¬вию. Теоретическое мышление подвергается практической провер¬ке не в каждом звене, а только в конечных результатах.

Разумное содержание процесса мышления облекается в истори¬чески выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, яв¬ляются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их разли¬чиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек» не только отражает существенно общее, то, что свойственно всем людям, но и отличие любого че¬ловека от всего другого, а понимание сущности данного человека предполагает знание сущности человека вообще, т.е. наличие по¬нятия о том, что такое человек: «Человек — это биосоциальное су¬щество, обладающее разумом, членораздельной речью и способнос¬тью трудиться»

Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи по¬нятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например, предложение «Клен — растение» есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истин¬ность, а также нечто предположительное.

Можно сказать, что суждение — это развернутое понятие, а само понятие — это свернутое суждение. И все споры о том, что выше — понятие или суждение — это схоластическое, а потому бесплодное занятие.

Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мыш¬ления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуж¬дения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Поскольку любое знание носит ограниченный характер как ис¬торически, так и по содержанию, постольку в каждый данный период существует необходимость в предположительном знании, в ги¬потезах. Гипотеза - это предположение, исходящее из ряда фактов и до¬пускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Гипотеза — это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущ¬ность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед строящимся зда¬нием и сносят, когда здание готово.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует про¬верки и доказательства, после чего она приобретает характер тео¬рии. Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения. Например, теория атомного строения материи была долгое время гипотезой; подтвержденная опытом, эта гипотеза пре¬вратилась в достоверное знание — в теорию атомного строения ма¬терии.

Методы и приемы исследования

Методология - это учение о методах познания и преобразования действи¬тельности.

Метод - это система регулятивных принципов преобразующей, прак¬тической или познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методике. Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в иссле¬довании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания исполь¬зуются разнообразные методы. В соответствии со степенью их об¬щности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет осо¬бые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений опре¬деляются спецификой социальной формы движения материи, ее за¬кономерностями, сущностью.

Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравне¬ние — это не объяснение, но оно помогает уяснению. В науке срав¬нение выступает как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении, он затем стал успешно применяться в других областях знания.

Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. При таком взгляде на вещи нельзя познать их внутренней струк¬туры и сущности. Для изучения частностей мы должны рассмотреть составляющие изучаемого предмета. Анализ - это мысленное разло¬жение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи не¬обходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит.

В каждой области знания есть как бы свой предел членения объ¬екта, за которым мы переходим в мир иных свойств и закономер¬ностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, насту¬пает следующая стадия познания — синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в ос¬новном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое

целое.

Абстрагирование - это мысленное выделения какого-либо предмета в от¬влечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред¬мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Важным примером научного познания мира является идеализа¬ция как специфический вид абстрагирования. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация - это процесс об¬разования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

Задачей всякого познания является обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. В про¬цессе обобщения совершается переход от единичных понятий к общим, от менее общих понятий к более общим, от единичных суж¬дений к общим, от суждений меньшей общности к суждениям боль¬шей общности, от менее общей теории к более общей теории, по отношению к которой менее общая теория является ее частным слу¬чаем.

Аналогия - это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. При этом заключение окажется тем более прав¬доподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых пред¬метов и чем эти признаки существеннее.

Одна из характерных черт современного научного познания со¬стоит в возрастании роли метода моделирования. Моделирование - это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусствен¬ным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет по¬знания.

Модель представляет собой средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель - это ими¬тация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных пред¬метов и явлений. Моделью может быть всякий объект, воспроизводя¬щий

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»