Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Cеминар

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


воспроизводя¬щий требуемые особенности оригинала.

Существенное значение в познавательной деятельности имеет такой метод, как формализация - обобщение форм различных по содержа¬нию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Всякая фор¬мализация неизбежно является некоторым огрублением реального объекта.

Как методы исследования выделяются индукция - процесс выведе¬ния общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция - вывод какого-либо, общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества

Творческое воображение, фантазия — необходимые средства разви¬тия способности человека изменять, преобразовывать мир. С их по¬мощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. При прочих равных условиях богатое вообра¬жение предохраняет ученого от избитых путей. Человек, лишенный творческого воображения и руководящей идеи, в обилии фактов может не увидеть ничего особенного: он к ним привык. Привычки в научном мышлении — это костыли, на которых, как правило, дер¬жится все старое. Для свершения великого нужна независимость от установившихся предрассудков.

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция - это спо¬собность достижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощь доказательтва.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осущест¬вляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, от¬крытия в науке, изобретения в технике и созидание в области ис¬кусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Доказательство и опровержение

Доказательность — жизненный нерв научного мышления.

Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказатель¬ства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется поло¬жение, истинность или ложность которого выясняется посредством дока¬зательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказывае¬мого тезиса, называются основаниями или аргументами. Последние состоят из достоверных фактов, определений, аксиом и ранее дока¬занных положений.

Связь оснований и выводов из них, имею¬щая результатом необходимое признание истинности доказываемо¬го тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения науки может быть различным, осно¬ванным, например, на дедукции, индукции, использовании анало¬гий, моделирования и т.п. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Поскольку она не дана вмес¬те с самими основаниями, а должна быть установлена, постольку доказательство — теоретическая задача.

Вопросы:

13. Что такое «аналитико-синтетическое суждение»?

14. В чем разница между бессознательным и подсознательным?

Семинар 8

Человек и его бытие в мире

Общее понятие о человеке

Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли.

Человечество всегда стремилось к построению целостного фи¬лософского образа человека. Что же входит в состав философского знания о нем? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных ис¬торически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-пси¬хологических типов личности и т.п.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какое из них отличительное? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Задумаемся над тем, какие признаки самые отличительные для человека. Одним из них является сознание и способность мышления, другим — труд. Это -не просто отличительные, а сущностные признаки человека.

В труде человек постоянно изменяет условия своего существова¬ния, сознательно преобразуя их в соответствии со своими постоян¬но развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Культура - еще один от¬личительный признак человека.

Невозможно анализиро¬вать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне от¬ношения с другими людьми, т.е. вне общества. Социальность также отличает человека от всех других феноменов жизни.

О многомерности человека

Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни одно измерение в отдельности не раскры¬вает феномен человека в его целостности.

Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономернос¬тям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложнооргани-зованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат кото¬рого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, фи¬зиологическому), но его содержание, конкретная наполненность — это уже безусловное взаимопереплетение психического и социаль¬ного, причем такое, в котором социальное, будучи опосредованным эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимос¬ти, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формиру¬ются из двух истоков — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социаль¬ного, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой ка¬чественной ступени - человеческой личности.

Богатство и сложность социального содержания личности обу¬словлены многообразием ее связей с общественным целым и с его частями вплоть до атомарных, со степенью аккумуляции и прелом¬ления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни об¬щества. Вот почему уровень развития личности есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако личность не рас¬творяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в обще¬ственное целое.

Личность и Я

В настоящее время существуют две основные концепции личнос¬ти: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значи¬мости этого аспекта понимания личности (он имеет большое зна¬чение в современной прикладной социологии) он не позволяет рас¬крыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает его дей¬ствительную сущность.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий в рамках социума и внутренней жизни человека. Личность - индивидуальное сре¬доточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эсте¬тических и всех иных социальных норм.

Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»