Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Августин Блаженный о человеке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Содержание.

Введение 3

1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения Августина. 5

2. «Что же за тайна — человек!» 10

3. Истина и прозрение. 16

4. Августин Блаженный об истоках греха. 20

5. "Град земной" и "Град Божий". 25

6. Августин Блаженный. Современная оценка. 28

Заключение. 35

Список литературы. 36

Введение.

Подорванная набегами варваров и внутренней анархией, Римская империя была восстановлена — со времен Диокле¬тиана (284-305 гг.) и Константина (306-337 гг.) — на новой основе: речь идет о Поздней империи — первом из тотали¬тарных государств современного типа. Верховный правитель, овеянный религиозным почитанием, обладает в ней всей пол¬нотой власти — во всяком случае до тех пор, пока не вос¬торжествует следующий узурпатор. Окруженный восточным двором, он управляет с помощью милитаризованного, иерар¬хического, исключительно сложного бюрократического аппарата: плановая экономика, государственные предприятия, обязательный синдикализм, кастовость; непомерные налоги, жестокое правосудие и, разумеется, тайная полиция (ведь жизнь протекает в постоянной угрозе заговоров). Это воистину мир террора: команда у власти воплощает всю мощь хозяина, но вскоре она оказывается в опале; происходят грандиозные процессы предателей, репрессии, захватывающие лучших из невиновных. Угроза гибели - тюрьма, пытки, казнь - постоянно висит над всем. Вся жизнь св. Августина проходила на фоне этих событий, на собственном примере он учит нас искусству жить во времена катастроф. Его детство совпало с последним всплеском римской мощи. На зрелые годы пришлось падение крепостных стен Рима - 24 августа 410 г. - перед королем вестготов Аларихом. Ему суждено было умереть спустя двадцать лет в своем епископальном городе Гиппоне, осажденном вандалами, этим смелым народом, совершившим в течение жизни всего одного поколения удивительное перемещение из венгерских и силезских равнин, через всю Европу, Испанию и Гибралтар в северную Африку и Карфаген, чтобы уничтожить там римскую мощь.

Но Августин был не просто свидетелем "упадка" и "конца света". С обращением Константина империя стала христианской, и новая религия окончательно победила. Понятно, что не все трудности были преодолены: язычество продолжало сопротивляться на двух крайних ступенях общественной лестницы - среди крестьян и среди просвещенной аристократии. Эпоха великих гонений завершилась, но теперь церковь разрывали расколы и ереси. Вмешательство императорской власти, в определенном смысле необходимое, только усложнило положение вещей: стареющий Константин, Констанций, Валент склонялись к тому или иному варианту арианской ереси, а ортодоксальное христианство переживало темные времена, пока окончательно не восторжествовало при очень набожном императоре Феодосии.

Отцы церкви до Августина не придавали, вообще говоря, слишком большого внимания философии, а если и обращались к ней, то не затем, чтобы продуцировать новые идеи. Первые апологеты были по своей профессии риторами-юристами. У других отцов превалировали интересы, в узком смысле слова, теологические и пасторские, или же филологические интересы эрудитов. Тем сильнее на этом фоне более чем скромных достижений предшественников прозвучал могучий голос святого Августина.

Век св. Августина стал периодом демографического, социального, духовного и интеллектуального расцвета христианства, золотым веком отцов церкви - великих мыслителей, подаривших христианской литературе свои классические творения. Среди них были и те, кто вел сугубо духовный, созерцательный образ жизни, были и люди деятельные. Примечательно то, что Августин был современником наиболее выдающихся отцов церкви (хотя не всегда был с ними знаком) - как греческих, принадлежавших к каппадокийской, антиохийской или александрийской школе, так и латинских, основных Учителей западной церкви.

Блаженный Августин может считаться истинным от¬цом западного христианства. В то время как на Восто¬ке было множество крупных богословов, на Западе Ав¬густин не имел себе равных, и его учение доминирова¬ло над латинской богословской мыслью вплоть до воз¬никновения средневекового схоластицизма. Несмотря на то что православное богословие критически отно¬сится к некоторым аспектам его учения. Православная Церковь всегда признавала его святость и авторитет.

1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения

Августина

Личность Августина чрезвычайно привлекательна сво¬ей искренностью, глубиной и живостью ума, а кон¬кретность и непосредственность его интересов (в отли¬чие от восточных отцов, столь часто витавших в сфе¬рах непостижимого и отвлеченного) делают блаженно¬го Августина не просто интересным, но и очень близ¬ким нам человеком.

Августин родился 13 ноября 354 года в городе Тагасте, в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи и была населена латиноязычными христианами. Отец его был язычником, мать - святая Моника - глубоко религиозной христианкой. В 370 году молодой Августин поехал учиться риторике в сто¬лицу Африки Карфаген. Обучение велось по-латыни, и вся греческая классика читалась в переводах. Августин так никогда и не выучил греческий язык, зато его профессиоиальная подготовка в области риторики приоб- рела для него некое духовное измерение. Блестящий писатель, он всегда осознавал язык как орудие творче¬ства и отдавал себе отчет во всех вытекающих из это¬го преимуществах и соблазнах. Для него язык как сред¬ство общения был искусством, требующим совершен-ства из соображений любви к ближнему.

В возрасте девятнадцати лет Августин знакомится с манихейским учением и становится его приверженцем на целых десять лет. Карфаген был космополитичес¬ким городом, и среди процветавших в нем разнообразнейших сект и верований манихейство пользовалось значительной популярностью. Вопрос о происхождении зла решался манихеями в плане онтологического дуа¬лизма, то есть существования злого бога, равносиль¬ного Творцу. Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли блаженного Августина.

Закончив образование, Августин начал частным об¬разом преподавать риторику. В это время он сожитель¬ствовал с женщиной, которая была его подругой в те¬чение многих лет и к которой он, по-видимому, был очень привязан. Она родила ему сына, которого Авгу¬стин назвал Адеодатус, по-гречески Феодор, Богодан¬ный. Это был его единственный ребенок, и Августин в своих писаниях всегда говорит о нем с особенной неж¬ностью.

В 383 году он переехал в Рим и провел там некото¬рое время, занимаясь преподаванием риторики. Одна¬ко в Риме он не задержался и переехал оттуда в Ми¬лан, где епископом тогда был великий Амвросий, про¬поведи которого потрясли Августина. Да и весь образ святого миланца произвел неизгладимое впечатление и придал определенно христианское направление его ду¬ховному развитию.

Нужно сказать, что Августин обладал в высшей сте¬пени философским складом ума и всегда во всем ста¬рался докопаться до самого корня. Несмотря на уже произошедший к тому времени разрыв с манихейством, Августин искал (как и будет искать всю свою жизнь) разрешение проблемы сосуществования в этом мире добра и зла. Он знал уже, что дуалистический подход не может его удовлетворить, ибо он ведет к многобо¬жию и к неприемлемым этическим выводам. Чтение фи¬лософов-платоников и неоплатоников (в латинском пе¬реводе) повлекло за собой постепенное отмежевание от манихейского дуализма. Вслед за Платоном Августин поверил в монизм Добра. Поэтому его следующим ша¬гом на пути духовных исканий были платонизм и нео¬платонизм. В них его привлекало именно опроверже¬ние всякого дуализма: Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро. Онтологически зла не существу¬ет, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни.

Хотя философски и вследствие естественной склон¬ности ума Августин оставался приверженцем платониз¬ма, его сердце все более и более склонялось к вере его матери Моники, которая всегда, до самой своей смер¬ти, оказывала очень сильное влияние на сына. Посте¬пенно Августин сделался убежденным христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко он еще привязан к соблазнам этого мира. Он не сомневался в том, что крещение должно повлечь за со¬бой полную перемену образа жизни, и продолжал от¬кладывать его, мучаясь невозможностью принять окон¬чательное решение, повторяя в своих молитвах Богу: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас».

Окончательное обращение Августина необычайно трогательно и убедительно описано в книге VIII зна¬менитой «Исповеди». Это событие перевернуло всю жизнь Августина. Он полностью обратился в христианство, в апреле 389 года крестился, а в 391 году был рукоположен во пресвите¬ра и всю остальную жизнь провел в африканском го¬роде Гиппоне, епископом которого он сделался в 395 году. Он оставался епископом гиппонийским в продол¬жение 35 лет, до самой своей смерти. В этот период он написал очень много сочинений, а также принимал ак¬тивное участие в церковной жизни. Он сделался неза¬менимым участником всех африканских соборов. Дело было в том, что в Африке существовал обычай ста¬вить

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»