Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Аквинский

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Фома Аквинский как великий 1 систе-матизатор схоластики

Что касается античного наследия, то первым Западная Европа узна-ла учение неоплатоников, во многом благодаря переводам Эриугены в IX веке. Аристотелю повезло меньше всех, поскольку до ХII века сред-невековым философам были известны лишь его сочинения по логике, переведенные на латынь Боэцием еще в VI веке. Зато с ХII века Ари-стотель становится главной фигурой в философской жизни Европы. И происходит это, как ни странно, благодаря арабскому нашествию. На-помним, что начиная с VII века арабы под знаменем ислама подчиняли себе одну страну за другой. В результате возник Арабский халифат, простиравшийся от Туркестана до Испании и превосходивший по раз-мерам бывшую Римскую империю. Именно через покоренную араба-ми-берберами Испанию в Европу стали проникать культурные дости-жения Востока, и среди них, кстати, всем теперь известные арабские цифры.

Завоеватели в целом оказались более культурным наро-дом, чем западноевропейцы — потомки варваров и вандалов. В результате именно благодаря арабам европейцы познако-мились с полным наследием Аристотеля. Получилось так, что вначале работы Аристотеля были переведены на арабский язык и откоммен-тированы Авиценной (XI в.) и Аверроэсом (ХП в.), а затем вернулись в Европу, где были переведены с арабского на латынь.

Надо сказать, что к ХШ веку в Европе уже появилось не-сколько университетских центров. Университеты были, к примеру, в Болонье, Падуе, Тулузе, а также в Оксфорде и Кембридже. Около 1200 года открылся Парижский универси-тет. И во всех этих университетах помимо теологии изуча-лись «свободные искусства», право и медицина. Подготовка в области «свободных искусств» была условием поступления на другие факультеты. Но занятия «свободными искусства-ми» не всегда давали учащимся те духовные ориентиры, на которые рассчитывало духовенство.

Эта тенденция усилилась с ростом популярности работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных работ, а также «Метафизики». Ситуация усугублялась тем, что ука-занные работы распространялись вместе с комментариями Аверроэса, который усилил материалистические акценты в творчестве Аристотеля. В результате на популярность мате-риалистических идей Аристотеля католическая церковь отве-тила запретом на изучение его трудов в Парижском универ-ситете.

Но это не было выходом из положения, а потому одновре-менно с запретом была создана комиссия с целью приспособ-ления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Ко-миссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как эту работу поручили проделать уче-ным из ордена доминиканцев, был получен результат. Льви-ная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена — Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (ок. 1226—-1274) происходил из знатно-го неаполитанского рода. С пяти лет он обучался в монастыре бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В 18-летнем возрасте он решил стать монахом ордена доминиканцев и на-стоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи мона-хом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Париже, а затем в Кельне. Коллеги по учебе звали его «Немым быком» за огромный рост, полноту, а также отсутствие интереса к бе-седам и диспутам.

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по тео-логическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под назва-нием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10 лет. В 1273 году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Здесь следует уточнить, что историю схоластики обычно делят на периоды. Первый период схоластики (с IX по ХП в.) — это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь своеобразное техническое средство для решения своих проблем. С XII по начало XIV века — второй период схоластики. И только здесь философия вновь обретает собственное поле деятельности. Им становится ис-следование природного и человеческого мира в его отноше-нии к Богу. В свое время Августин заявил: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Из этого сле-довало, что природный мир мало интересовал Августина и тех, кто шел за ним. У Фомы Аквинского иное кредо: «Раз-мышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размыш-ляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Как видим, постиже-ние Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творе-ния. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника.

Мир у Фомы предстает как иерархическая система, в чем-то аналогичная системе Эриугены. Здесь тоже четыре ступе-ни. Первая — это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, верши-ной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.

Фома использует в своем учении аристотелевский гиле-морфизм, согласно которому все сущее состоит из материи и формы. На низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность вещи. Это соответствует формальной причине (causa formalis). Сюда относятся неор-ганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis), которая ха-рактерна для растений. Они получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. Третий уровень — это животные, и здесь форма становится действующей при-чиной (causa officiens). Поэтому для животных характерен не только рост, но и движение как перемещение в пространстве. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не в ка-честве организующего принципа материи, а сама по себе, то есть независимо от материи (forma separata). Здесь форма яв-ляется духом, разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христианский лад. Ведь у Ари-стотеля чистой формой, «формой форм» является только Бог, а разумная душа человека — это внутренняя форма тела, ко-торая вне этого тела, скорее всего, существовать не может. Фома, в отличие от Аристотеля, в вопросе о душе человека занимает более четкую и однозначную позицию. Бог, соглас-но Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смер-тью тела. В этом вопросе Фома — последовательный христи-анский мыслитель, а потому не допускает и метемпсихоза, то есть переселения душ, и тем более переселения душ людей в тела животных.

Различение ступеней природы связано у Фомы с Другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а именно с поня-тиями актуальности и потенции. Актуальность буквально оз-начает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, только возможность действия, способность к действию. Не-мецкий философ Шеллинг впоследствии будет называть раз-личные ступени природы потенциями, а сам процесс восхож-дения природы от простого к сложному — потенцированием. Что же имел в виду сам Фома, когда вводил различение меж-ду актуальностью и потенцией?

Напомним, что у Аристотеля возникновение различных вещей в природе как раз происходит путем превращения воз-можности в действительность. Растение, например, сначала является семенем. А семя — это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит в актуальное состояние. Та-ким образом, возможность у Аристотеля совпадает с матери-ей. Ведь именно в ней заключена потенциальная возможность превращения в любую вещь. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное на-чало бытия и материю определенную, оформленную. Неопре-деленное начало бытия Аристотель называл «первой матери-ей», а оформленную материю — в виде камня, железа и т. п. — «второй материей». «Вторая материя», по Аристотелю, по-стоянно трансформируется, то есть, утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в ре-зультате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.

Последнее, а именно то, что мир ограничен в пространст-ве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовмести-мо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления ари-стотелизма к христианству. Выход был найден Фомой, и за-ключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возмож-ность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристо-теля была введена идея креационизма, то есть творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения.

Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «до-казательства» бытия Бога, которые он, будучи великим сис-тематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. И все они осно-ваны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обя-зательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все при-чинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Суть третьего «доказательства» заключается в том, что если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна сущест-вовать в действительности и некая абсолютная необходи-мость, то есть Бог. В четвертом «доказательстве» Бог являет-ся абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»