╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эръёруюЁ

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Дв столетия,протекшие с момент предск з ния Ф лесом Милетским

солнечного з тмения,действительно случившегося 28 м я 585 г.до н.э.бы-

ли не только эпохой р сцвет кл ссической греческой культуры,но именно

с этого отсюд берут н ч ло основные тр диции всей европейской цивили-

з ции.

В пл не соци льно-политическом в течение этих двух столетий дости-

г ет своего н ивысшего р звития, з тем обн ружив ет черты неотвр ти-

мого уп дк политическ я форм греческого город -госуд рств .В пл не

геополитическом - это эпох р сцвет Афин,которые сдел лись общеприз-

н нным политическим и культурным центром Элл ды.

Именно в это время происходит критический момент р звития филосо-

фии,когд П рменид впервые пост вил проблему бытия - первую подлинно

философскую проблему,сформулиров нную ясным и недвусмыленным обр -

зом:к к можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от

того,что только к жется или является.Без всякого преувеличения можно

ск з ть,что философск я онтология(учение о бытии)- вместе с ней и

н стоящ я философия вообще-н ч л сь с П рменид .Д же у Гер клит фило-

софск я проблем тик еще очень з темнен мифопоэтической оболочкой,в

которую он облек л свои учения.

Но П рменид не только пост вил философскую проблему бытия,но и

решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть, небытия нет".Истинное бы-

тие,согл сно з ключениям П рменид ,едино,нер здельно,неизменно и не-

подвижно,весь же чувственно восприним емый мир,состоящий из множеств

возник ющих,меняющихся и исчез ющих вещей,лежит з его предел ми.Для

того,чтобы сп сти положение,П рмениду пришлось дополнить учение об ис-

тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо-

логическую концепцию.

Но подобн я двойственность не могл удовлетворить более поздних

философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Ан кс гор.Все они пыт -

лись н йти т кое решение проблемы бытия,которое снов восст новило бы

- 2 -

единство мир ,р сколовшегося у П рменид н две сферы,не имевшие друг

с другом ничего общего.В результ те возникли три философские и однов-

ременно естественнон учные концепции,которые сдел лись кл ссическими

п р дигм ми для многих последующих поколений ученых,з ним вшихся фило-

софией природы.

Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Ан кс гор,были по духу к к и фило-

соф ми,т к и естествоипыт телями.Поэтому предложенные ими решения

проблемы бытия сводились к отыск нию внутренней структуры чувственно

восприним емых вещей,котор я не противоречил бы требов ниям,предъяв-

лявшимся П рменидом к истинному бытию.

Концепция Эмпедокл в н ибольшей степени соответствов л привыч-

ным тр диционным взгляд м о четырех элемент х,в числе которых обяз -

тельно фигурируют огонь,вод и земля,которые были известны еще в глу-

бокой древности.Н оборот,учение Левкипп ,р звитое его учеником Демок-

ритом,было для того времени новым и бсолютно оригин льным.

О жизни Ан кс гор известно довольно м ло,но все же больше,чем о

жизни некоторых его современников и предшественников. Ан кс гор родил-

ся около 500 г. до н.э. в Кл зомен х - небольшом,но в то время процве-

т вшем приморском городке м ло зийской Ионии.Отец Ан кс гор ,Гегеси-

бул,был з житочным человеком,ост вившем после своей смерти зн читель-

ное состояние.Одн ко у Ан кс гор уже в р ннем возр сте пробужд ется

стр стный интерес к н учным изыск ниям и бсолютное р внодушие к любой

пр ктической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступ ет полученное

им в н следство имущество ближ йшим родственник м, с м покид ет Кл -

зомены и отпр вляется стр нствов ть.Неизвестно,совершил ли он,подобно

Демокриту,поездки в стр ны Ближнего Восток ,но в к кое-то время Ан к-

с гор появляется в Афин х и т м обосновыв ется.

Переезд Ан кс гор в Афины связ н с глубокими историко-культурны-

- 3 -

ми последствиями:он символизиров л перенесение ионийской учености н

ттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной госуд рственных деяте-

лей,полководцев,обрели,н конец,первого крупного философ .Ан кс гор

можно счит ть основоположником финской философской школы,д вшей в

последствии миру многих блестящих мыслителей,т ких к к Пл тон и Арис-

тотель.

Несмотря н то,что Ан кс гор не обл д л пр в ми финских гр ж-

д н,он вскоре з ним ет зн чительное место в духовной элите город ,чему

несомненно способствов л дружб с вождем демокр тической п ртии Пе-

риклом,в д льнейшем ст вшим ф ктическим пр вителем финской республи-

ки.

Многие источники н зыв ют Перикл учеником Ан кс гор ,Прямое уче-

ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно счит ть несомнен-

ным,что Перикл ув ж л Ан кс гор и прислушив лся к его мнениям и сове-

т м.

К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когд положение Перикл в к честве

гл вы госуд рств ст ло менее прочным,его политические противники воз-

будили судебные преследов ния лиц,которые были к нему близки,в том

числе и Ан кс гор .Ан кс гор обвинялся в безбожии и в р спростр нении

учения о небесных светил х,противоречивших тр диционным религиозным

предст влениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик-

л он т йно покид ет Афины.

Последние годы Ан кс гор проводит в Л мпс ке- бог том торговом

городе н берегу Геллеспонт .Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче-

том и ув жением л мпс кских гр жд н.В течение длительного времени пос-

ле смерти философ л мпс кцы устр ив ли в его п мять ежегодные детские

пр зднеств .

Т ков внешняя к нв жизни Ан кс гор .Труднее ск з ть что-либо о

- 4 -

его н учной биогр фии,в ч стности об эволюции его философских воззре-

ний.Интерес к н уке,к к уже было ск з но,пробужд ется у него в р нный

молодости.Живя в Кл зомен х,нед леко от Милет ,Ан кс гор мог без труд

отыск ть и прочесть сочинения зн менитых милетцев - Ан ксим ндр и

Ак ксимен ,ок з вшие,судя по всему,гром дное влияние н формиров ние

его собственного мировоззрения.Не случ йно позднейшие доксогр фы н зы-

в ют Анг кс гор учеником Ан ксимен .Непосредственно слуш ть Ан ксиме-

н Ан кс гор,конечно,не мог,д же будучи м льчиком:последний великий

предст витель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Ан кс -

гор ,но основн я проблем тик н ксименовского сочинения ок з л сь в

центре вним ния кл зоменц .Это был космологическ я проблем тик ,точ-

нее говоря это было учение о происхождении и структуре космос ,р сс-

м трив емого к к нечто единое целое.

Об Ан кс горе р сск зыв ют,что в молодости он любил н блюд ть з

небесными явлениями с вершины Мим нт ,н ходившегося по соседству с

Кл зомен ми.Астрономом в строгом смысле слов слов Ан кс гор никогд

не был,и его строномические позн ния д же в последний период его дея-

тельности ост в лись весьм примитивными.

Космос пор ж л Ан кс гор совершенной р зумной орг низ цией,кото-

р я,к к ему предст влялось,не могл быть результ том действия сле-

пых,беспорядочных сил.В мире должно существов ть некое орг низующее и

упорядочив ющее н ч ло,которое приводит в действие весь ход мирового

процесс и определяет устройство космос к к единого р звив ющегося

целого.Впоследствии он обозн чит это н ч ло термином nous,т.е.Р зум.

Физическ я теория Ан кс гор ,явивш яся предметом особого вним ния

Аристотеля,с одной стороны, с другой - современных исследов телей н-

тичной философии,был р зр бот н ,по видимому,был р зр бот н в позд-

ний период жизни философ .

- 5 -

Афинские легенды рисуют н м Ан кс гор к к человек ,целиком пос-

вятившего себя н уке,т.е.к к ученого-профессион л .В Греции середины

Vв.до н.э. это был новый,дотоле небыв лый тип человек .Все предшест-

венники Ан кс гор ,-Ф лес,Пиф гор,Гер клид,П рменид-были госуд рствен-

ными деятелями,поэт ми,религиозными вождями,но профессион льных ученых

в позднейшем смысле слов среди них не было.

Весьм необычным,с точки зрения греков,было у Ан кс гор отсутс-

твие узкого п триотизм ,приверженности к родному полису.Покинув Кл ме-

зоны,Ан кс гор,к к известно,никогд не стремился

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»