╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
Дв столетия,протекшие с момент предск з ния Ф лесом Милетским
солнечного з тмения,действительно случившегося 28 м я 585 г.до н.э.бы-
ли не только эпохой р сцвет кл ссической греческой культуры,но именно
с этого отсюд берут н ч ло основные тр диции всей европейской цивили-
з ции.
В пл не соци льно-политическом в течение этих двух столетий дости-
г ет своего н ивысшего р звития, з тем обн ружив ет черты неотвр ти-
мого уп дк политическ я форм греческого город -госуд рств .В пл не
геополитическом - это эпох р сцвет Афин,которые сдел лись общеприз-
н нным политическим и культурным центром Элл ды.
Именно в это время происходит критический момент р звития филосо-
фии,когд П рменид впервые пост вил проблему бытия - первую подлинно
философскую проблему,сформулиров нную ясным и недвусмыленным обр -
зом:к к можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от
того,что только к жется или является.Без всякого преувеличения можно
ск з ть,что философск я онтология(учение о бытии)- вместе с ней и
н стоящ я философия вообще-н ч л сь с П рменид .Д же у Гер клит фило-
софск я проблем тик еще очень з темнен мифопоэтической оболочкой,в
которую он облек л свои учения.
Но П рменид не только пост вил философскую проблему бытия,но и
решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть, небытия нет".Истинное бы-
тие,согл сно з ключениям П рменид ,едино,нер здельно,неизменно и не-
подвижно,весь же чувственно восприним емый мир,состоящий из множеств
возник ющих,меняющихся и исчез ющих вещей,лежит з его предел ми.Для
того,чтобы сп сти положение,П рмениду пришлось дополнить учение об ис-
тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо-
логическую концепцию.
Но подобн я двойственность не могл удовлетворить более поздних
философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Ан кс гор.Все они пыт -
лись н йти т кое решение проблемы бытия,которое снов восст новило бы
- 2 -
единство мир ,р сколовшегося у П рменид н две сферы,не имевшие друг
с другом ничего общего.В результ те возникли три философские и однов-
ременно естественнон учные концепции,которые сдел лись кл ссическими
п р дигм ми для многих последующих поколений ученых,з ним вшихся фило-
софией природы.
Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Ан кс гор,были по духу к к и фило-
соф ми,т к и естествоипыт телями.Поэтому предложенные ими решения
проблемы бытия сводились к отыск нию внутренней структуры чувственно
восприним емых вещей,котор я не противоречил бы требов ниям,предъяв-
лявшимся П рменидом к истинному бытию.
Концепция Эмпедокл в н ибольшей степени соответствов л привыч-
ным тр диционным взгляд м о четырех элемент х,в числе которых обяз -
тельно фигурируют огонь,вод и земля,которые были известны еще в глу-
бокой древности.Н оборот,учение Левкипп ,р звитое его учеником Демок-
ритом,было для того времени новым и бсолютно оригин льным.
О жизни Ан кс гор известно довольно м ло,но все же больше,чем о
жизни некоторых его современников и предшественников. Ан кс гор родил-
ся около 500 г. до н.э. в Кл зомен х - небольшом,но в то время процве-
т вшем приморском городке м ло зийской Ионии.Отец Ан кс гор ,Гегеси-
бул,был з житочным человеком,ост вившем после своей смерти зн читель-
ное состояние.Одн ко у Ан кс гор уже в р ннем возр сте пробужд ется
стр стный интерес к н учным изыск ниям и бсолютное р внодушие к любой
пр ктической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступ ет полученное
им в н следство имущество ближ йшим родственник м, с м покид ет Кл -
зомены и отпр вляется стр нствов ть.Неизвестно,совершил ли он,подобно
Демокриту,поездки в стр ны Ближнего Восток ,но в к кое-то время Ан к-
с гор появляется в Афин х и т м обосновыв ется.
Переезд Ан кс гор в Афины связ н с глубокими историко-культурны-
- 3 -
ми последствиями:он символизиров л перенесение ионийской учености н
ттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной госуд рственных деяте-
лей,полководцев,обрели,н конец,первого крупного философ .Ан кс гор
можно счит ть основоположником финской философской школы,д вшей в
последствии миру многих блестящих мыслителей,т ких к к Пл тон и Арис-
тотель.
Несмотря н то,что Ан кс гор не обл д л пр в ми финских гр ж-
д н,он вскоре з ним ет зн чительное место в духовной элите город ,чему
несомненно способствов л дружб с вождем демокр тической п ртии Пе-
риклом,в д льнейшем ст вшим ф ктическим пр вителем финской республи-
ки.
Многие источники н зыв ют Перикл учеником Ан кс гор ,Прямое уче-
ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно счит ть несомнен-
ным,что Перикл ув ж л Ан кс гор и прислушив лся к его мнениям и сове-
т м.
К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когд положение Перикл в к честве
гл вы госуд рств ст ло менее прочным,его политические противники воз-
будили судебные преследов ния лиц,которые были к нему близки,в том
числе и Ан кс гор .Ан кс гор обвинялся в безбожии и в р спростр нении
учения о небесных светил х,противоречивших тр диционным религиозным
предст влениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик-
л он т йно покид ет Афины.
Последние годы Ан кс гор проводит в Л мпс ке- бог том торговом
городе н берегу Геллеспонт .Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче-
том и ув жением л мпс кских гр жд н.В течение длительного времени пос-
ле смерти философ л мпс кцы устр ив ли в его п мять ежегодные детские
пр зднеств .
Т ков внешняя к нв жизни Ан кс гор .Труднее ск з ть что-либо о
- 4 -
его н учной биогр фии,в ч стности об эволюции его философских воззре-
ний.Интерес к н уке,к к уже было ск з но,пробужд ется у него в р нный
молодости.Живя в Кл зомен х,нед леко от Милет ,Ан кс гор мог без труд
отыск ть и прочесть сочинения зн менитых милетцев - Ан ксим ндр и
Ак ксимен ,ок з вшие,судя по всему,гром дное влияние н формиров ние
его собственного мировоззрения.Не случ йно позднейшие доксогр фы н зы-
в ют Анг кс гор учеником Ан ксимен .Непосредственно слуш ть Ан ксиме-
н Ан кс гор,конечно,не мог,д же будучи м льчиком:последний великий
предст витель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Ан кс -
гор ,но основн я проблем тик н ксименовского сочинения ок з л сь в
центре вним ния кл зоменц .Это был космологическ я проблем тик ,точ-
нее говоря это было учение о происхождении и структуре космос ,р сс-
м трив емого к к нечто единое целое.
Об Ан кс горе р сск зыв ют,что в молодости он любил н блюд ть з
небесными явлениями с вершины Мим нт ,н ходившегося по соседству с
Кл зомен ми.Астрономом в строгом смысле слов слов Ан кс гор никогд
не был,и его строномические позн ния д же в последний период его дея-
тельности ост в лись весьм примитивными.
Космос пор ж л Ан кс гор совершенной р зумной орг низ цией,кото-
р я,к к ему предст влялось,не могл быть результ том действия сле-
пых,беспорядочных сил.В мире должно существов ть некое орг низующее и
упорядочив ющее н ч ло,которое приводит в действие весь ход мирового
процесс и определяет устройство космос к к единого р звив ющегося
целого.Впоследствии он обозн чит это н ч ло термином nous,т.е.Р зум.
Физическ я теория Ан кс гор ,явивш яся предметом особого вним ния
Аристотеля,с одной стороны, с другой - современных исследов телей н-
тичной философии,был р зр бот н ,по видимому,был р зр бот н в позд-
ний период жизни философ .
- 5 -
Афинские легенды рисуют н м Ан кс гор к к человек ,целиком пос-
вятившего себя н уке,т.е.к к ученого-профессион л .В Греции середины
Vв.до н.э. это был новый,дотоле небыв лый тип человек .Все предшест-
венники Ан кс гор ,-Ф лес,Пиф гор,Гер клид,П рменид-были госуд рствен-
ными деятелями,поэт ми,религиозными вождями,но профессион льных ученых
в позднейшем смысле слов среди них не было.
Весьм необычным,с точки зрения греков,было у Ан кс гор отсутс-
твие узкого п триотизм ,приверженности к родному полису.Покинув Кл ме-
зоны,Ан кс гор,к к известно,никогд не стремился
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|