╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
стремился туд вернуться.К к
сообщ ет Диоген Л эртский,н вопрос:"Неужели родин тебя нисколько не
интересует?"-Ан кс гор ответил,ук з в н небо:"Помилуй бог!Родин
очень д же интересует меня!".А когд Ан кс гор умир л в Л мпс -
ке,друзья спросили его,не жел ет ли он быть перевезенным в Кл зоме-
ны,он ск з л:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное ц рство
отовсюду один ково длинен".
1Подобный космополитизм,осозн ние себя гр жд нином вселенной,пред-
1восхищ 0 1л мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был
1типичен для Vв.до н.э. 0
Втор я черт Ан кс гор к к человек - р внодушие к м тери льным
бл г м.Отк з вшись от полученного им в н следство имуществ ,Ан кс гор
пол г л,что тем с мым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для
философ ,посвятившего себя поиск м истины.По свидетельству Аристоте-
ля,Ан кс гор не счит л сч стливым ни бог ч ,ни вл стелин ,говоря,что
он не удивился бы,что если бы по н стоящему сч стливый человек пок -
з лся бы толпе глупцом.В этом отношении Ан кс гор полностью соответс-
твов л ристотелевскому иде лу философ ,ведущего умеренный,"созерц -
тельный"обр з жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо-
му,не отлич лся особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-
- 6 -
му,живя в одном городе с Сокр том,он никогд с ним не беседов л.
Еще одн черт Ан кс гор ,отмеч вш яся древними втор ми,-твер-
дость дух в любых,д же с мых тяжелых для него обстоятельств х.Извест-
ны слов Ан кс гор ,ск з нные им при получении известия о смерти сы-
н :"Я зн л,что родил его смертным".
Из всей совокупности свидетельств об Ан кс горе выступ ет обр з
человек ,который бесспорно должен был внуш ть ув жение всем,кто с ним
встреч лся.Этот обр з Ан кс гор перешел в век и сдел лся прототипом
иде льного обр з мудрец и философ вообще.
Взгляды Ан кс гор резко р сходились с господствов вшими в то
время религиозными предст влениями.Утверждения Ан кс гор ,что звезды-э
то р ск ленные к мни,оторв нные от Земли силой космического круговр -
щения,что Солнце - это огромн я воспл менивш яся глыб , Лун - те-
ло,во многом подобное Земле и,может быть обит емое,не могли не вызв ть
возмущения у ревнителей ст рых тр диций и обыч ев.Убеждение в божеской
сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,д
и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолев лось
медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Пл тон
еще причислял небесные светил в бог м, Аристотель,пришедший в своей
мет физике к весьм бстр ктной форме монотеизм ,редко противопост в-
лял их вещ м подлунного мир ,поскольку они состоят из эфир - элемент
небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.
Ан кс гор был осужден финским судом по обвинению в безбожии.От-
риц ние общепринятых религиозных веров ний не декл риров лось Ан кс -
гором открыто(к к р ньше это дел л Ксеноф н),одн ко оно вытек ет из
всего его учения.В дошедших до н с фр гментов его труд мы не н ходим
ни единого упомин ния богов олимпийского п нтеон .
В вопросе о бог х д же м тери лист Демокрит пошел н известный
- 7 -
компромисс:он допустил существов ние богов,хотя и имеющих смертную,м -
тери льную природу,но все же способных невидимо воздействов ть н
жизнь людей.У Ан кс гор нет и следов подобного компромисс .
При всем этом Ан кс гору было несомненно присуще религиозное
чувство,вызв нное восхищением кр сотой и совершенством космос .Р зуме-
ется,орг низующее н ч ло космос ,именуемое у Ан кс гор Р зумом,еще не
было личным божеством.
В центре н кс горовского учения н ходил сь космогоническ я кон-
цепция-концепция происхождения и эволюции космос .В этом отношении
Ан кс гор был прямым продолж телем мыслителей милетской школы,р звив я
и совершенствуя их применительно к новому эт пу,достигнутому греческим
теоретическим мышлением к середине V в.до н.э.
Для всех мифологических, т кже для генетически связ нных с мифо-
логией р ннен учных космогоний х р ктерно предст вление о первичном
состоянии мир к к некоей неопределенности или бесформенности,из кото-
рой потом оформляются структурные компоненты окруж ющего н с космос -
Земля и Небо,звезды,Лун и Солнце,моря и горы.Первобытному мышлению
это состояние предст влялось ч ще всего в виде водной бездны, н логич-
ные предст вления н ходятся в индийских,в вилонских и египетских ми-
ф х,в библейских легенд х, т кже в фольклоре н родов с мых р зличных
стр н мир .Учение Ф лес о воде,к к о первоисточнике всех вещей,к к о
с мой древней и н иболее почит емой стихии(Аристотель) носит н себе
явные следы этих первобытных предст влений.
Иной х р ктер имеет н ч льное состояние у Ан ксим ндр ,учение ко-
торого испыт ло другие,прежде всего,по-видимому,ир нские,влия-
ния.То,что именуется Беспредельным - нез висимо от того,н зыв л ли с м
Ан ксим ндр исходную космогоническую идею этим именем или нет,не сов-
п д ет ни с одним из четырех тр диционных элементов.
- 8 -
Подобно некоторым своим предшественник м Ан кс гор счит л,что мир
получил р звитие из неопределенного и бесформенного состояния.Одн ко в
тр ктовке первичного состояния Ан кс гор существенно отошел от мысли-
телей VIв.до н.э.Оно не совп д ло у него ни с водой,ни с воздухом и
вообще ни с к ким из конкретных чувственно восприним емых веществ,хотя
имело вполне вещественную,м тери льную природу.Концепция первичного
состояния у Ан кс гор был теснейшим обр зом связ н с принцип ми его
физического учения и не н ходил ник ких коррелятов в мифологии тех
или иных н родов.Он отр ж л прогресс,достигнутый греческой н учной
мыслью,уже во многом освободившейся от воздействия мифологических
предст влений.
Первичное состояние мир ,по Ан кс гору,предст вляло собой смесь
всех веществ,которые потом обн ружив ются в этом мире,-или "всех су-
ществующих вещей".Эти веществ были р здроблены н бесконечно м лые,но
восприним емые н шими орг н ми чувств ч стички,перемеш нные н столько
совершенным обр зом,что ни одно из веществ не преобл д ло ни в к кой
точке простр нств .По этой причине первичн я смесь должн быть к чест-
венно-неопределенной,и это д в ло повод ср внив ть ее с исходным сос-
тоянием мир у Ан ксим ндр .Ан кс горовск я идея первичной смеси был
вполне оригин льной,не имевшей непосредственных предшественников в
прошлом.С м Ан кс гор созн в л это очень четко,причем он прид в л этой
идее н столько большое зн чение,что сформулиров л ее в первой же фр зе
своего сочинения. 1"Вместе все вещи были беспредельные по множеству и по
1м лости.Ведь и 0м 1 лое было беспредельным.И когд все вещи были вмес-
1те,ничто не было 0 1р злично из-з м лости..." 0
Первичн я смесь Ан кс гор обл д л еще одной х р ктерной особен-
ностью:он был лишен к кого бы то ни было движения.До н ч л процес-
с космообр зов ния бесконечно м лые ч стицы бесчисленных "существую-
- 9 -
щих вещей" неподвижно покоились к жд я в своем месте:они не изменялись
и не перемещ лись,ибо не было ничего,что побужд ло бы их изменяться и
перемещ ться.И вод Ф лес ,и воздух Ан ксимен ,и беспредельный источ-
ник всего сущего у Ан ксим ндр ,и огонь Гер клит ,-к ждое из первон -
ч л обл д ло способностью к движению.
У Ан кс гор движение не является свойством,изн ч льно присущим
вещ м н шего мир .Вещи покоились неподвижно в сост ве первичной сме-
си.Движение было внесено в нее внешним ф ктором,который Ан кс гор н з-
в л Р зумом.
Первую из функций,выполняемых Р зумом в процессе космообр зов ния
можно было бы обозн чить к к функцию "первичного толчк ".В определен-
ный момент времени в к ком-то огр ниченном уч стке простр нств Р зум
сообщ ет первичной смеси мощное круговр щ тельное движение.Это кругов-
р щение н чин ет з тем р сширяться в силу того,что приведенные в дви-
жение ч стицы смеси увлек ют з собой соседние,еще неподвижные ч сти-
цы,н ходящиеся н периферии вихря.З хв тыв я все большие уч стки
простр нств и приводя
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|