╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эръёруюЁ

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


стремился туд вернуться.К к

сообщ ет Диоген Л эртский,н вопрос:"Неужели родин тебя нисколько не

интересует?"-Ан кс гор ответил,ук з в н небо:"Помилуй бог!Родин

очень д же интересует меня!".А когд Ан кс гор умир л в Л мпс -

ке,друзья спросили его,не жел ет ли он быть перевезенным в Кл зоме-

ны,он ск з л:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное ц рство

отовсюду один ково длинен".

 1Подобный космополитизм,осозн ние себя гр жд нином вселенной,пред-

 1восхищ 0  1л мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был

 1типичен для Vв.до н.э. 0

Втор я черт Ан кс гор к к человек - р внодушие к м тери льным

бл г м.Отк з вшись от полученного им в н следство имуществ ,Ан кс гор

пол г л,что тем с мым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для

философ ,посвятившего себя поиск м истины.По свидетельству Аристоте-

ля,Ан кс гор не счит л сч стливым ни бог ч ,ни вл стелин ,говоря,что

он не удивился бы,что если бы по н стоящему сч стливый человек пок -

з лся бы толпе глупцом.В этом отношении Ан кс гор полностью соответс-

твов л ристотелевскому иде лу философ ,ведущего умеренный,"созерц -

тельный"обр з жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо-

му,не отлич лся особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-

- 6 -

му,живя в одном городе с Сокр том,он никогд с ним не беседов л.

Еще одн черт Ан кс гор ,отмеч вш яся древними втор ми,-твер-

дость дух в любых,д же с мых тяжелых для него обстоятельств х.Извест-

ны слов Ан кс гор ,ск з нные им при получении известия о смерти сы-

н :"Я зн л,что родил его смертным".

Из всей совокупности свидетельств об Ан кс горе выступ ет обр з

человек ,который бесспорно должен был внуш ть ув жение всем,кто с ним

встреч лся.Этот обр з Ан кс гор перешел в век и сдел лся прототипом

иде льного обр з мудрец и философ вообще.

Взгляды Ан кс гор резко р сходились с господствов вшими в то

время религиозными предст влениями.Утверждения Ан кс гор ,что звезды-э

то р ск ленные к мни,оторв нные от Земли силой космического круговр -

щения,что Солнце - это огромн я воспл менивш яся глыб , Лун - те-

ло,во многом подобное Земле и,может быть обит емое,не могли не вызв ть

возмущения у ревнителей ст рых тр диций и обыч ев.Убеждение в божеской

сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,д

и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолев лось

медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Пл тон

еще причислял небесные светил в бог м, Аристотель,пришедший в своей

мет физике к весьм бстр ктной форме монотеизм ,редко противопост в-

лял их вещ м подлунного мир ,поскольку они состоят из эфир - элемент

небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.

Ан кс гор был осужден финским судом по обвинению в безбожии.От-

риц ние общепринятых религиозных веров ний не декл риров лось Ан кс -

гором открыто(к к р ньше это дел л Ксеноф н),одн ко оно вытек ет из

всего его учения.В дошедших до н с фр гментов его труд мы не н ходим

ни единого упомин ния богов олимпийского п нтеон .

В вопросе о бог х д же м тери лист Демокрит пошел н известный

- 7 -

компромисс:он допустил существов ние богов,хотя и имеющих смертную,м -

тери льную природу,но все же способных невидимо воздействов ть н

жизнь людей.У Ан кс гор нет и следов подобного компромисс .

При всем этом Ан кс гору было несомненно присуще религиозное

чувство,вызв нное восхищением кр сотой и совершенством космос .Р зуме-

ется,орг низующее н ч ло космос ,именуемое у Ан кс гор Р зумом,еще не

было личным божеством.

В центре н кс горовского учения н ходил сь космогоническ я кон-

цепция-концепция происхождения и эволюции космос .В этом отношении

Ан кс гор был прямым продолж телем мыслителей милетской школы,р звив я

и совершенствуя их применительно к новому эт пу,достигнутому греческим

теоретическим мышлением к середине V в.до н.э.

Для всех мифологических, т кже для генетически связ нных с мифо-

логией р ннен учных космогоний х р ктерно предст вление о первичном

состоянии мир к к некоей неопределенности или бесформенности,из кото-

рой потом оформляются структурные компоненты окруж ющего н с космос -

Земля и Небо,звезды,Лун и Солнце,моря и горы.Первобытному мышлению

это состояние предст влялось ч ще всего в виде водной бездны, н логич-

ные предст вления н ходятся в индийских,в вилонских и египетских ми-

ф х,в библейских легенд х, т кже в фольклоре н родов с мых р зличных

стр н мир .Учение Ф лес о воде,к к о первоисточнике всех вещей,к к о

с мой древней и н иболее почит емой стихии(Аристотель) носит н себе

явные следы этих первобытных предст влений.

Иной х р ктер имеет н ч льное состояние у Ан ксим ндр ,учение ко-

торого испыт ло другие,прежде всего,по-видимому,ир нские,влия-

ния.То,что именуется Беспредельным - нез висимо от того,н зыв л ли с м

Ан ксим ндр исходную космогоническую идею этим именем или нет,не сов-

п д ет ни с одним из четырех тр диционных элементов.

- 8 -

Подобно некоторым своим предшественник м Ан кс гор счит л,что мир

получил р звитие из неопределенного и бесформенного состояния.Одн ко в

тр ктовке первичного состояния Ан кс гор существенно отошел от мысли-

телей VIв.до н.э.Оно не совп д ло у него ни с водой,ни с воздухом и

вообще ни с к ким из конкретных чувственно восприним емых веществ,хотя

имело вполне вещественную,м тери льную природу.Концепция первичного

состояния у Ан кс гор был теснейшим обр зом связ н с принцип ми его

физического учения и не н ходил ник ких коррелятов в мифологии тех

или иных н родов.Он отр ж л прогресс,достигнутый греческой н учной

мыслью,уже во многом освободившейся от воздействия мифологических

предст влений.

Первичное состояние мир ,по Ан кс гору,предст вляло собой смесь

всех веществ,которые потом обн ружив ются в этом мире,-или "всех су-

ществующих вещей".Эти веществ были р здроблены н бесконечно м лые,но

восприним емые н шими орг н ми чувств ч стички,перемеш нные н столько

совершенным обр зом,что ни одно из веществ не преобл д ло ни в к кой

точке простр нств .По этой причине первичн я смесь должн быть к чест-

венно-неопределенной,и это д в ло повод ср внив ть ее с исходным сос-

тоянием мир у Ан ксим ндр .Ан кс горовск я идея первичной смеси был

вполне оригин льной,не имевшей непосредственных предшественников в

прошлом.С м Ан кс гор созн в л это очень четко,причем он прид в л этой

идее н столько большое зн чение,что сформулиров л ее в первой же фр зе

своего сочинения. 1"Вместе все вещи были беспредельные по множеству и по

 1м лости.Ведь и  0м 1 лое было беспредельным.И когд все вещи были вмес-

 1те,ничто не было 0  1р злично из-з м лости..." 0

Первичн я смесь Ан кс гор обл д л еще одной х р ктерной особен-

ностью:он был лишен к кого бы то ни было движения.До н ч л процес-

с космообр зов ния бесконечно м лые ч стицы бесчисленных "существую-

- 9 -

щих вещей" неподвижно покоились к жд я в своем месте:они не изменялись

и не перемещ лись,ибо не было ничего,что побужд ло бы их изменяться и

перемещ ться.И вод Ф лес ,и воздух Ан ксимен ,и беспредельный источ-

ник всего сущего у Ан ксим ндр ,и огонь Гер клит ,-к ждое из первон -

ч л обл д ло способностью к движению.

У Ан кс гор движение не является свойством,изн ч льно присущим

вещ м н шего мир .Вещи покоились неподвижно в сост ве первичной сме-

си.Движение было внесено в нее внешним ф ктором,который Ан кс гор н з-

в л Р зумом.

Первую из функций,выполняемых Р зумом в процессе космообр зов ния

можно было бы обозн чить к к функцию "первичного толчк ".В определен-

ный момент времени в к ком-то огр ниченном уч стке простр нств Р зум

сообщ ет первичной смеси мощное круговр щ тельное движение.Это кругов-

р щение н чин ет з тем р сширяться в силу того,что приведенные в дви-

жение ч стицы смеси увлек ют з собой соседние,еще неподвижные ч сти-

цы,н ходящиеся н периферии вихря.З хв тыв я все большие уч стки

простр нств и приводя

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»