╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
приводя в движение все большие обл сти первичной сме-
си,космический вихрь по-видимому з медляется:он к к бы р стр чив ет
свою энергию.Первон ч льн я же скорость этого круговр щения во много
р з превосходил все известные н м скорости - это можно з ключить н
основ нии дошедшего до н с фр гмент сочинений Ан кс гор :"Т ким обр -
зом,происходит вр щение...под действием скорости и силы.Ведь силу по-
рожд ет скорость.Скорость же их неср вним со скоростью к кой бы то ни
было вещи из тех,которые ныне известны людям,но безусловно во много
р з больше."Т к же Ан кс гор пис л,что Р зум "ст л вл ствов ть н д
всеобщим вр щением,т к к к он д л н ч ло этому вр щению"."И к к должно
б ть в будущем,и к к было то,чего теперь нет,и к к есть - все устроил
Р зум,и то вр щение,которое соверш ют теперь звезды,Солнце,Лун , т к-
- 10 -
же отделившиеся воздух и эфир".
Вслед з эфиром и воздухом происходит и отделение других компо-
нентов первичной смеси:"После того,к к Р зум положил н ч ло движе-
нию,от всего приведенного в движение н ч лось отделение,...и круговр -
щение р зделявшихся веществ вызв ло еще большее р зделение".
Р зделяющиеся т ким обр зом компоненты первичной смеси обр зуют
несколько концентрических слоев,или оболочек.При этом в центре ск пли-
в ются более плотные,вл жные и холодные веществ ,из них в д льнейшем и
уплотняется Земля. 1"Плотное,вл жное,холодное и темное собр лось т м,где
1теперь Земля,редко 0е ж 1е,теплое и сухое ушло в д ли эфир ". 0
Но все это не объясняло возникновения многих вещей в окруж ющем
н с мире.Но необходимо было объяснить ряд орг нических процессов: пи-
т ния,рост .Здесь необходимо было н йти к кой-то другой мех низм,от-
личный от вихревого движения.Т кой мех низм Ан кс гор н ходит,исполь-
зуя древнее положение:"Подобное стремится к подобному".Смысл этого вы-
р жения состоит в том,что тождественные по своим свойств м ч стицы
стремятся слиться ,соединиться.
В отличие от Демокрит ,у Ан кс гор положение "Подобное стремится
к подобному" леж ло в основе не гл вного, лишь вторичного мех низм .
Схему обр зов ния н шего мир по Ан кс гору можно р збить н нес-
колько эт пов.Первый эт п - это обр зов ние двух сфер, из которых одн
состоит из плотного, друг я з полнен эфиром.Н втором эт пе происхо-
дит уплотнение вокруг экв тори льной плоскости космического вихря,и и
обр зуется Земля,имеющ я вид плотной,р сплющенной лепешки.В д льней-
шем,по неизвестным причин м ориент ция этой лепешки изменил сь,в ре-
зульт те чего ось мирового вр щения з нял н клонное положение по от-
ношению к Земле.Но это произошло,когд появились живые существ .Другой
неясной проблемой у Ан кс гор был проблем происхождения н земных
- 11 -
вод - морей,озер и рек.Вод должн был выделиться из воздух еще до
земли:ведь он з ним ет промежуточное положение между воздухом и зем-
лей."Из этих выделяющихся м сс сгущ ется Земля.А именно,из обл ков вы-
деляется вод ,из воды же земля,из земли же сгущ ются к мни под дейс-
твием холод .
К третьему эт пу космообр зов ния относится возникновение небес-
ных тел- Солнц ,Луны и звезд.В то время,к к внешняя,эфирн я оболочк
продолж ет вр щ ться с большой скоростью,з хв тыв я все новые м ссы
окруж ющей смеси и лишь в силу этого з медляя движение,внутреннее ядро
космос вместе с Землей испытыв ет зн чительно большее з медление и
почти ост н влив ется.Это приводит к тому,что вр щ ющиеся м ссы эфир
действуют н кр я земного диск ,с которыми они соприк с ются,отрыв ют
от них выступ ющие глыбы и к мни и увлек ют их в своем движении.Под
действием эфирного ж р , т кже в результ те трения эти глыбы и к мни
ст новятся светящимися.Солнце - с м я больш я из этих глыб,Лун - дру-
г я больш я глыб ,он движется ближе к Земле,поэтому не т к р ск ле-
н .Согл сно некоторым источник м Ан кс гор допуск л возможность су-
ществов ния живых орг низмов н Луне.Звезды- мелкие к мни,оторв нные
от Земли,они н своих мест х удержив ются силой вр щ тельного движе-
ния.
Ан кс гор впервые д л в принципе совершенно пр вильное объяснение
солнечных и лунных з тмений.Он понял,что солнечные з тмения происходят
лишь во времен новолуний,и притом только в тех случ ях,когд Лун
ок зыв ется н прямой,соединяющей Солнце и земного н блюд теля.
Предст вление о том,что Лун получ ет свой свет от Солнц тоже
связыв ли с именем Ан кс гор .Т кже известно,к кое объяснение д в л
Ан кс гор т к н зыв емым "поворот м" Луны и Солнц .Под "поворот -
ми"греки поним ли изменения движения этих светил в вертик льном н п-
- 12 -
р влении - Солнц в моменты летнего и зимнего солнцестояния, Луны
дв жды в течение ленного месяц .По мнению Ан кс гор ,эти повороты про-
исходят вследствие большего или меньшего д вления,производимыми холод-
ными северными м сс ми воздух н движущееся светило.Лун в большей
степени подвержен холоду,чем Солнцу,поэтому ее повороты случ ются ч -
ще.
Ан кс горовск я концепция происхождения гром и молнии известн
н м в изложении Аристотеля.К к пол г л Ан кс гор,некоторые количеств
горячего эфир иногд поп д ют в более холодные воздушные обл сти;при
этом мы н блюд ем сн ч л блеск огня(молния), з тем шум и шипе-
ние,сопровожд ющее его потух ние.
Любопытно,что д же землетрясения вызыв ются у Ан кс гор эфи-
ром.Поп д ющий под землю и в ее пустоты эфир стремится прорв ться
вверх,и не н ходя выход ,сотряс ет земные пл сты.
Для Ан кс гор было х р ктерно объяснять небесные и земные явле-
ния с помощью одних и тех же ф кторов.
Тем не менее Ан кс гор имеет пр во претендов ть н роль одного из
основоположников позднейшей физической н уки.
В эпоху Ан кс гор еще не существов ло философского понятия м те-
рии - ни в смысле ристотелевской "гюле",ни в том смысле,к кой этот
термин приобрел в философии Нового времени.Но именно в учениях т ких
мыслителей,к к Ан кс гор и Демокрит,был пост влен проблем внутрен-
него строения вещей окруж ющего н с мир ,ин че говоря,проблем мик-
роструктуры веществ .
Тр диционн я тр ктовк учения Ан кс гор н ходится под глубоким
воздействием ристотелевской интерпрет ции воззрений большинств до-
сокр тиков.Согл сно Аристотелю,все "физики" - от Ф лес до Демокрит
- исключ ли н ч ло вещей в виде м терии.Некоторые из них бр ли в к -
- 13 -
честве т кого н ч л одну из т к н зыв емых стихий -воду(Ф лес),воз-
дух,огонь(Гер клит), иные нечто промежуточное между огнем и возду-
хом.У Ан кс гор число н ч л т кже безгр нично,но только у него т ки-
ми н ч л ми служ т не томы, бесчисленные к чественно-определенные ве-
ществ - гомеомерии.Термин "гомеомерия"(в переводе - подобоч стн я)
ук зыв ет н основное свойство этих веществ:у них люб я ч сть подобн
по своим свойств целому.
Но этого термин мы не н ходим ни в книге Ан кс гор ,ни у Пл то-
н .Он появляется у Аристотеля,в философии природы он игр ет большую
роль нез висимо от Ан кс гор .Из этого следует,что термин "гомеоме-
рия"был впервые созд н Аристотелем - для целей,которые первон ч льно
не н ходились ни в к кой связи с философией Ан кс гор .В к честве н -
ч л всех вещей Ан кс гор приним л те с мые однородные веществ ,которые
в тр кт т х Аристотеля получили н зв ние гомеомерий.С м же Ан кс гор
н зыв л эти веществ семен ми(spermata).
Вопросы,з ним вшие Ан кс гор ,восходили к п рменидовскому учению
о бытии.Что н до поним ть под истинным бытием,которое не меняется,не
увеличив ется и не уменьш ется,но всегд ост ется р вным с мому се-
бе,-вот проблем ,стоявш я перед мыслителями Vв.до н.э.Решение этой
проблемы Ан кс гор было в н иболее р дик льным.Истинное бытие,по его
мнению,присуще всем к чественно-определенным вещ м окруж ющего н с ми-
р ,всем физически однородным веществ м,прежде всего тем,из которых
происходят р стительные и животные орг низмы.Ан кс гор н зыв л их "су-
ществующими вещ ми".Они существуют не потому,что доступны н шему восп-
риятию.К жд я из вещей есть и не может
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|