╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эръёруюЁ

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


может не быть.

А отсюд непосредственно следует,что всяк я "существующ я вещь"

не возник ет и не уничтож ется,но всегд ост ется р вной с мой себе

к к в количественном,т к и в к чественном отношении.В мире происходит

- 14 -

лишь соединение и р зделение "существующих вещей",которые д ют н м ви-

димость возникновения и уничтожения. 1"О возникновении и происхождении у

 1эллинов нет пр вильного мнения:в 0ед 1ь ник к я вещь не возник ет и не

 1уничтож ется,но соединяется из сущ 0ес 1твующих вещей и р зделяется.И т -

 1ким обр зом пр вильнее было бы  0н 1 зв ть возникновение соединением,

 1уничтожение - р зделением" 0.

Т ким обр зом можно сформулиров ть "принцип сохр нения м терии".

Чувственно восприним емый мир есть мир непрерывного ст новления:в

нем всегд что-то возник ет, что-то исчез ет,мы непрерывно н блюд -

ем,к к вещи,обл д ющие определенными свойств ми,изменяются,приобрет ют

новые свойств и превр щ ются в нечто совсем иное.Особенно н глядно

это прослежив ется н пример х пит ния и рост живых орг низмов.По

Ан кс гору нет т ких веществ,которые состояли бы из чистого несмеш н-

ного веществ .К жд я вещь предст вляет собой смесь всех "существующих

вещей".Это положение сохр няет силу,к кой бы мини тюрной не р ссм три-

в л сь бы д нн я ч стиц ,к к бы м л не был з ним емый ею объем. 1"И к к

 1у большого и у м лого имеется р вное число ч стей,то и т ким обр зом

 1во всем может з ключ ться все.И не может быть обособленного существо-

 1в ния,но во всем имеется ч сть всего" 0.

Это принцип "универс льной смеси". Ан кс гор,по-видимому,тщ тель-

но продум л следствия,вытек ющие из

этого принцип .И он понял,что его теория может счит ться логически бе-

зупречной лишь в том случ е,если к принципу универс льной смеси доб -

вить еще дв положения.

Первое из них - это положение об относительности большого и м ло-

го.Т к к к в любой,сколь угодно большой или сколь угодно м лой вещи

з ключен "ч сть всего",то тем с мым стир ется принципи льн я р зниц

между большим и м лым.Мельч йш я песчинк содержит в себе столько же

- 15 -

"существующих вещей",сколько и весь космос. 1"И у м лого ведь нет н и-

 1меньшего,но всегд еще меньшее...Но и у большого всегд есть большее.И

 1оно р вно м лому по количеству.С м же по себе к жд я вещь велик и

 1м л ." 0

Отсюд вытек ет и второе положение - о безгр ничной делимости ве-

ществ .В отличие от томистов Ан кс гор не допуск л существов ния

мельч йших,д лее уже неделимых ч стиц.Он счит л,что если бы т кие ч с-

тицы существов ли,то они были бы простыми и однородными.Но это проти-

воречило бы принципу "универс льной смеси".С другой стороны,т кие не-

делимые ч стицы являлись бы м сшт бом бсолютной м лости.Но т кого

м сшт б ,согл сно Ан кс гору,быть не может.

Ан кс гор т кже объясняет,почему вещь,предст вляющ я собой смесь

бесчисленного множеств к чественно однородных веществ,предст вляется

н м состоящей из к кого-то одного веществ .Это происходит потому,что

н ши орг ны чувств восприним ют только то вещество,которое преобл д ет

в д нной вещи.Если же все веществ н ходились бы в ней в р вной про-

порции,то он к з л сь бы к чественно-неопределенной.В ходе космообр -

зов ния т к я р вномерность был н рушен ,и хотя к жд я вещь,подобно

первичной смеси,содержит в себе к чественно-определенные веществ ,од-

н ко последние в ней присутствуют в р зличных пропорциях и почти всег-

д н ходится одн ,котор я количественно ок зыв ется преобл д ю-

щей. 1"Полностью же ничто не отделяется и не р зделяется одно от друго-

 1го... но чего всего более в к ждой вещи,тем одним он к жется и к з -

 1л сь". 0

Это принцип "преобл д ния". Теория м терии Ан кс гор был хорошо

продум нной и логически бе-

зупречной теорией.Одн ко из нее следов ли выводы,которые к з лись

весьм п р докс льными и не могли получить универс льного призн ния ни

- 16 -

в V в.до н.э. ни в более позднее время.

В свете этих принципов теория Ан кс гор предст ет перед н ми к к

вполне оригин льное и кл ссически з вершенное учение,вполне достойное

той сл вы,котор я окруж л в древности имя его втор .

Изучение фр гментов сочинения пок зыв ет,что,применяя свою теорию

к миру вещей,философ пользов лся рядом дополнительных понятий,которые

игр ли в его р ссуждениях существенную роль,хотя смысл их не всегд

ост ется очевидным.

Первое из этих понятий - это понятие семени.Широко р спростр нено

мнение,что термин "семен " озн ч ет те с мые вещи,которые Аристотель

н зв л "гомеомериями".Т.е. это к чественно определенные веществ ,н п-

ример золото,мясо,кровь,древесин ,т.е. те,которые з ключ ются во всех

чувственно восприним емых предмет х,к к бы м лы они не были.

Следующее понятие,ст вившее в тупик многих исследов телей Ан кс -

гор - это т к н зыв емые противоположности.Пр вд в текст фр гментов

Ан кс гор т кой термин не встреч ется,но он есть у Аристотеля,ук зы-

в ющего,что "Ан кс гор призн ет бесконечные по числу подобоч стные и

противоположности".С м же Ан кс гор только перечисляет противополож-

ности - "вл жное и сухое,теплое и холодное,светлое и темное" при опи-

с нии первичной смеси.Т кже н мек н противоположности есть в другом

фр гменте:"Не отделены друг от друг в едином космосе вещи,не отсечено

топором ни теплое от холодного,ни холодное от теплого".

Н иболее тр диционн я точк зрения н противоположности состоит в

том,что они являются к честв ми гомеомерий,которые и отлич ются друг

от друг бл год ря н личию у них неодин ковых к честв.

Что же к с ется четырех тихий - огня ,воздух ,воды и земли,от их

с д вних пор было принято р ссм трив ть к к сочет ния противоположнос-

тей теплого и холодного,сухого и вл жного,легкого и тяжелого.Еще у

- 17 -

Ан ксим ндр основным эт пом космогонического процесс было отделение

внешней горячей оболочки от вл жного и холодного ядр ,из которого об-

р зов л сь земля.У Гер клит встреч ются две п ры противоположнос-

тей,которые есть и у Ан кс гор :"холодное ст новится теплым,теплое хо-

лодным,вл жное сухим,сухое вл жным".Аристотель тр ктов л четыре стихии

к к р зличные комбин ции четырех фунд мент льных сил."Огонь-сух и те-

пел,воздух-вл жен и тепел,вод - вл жн и холодн ,земля - сух и хо-

лодн ."Из этого естественно предположить,что п ры противоположнос-

тей,перечисляемые Ан кс гором,т кже имели непосредственное положение к

стихиям.

Но р зличия между семен ми к чественно-определенных веществ у

Ан кс гор определялись у него не этими противоположностями, т кими

свойств ми,к к геометрические формы,цвет ,вкусы и з п хи,о чем пишет

с м философ.По отношению к семен м противоположности теплого и холод-

ного,сухого и вл жного ок зыв ются случ йными свойств ми в том смыс-

ле,что семен одного и того же веществ могут быть теплыми или холод-

ными,сухими или вл жными,не перест в я при этом быть семен ми мя-

с ,крови.Р зумеется,противоположности з ключены в семен х,ибо,кроме

семян,им негде н ходиться:в силу принцип универс льной смеси семен

з полняют все простр нство,не ост вляя пустых промежутков.Но соотноше-

ния,в которых противоположности присутствуют в семен х одного и того

же род ,могут быть р зличными.

Обр щ ясь к стихиям,следует отметить,что в космогонии Ан кс гор

особо в жную роль по ср внению с другими стихиями игр ли эфир и воз-

дух.Об они преобл д ли в первичной смеси.Земля - третья стихия,упоми-

н ем я Ан кс гором.Земля присутствов л в смеси в к честве одного из

ее н ч льных компонентов,одн ко в силу преобл д ния воздух и эфир

он был т м "не р зличим ".Воду же Ан кс гор в сост ве первичной сме-

- 18 -

си ни р зу не упомин ет.

Из всего выше ск з нного н до пол г ть,что в к честве четырех

четко выделенных сущностей стихии вообще не фигуриров ли в его сочи-

нении.

По дошедшим до н с фр гмент м книги философ ст новится ясно,что

о Р зуме Ан кс гор говорит тогд ,когд

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»