╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
может не быть.
А отсюд непосредственно следует,что всяк я "существующ я вещь"
не возник ет и не уничтож ется,но всегд ост ется р вной с мой себе
к к в количественном,т к и в к чественном отношении.В мире происходит
- 14 -
лишь соединение и р зделение "существующих вещей",которые д ют н м ви-
димость возникновения и уничтожения. 1"О возникновении и происхождении у
1эллинов нет пр вильного мнения:в 0ед 1ь ник к я вещь не возник ет и не
1уничтож ется,но соединяется из сущ 0ес 1твующих вещей и р зделяется.И т -
1ким обр зом пр вильнее было бы 0н 1 зв ть возникновение соединением,
1уничтожение - р зделением" 0.
Т ким обр зом можно сформулиров ть "принцип сохр нения м терии".
Чувственно восприним емый мир есть мир непрерывного ст новления:в
нем всегд что-то возник ет, что-то исчез ет,мы непрерывно н блюд -
ем,к к вещи,обл д ющие определенными свойств ми,изменяются,приобрет ют
новые свойств и превр щ ются в нечто совсем иное.Особенно н глядно
это прослежив ется н пример х пит ния и рост живых орг низмов.По
Ан кс гору нет т ких веществ,которые состояли бы из чистого несмеш н-
ного веществ .К жд я вещь предст вляет собой смесь всех "существующих
вещей".Это положение сохр няет силу,к кой бы мини тюрной не р ссм три-
в л сь бы д нн я ч стиц ,к к бы м л не был з ним емый ею объем. 1"И к к
1у большого и у м лого имеется р вное число ч стей,то и т ким обр зом
1во всем может з ключ ться все.И не может быть обособленного существо-
1в ния,но во всем имеется ч сть всего" 0.
Это принцип "универс льной смеси". Ан кс гор,по-видимому,тщ тель-
но продум л следствия,вытек ющие из
этого принцип .И он понял,что его теория может счит ться логически бе-
зупречной лишь в том случ е,если к принципу универс льной смеси доб -
вить еще дв положения.
Первое из них - это положение об относительности большого и м ло-
го.Т к к к в любой,сколь угодно большой или сколь угодно м лой вещи
з ключен "ч сть всего",то тем с мым стир ется принципи льн я р зниц
между большим и м лым.Мельч йш я песчинк содержит в себе столько же
- 15 -
"существующих вещей",сколько и весь космос. 1"И у м лого ведь нет н и-
1меньшего,но всегд еще меньшее...Но и у большого всегд есть большее.И
1оно р вно м лому по количеству.С м же по себе к жд я вещь велик и
1м л ." 0
Отсюд вытек ет и второе положение - о безгр ничной делимости ве-
ществ .В отличие от томистов Ан кс гор не допуск л существов ния
мельч йших,д лее уже неделимых ч стиц.Он счит л,что если бы т кие ч с-
тицы существов ли,то они были бы простыми и однородными.Но это проти-
воречило бы принципу "универс льной смеси".С другой стороны,т кие не-
делимые ч стицы являлись бы м сшт бом бсолютной м лости.Но т кого
м сшт б ,согл сно Ан кс гору,быть не может.
Ан кс гор т кже объясняет,почему вещь,предст вляющ я собой смесь
бесчисленного множеств к чественно однородных веществ,предст вляется
н м состоящей из к кого-то одного веществ .Это происходит потому,что
н ши орг ны чувств восприним ют только то вещество,которое преобл д ет
в д нной вещи.Если же все веществ н ходились бы в ней в р вной про-
порции,то он к з л сь бы к чественно-неопределенной.В ходе космообр -
зов ния т к я р вномерность был н рушен ,и хотя к жд я вещь,подобно
первичной смеси,содержит в себе к чественно-определенные веществ ,од-
н ко последние в ней присутствуют в р зличных пропорциях и почти всег-
д н ходится одн ,котор я количественно ок зыв ется преобл д ю-
щей. 1"Полностью же ничто не отделяется и не р зделяется одно от друго-
1го... но чего всего более в к ждой вещи,тем одним он к жется и к з -
1л сь". 0
Это принцип "преобл д ния". Теория м терии Ан кс гор был хорошо
продум нной и логически бе-
зупречной теорией.Одн ко из нее следов ли выводы,которые к з лись
весьм п р докс льными и не могли получить универс льного призн ния ни
- 16 -
в V в.до н.э. ни в более позднее время.
В свете этих принципов теория Ан кс гор предст ет перед н ми к к
вполне оригин льное и кл ссически з вершенное учение,вполне достойное
той сл вы,котор я окруж л в древности имя его втор .
Изучение фр гментов сочинения пок зыв ет,что,применяя свою теорию
к миру вещей,философ пользов лся рядом дополнительных понятий,которые
игр ли в его р ссуждениях существенную роль,хотя смысл их не всегд
ост ется очевидным.
Первое из этих понятий - это понятие семени.Широко р спростр нено
мнение,что термин "семен " озн ч ет те с мые вещи,которые Аристотель
н зв л "гомеомериями".Т.е. это к чественно определенные веществ ,н п-
ример золото,мясо,кровь,древесин ,т.е. те,которые з ключ ются во всех
чувственно восприним емых предмет х,к к бы м лы они не были.
Следующее понятие,ст вившее в тупик многих исследов телей Ан кс -
гор - это т к н зыв емые противоположности.Пр вд в текст фр гментов
Ан кс гор т кой термин не встреч ется,но он есть у Аристотеля,ук зы-
в ющего,что "Ан кс гор призн ет бесконечные по числу подобоч стные и
противоположности".С м же Ан кс гор только перечисляет противополож-
ности - "вл жное и сухое,теплое и холодное,светлое и темное" при опи-
с нии первичной смеси.Т кже н мек н противоположности есть в другом
фр гменте:"Не отделены друг от друг в едином космосе вещи,не отсечено
топором ни теплое от холодного,ни холодное от теплого".
Н иболее тр диционн я точк зрения н противоположности состоит в
том,что они являются к честв ми гомеомерий,которые и отлич ются друг
от друг бл год ря н личию у них неодин ковых к честв.
Что же к с ется четырех тихий - огня ,воздух ,воды и земли,от их
с д вних пор было принято р ссм трив ть к к сочет ния противоположнос-
тей теплого и холодного,сухого и вл жного,легкого и тяжелого.Еще у
- 17 -
Ан ксим ндр основным эт пом космогонического процесс было отделение
внешней горячей оболочки от вл жного и холодного ядр ,из которого об-
р зов л сь земля.У Гер клит встреч ются две п ры противоположнос-
тей,которые есть и у Ан кс гор :"холодное ст новится теплым,теплое хо-
лодным,вл жное сухим,сухое вл жным".Аристотель тр ктов л четыре стихии
к к р зличные комбин ции четырех фунд мент льных сил."Огонь-сух и те-
пел,воздух-вл жен и тепел,вод - вл жн и холодн ,земля - сух и хо-
лодн ."Из этого естественно предположить,что п ры противоположнос-
тей,перечисляемые Ан кс гором,т кже имели непосредственное положение к
стихиям.
Но р зличия между семен ми к чественно-определенных веществ у
Ан кс гор определялись у него не этими противоположностями, т кими
свойств ми,к к геометрические формы,цвет ,вкусы и з п хи,о чем пишет
с м философ.По отношению к семен м противоположности теплого и холод-
ного,сухого и вл жного ок зыв ются случ йными свойств ми в том смыс-
ле,что семен одного и того же веществ могут быть теплыми или холод-
ными,сухими или вл жными,не перест в я при этом быть семен ми мя-
с ,крови.Р зумеется,противоположности з ключены в семен х,ибо,кроме
семян,им негде н ходиться:в силу принцип универс льной смеси семен
з полняют все простр нство,не ост вляя пустых промежутков.Но соотноше-
ния,в которых противоположности присутствуют в семен х одного и того
же род ,могут быть р зличными.
Обр щ ясь к стихиям,следует отметить,что в космогонии Ан кс гор
особо в жную роль по ср внению с другими стихиями игр ли эфир и воз-
дух.Об они преобл д ли в первичной смеси.Земля - третья стихия,упоми-
н ем я Ан кс гором.Земля присутствов л в смеси в к честве одного из
ее н ч льных компонентов,одн ко в силу преобл д ния воздух и эфир
он был т м "не р зличим ".Воду же Ан кс гор в сост ве первичной сме-
- 18 -
си ни р зу не упомин ет.
Из всего выше ск з нного н до пол г ть,что в к честве четырех
четко выделенных сущностей стихии вообще не фигуриров ли в его сочи-
нении.
По дошедшим до н с фр гмент м книги философ ст новится ясно,что
о Р зуме Ан кс гор говорит тогд ,когд
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|