╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
,когд описыв л причину космического
круговр щения.То обстоятельство,что в ходе изложения своей теории м -
терии Ан кс гор не счел нужным что-либо ск з ть о Р зуме,подтвержд ет
мнение,выск з нное многими исследов телями,что он не р ссм трив л Р -
зум в к честве одного из м тери льных ингр диентов вселенной.Эпитеты
"легч йший","чистейший" в соответствии с логикой досокр тиков имели
своей целью противопост вить Р зум всему вещественному,что подчинено
з кону универс льной смеси.Р зум относится к особого род бытию,су-
щественно отличному от чувственно восприним емых предметов.
Выбор н именов ния,р зумеется,не полностью определяет содерж ние
с мого понятия.Р зум Ан кс гор нельзя отожествлять с р зумом челове-
ческим.Деятельность Р зум з ключ ется в том,что он определяет эволю-
цию космос в н пр влении все большей его орг низ ции.Но он орг низует
космос не потому,что что вмешив ется в процесс космообр зов ния,н п-
р вляя его согл сно своей воле.Он это дел ет,сообщ я первичной смеси
мощное вр щ тельное действие, и тем с мым позволяя появиться объектив-
ным з кономерностям,присущим миру вещей.Все р звитие космос к к бы
з прогр ммиров но в первичном толчке,сообщ емом Р зумом инертной м те-
рии.
Если Р зум и можно уподобить созн тельно действующему божеству,то
только в отношении момент времени для н ч л космообр зов ния.
Ан кс гор пис л:"Если все обстоит т ким обр зом,то следует пол -
г ть,что во всех соединениях содержится многое и р знообр зное,в том
- 19 -
числе семен всех вещей,обл д ющими всевозможными форм ми,цвет ми,вку-
с ми и з п х ми.И люди были сост влены,и другие живые существ ,которые
имеют душу.И у этих людей,к к и у н с, имеются н селенные город и ис-
кусно выполненные творения,и есть Солнце,Лун и прочие светил ,и земля
у них порожд ет многое и р знообр зное,..Это вот ск з но мной об отде-
лении,потому что не только у н с ст ло бы отделяться ,но и в другом
месте".
Ан кс гор имеет здесь в виду к кой-то другой уч сток поверхнос-
ти,ч сть Земли,которую мы не зн ем.Но это предст вляется м ловероят-
ным.В ч стности,когд Ан кс гор пишет об отделении и о том,что "не
только у н с ст ло отделяться",то под термином отделение он,несомнен-
но,поним ет действие космического вихря в целом,процесс космообр зов -
ния,включ ющий в себя и обр зов ние Земли -всей Земли, не к кой-то ее
ч сти.Если космический вихрь мог б возникнуть в "другом месте",то т м
бы возникл друг я Земля,со своими Солнцем и Луной.
Античный коммент тор Аристотеля Симпликий выск з л дог дку,что в
этом отрывке Ан кс гор имел в виду не чувственно восприним емый, иде-
льный,умопостиг емый мир.
Н основ нии общих сообр жений можно было бы утвержд ть,что при-
нятие доктрины множественности миров было бы для Ан кс гор вполне ес-
тественным ш гом.Этим ср зу же были бы устр нены все недоумения по по-
воду бездействия Р зум до н ч л процесс космообр зов ния.Р зум мож-
но было бы тр ктов ть к к некую космическую силу,р злитую в первичной
смеси,хотя и не смешив ющуюся ни с одним из ее компонентов.Но Ан кс -
гор вряд ли согл сился бы с этим,т к к к по его предст влению "Р зум
1же беспределен и с модерж вен и не смеш н ни с одной вещью,но один он
1существует с м по себе" 0.
Аристотель критикует теорию Ан кс гор з непоследов тель-
- 20 -
ность,ук зыв я,что тот пользуется р зумом совершенно недост точ-
но:"Ан кс гор использует Ум к к м шину для созд ния мир ,и,когд у не-
го явится з труднение,в силу т кой причины имеет необходимое бы-
тие,тогд он его привлек ет ,во всех ост льных случ ях он все,что
угодно,выст вляет причиною происходящих вещей,но не Ум".Еще более рез-
кой критике подверг ет Ан кс гор Пл тон в "Федоне".
Подчеркив я противопост вление Р зум вещ м("Р зум ...с модерж -
вен и не смеш н ни с одной вещью..."),Ан кс гор открыв л путь для ин-
терпрет ции и д льнейшего р звития его учения в духе иде лизм .
Небольшой одинн дц тый фр гмент книги Ан кс гор состоит всего из
одной фр зы:"Во всем з ключ ется ч сть всего,кроме Р зум ,но существу-
ют и [т кие вещи],в которых з ключ ется Р зум".
Симпликий,приводящий эту фр зу в своих коммент риях к "физике"
Аристотеля,не сомнев лся в том,что вещи,"в которых з ключ ется Р -
зум",есть живые существ .Эт точк зрения р зделяется почти всеми исс-
ледов телями,пис вшими об Ан кс горе,причем понятие живых существ ох-
в тыв ет в д нном случ е не только весь животный мир,включ я челове-
к ,но и р стения.Т ким обр зом,н личие Р зум в вещ х ок зыв ется эк-
вив лентным их одушевленности.Аристотель,н пример неоднокр тно р ссуж-
д ет о том,что совп д ет ли н кс горовский Р зум с душой или нет.Ук -
зыв я,что Демокрит отожествлял душу и р зум,Аристотель утвержд ет,что
"Ан кс гор выск зыв ется о них менее ясно".
Н с мом же деле Р зум и душ в учении Ан кс гор боли существен-
но р зличимыми понятиями. 1"И н д всем,что только имеет душу,к к н д
1большим,т к и н д меньшим,вл ствует Р зум" 0.Термин "душ " здесь упот-
ребляется в общепринятом зн чении носителя жизни,источник ощущений и
эмоций.Н основе того,что было уже ск з но по поводу Р зум ,можно з к-
лючить,что у Ан кс гор Р зум игр ет зн чительную роль к к для живых
- 21 -
существ,т к и для космос в целом.
Т к у человек в процессе р звития возник ют две руки,две но-
ги,дв гл з ,один рот,нос и прочие орг ны,выполняющие определенные
функции и р сположенные по относительно друг друг стереотипным обр -
зом.Все это н логично р звитию космос :точно т ким же з кономерным
обр зом в ходе космообр зов ния возник ет Земля с морями и гор ми,
т кже Солнце,Лун и другие небесные светил .Если бы где-нибудь "в дру-
гом месте"возник бы второй космос,то все структурные элементы были бы
теми же,что и у н шего космос ,-совершенно т к же к к и при возникно-
вении новых живых индивидуумов.Ответственным з т кое з кономерное
р звитие в том и другом случ е является Р зум.
Имеются свидетельств ,ук зыв ющие н то,что Ан кс гор не проводил
принципи льного отличия между животными и р стениями.Он пол г л,что
животные обл д ют ощущениями,что они могут р дов ться и печ лить-
ся,призн ком чего он счит л подвижность их листьев.Короче говоря,р с-
тения отлич ются от животных только тем,что р стут из земли.К к и жи-
вотные,р стения обл д ют дых нием,причем пищу для себя извлек ют из
земли, из плоды обр зуются под действием солнц ."Земля есть м ть р с-
тений, Солнце - отец их".
А т к к к у р стений и животных,по мнению Ан кс гор , много схо-
жего,то и происхождение р стений должно быть примерно т ким же,к к и
происхождение животных.Философ счит л,что и те и другие первон ч льно
з родились во вл жной почве, потом уже ст ли р змнож ться друг от
друг .А с моз рождение произошло в результ те соединения р знородных
семян,уп вших н землю вместе с к плями дождя.Н иболее вторитетное
свидетельство мы н ходим у Феофр ст :"Ан кс гор говорит,что воздух со-
держит в себе семен всего,которые уносятся вниз дождем и порожд ют
р стения".А семен ,из которых обр зов лись р стения, берутся из холод-
- 22 -
ного воздух , семен ,из которых обр зов лись з родыши животных,перво-
н ч льно н ходились в более высокой обл сти горячего эфир .
Живой з родыш предст вляет собой сложное обр зов ние,состоящее из
семян тех веществ,из которых потом будет построен взрослый орг -
низм.Р звитие з родыш ,его рост,возникновение отдельных орг нов проис-
ходит н основе принцип "Подобное пит ется подобным".Семен ,входящие
в сост в з родыш ,притягив ют к себе семен ,имеющиеся в окруж ющей з -
родыш пит тельной среде;эти семен слив ются и д ют н ч ло тк ням и
сок м живого существ .Эт концепция не был изобретением Ан кс гор ,
отр ж л широко р спростр ненные взгляды греческой медицины того вре-
мени.А философ лишь уст новил тесную связь физиологии и космологии.
Подобно многим греческим мыслителям той эпохи,Ан кс гор з ним л
проблем р зличия полов и н следственности.Ан кс гор
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|