╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эръёруюЁ

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


,когд описыв л причину космического

круговр щения.То обстоятельство,что в ходе изложения своей теории м -

терии Ан кс гор не счел нужным что-либо ск з ть о Р зуме,подтвержд ет

мнение,выск з нное многими исследов телями,что он не р ссм трив л Р -

зум в к честве одного из м тери льных ингр диентов вселенной.Эпитеты

"легч йший","чистейший" в соответствии с логикой досокр тиков имели

своей целью противопост вить Р зум всему вещественному,что подчинено

з кону универс льной смеси.Р зум относится к особого род бытию,су-

щественно отличному от чувственно восприним емых предметов.

Выбор н именов ния,р зумеется,не полностью определяет содерж ние

с мого понятия.Р зум Ан кс гор нельзя отожествлять с р зумом челове-

ческим.Деятельность Р зум з ключ ется в том,что он определяет эволю-

цию космос в н пр влении все большей его орг низ ции.Но он орг низует

космос не потому,что что вмешив ется в процесс космообр зов ния,н п-

р вляя его согл сно своей воле.Он это дел ет,сообщ я первичной смеси

мощное вр щ тельное действие, и тем с мым позволяя появиться объектив-

ным з кономерностям,присущим миру вещей.Все р звитие космос к к бы

з прогр ммиров но в первичном толчке,сообщ емом Р зумом инертной м те-

рии.

Если Р зум и можно уподобить созн тельно действующему божеству,то

только в отношении момент времени для н ч л космообр зов ния.

Ан кс гор пис л:"Если все обстоит т ким обр зом,то следует пол -

г ть,что во всех соединениях содержится многое и р знообр зное,в том

- 19 -

числе семен всех вещей,обл д ющими всевозможными форм ми,цвет ми,вку-

с ми и з п х ми.И люди были сост влены,и другие живые существ ,которые

имеют душу.И у этих людей,к к и у н с, имеются н селенные город и ис-

кусно выполненные творения,и есть Солнце,Лун и прочие светил ,и земля

у них порожд ет многое и р знообр зное,..Это вот ск з но мной об отде-

лении,потому что не только у н с ст ло бы отделяться ,но и в другом

месте".

Ан кс гор имеет здесь в виду к кой-то другой уч сток поверхнос-

ти,ч сть Земли,которую мы не зн ем.Но это предст вляется м ловероят-

ным.В ч стности,когд Ан кс гор пишет об отделении и о том,что "не

только у н с ст ло отделяться",то под термином отделение он,несомнен-

но,поним ет действие космического вихря в целом,процесс космообр зов -

ния,включ ющий в себя и обр зов ние Земли -всей Земли, не к кой-то ее

ч сти.Если космический вихрь мог б возникнуть в "другом месте",то т м

бы возникл друг я Земля,со своими Солнцем и Луной.

Античный коммент тор Аристотеля Симпликий выск з л дог дку,что в

этом отрывке Ан кс гор имел в виду не чувственно восприним емый, иде-

льный,умопостиг емый мир.

Н основ нии общих сообр жений можно было бы утвержд ть,что при-

нятие доктрины множественности миров было бы для Ан кс гор вполне ес-

тественным ш гом.Этим ср зу же были бы устр нены все недоумения по по-

воду бездействия Р зум до н ч л процесс космообр зов ния.Р зум мож-

но было бы тр ктов ть к к некую космическую силу,р злитую в первичной

смеси,хотя и не смешив ющуюся ни с одним из ее компонентов.Но Ан кс -

гор вряд ли согл сился бы с этим,т к к к по его предст влению "Р зум

 1же беспределен и с модерж вен и не смеш н ни с одной вещью,но один он

 1существует с м по себе" 0.

Аристотель критикует теорию Ан кс гор з непоследов тель-

- 20 -

ность,ук зыв я,что тот пользуется р зумом совершенно недост точ-

но:"Ан кс гор использует Ум к к м шину для созд ния мир ,и,когд у не-

го явится з труднение,в силу т кой причины имеет необходимое бы-

тие,тогд он его привлек ет ,во всех ост льных случ ях он все,что

угодно,выст вляет причиною происходящих вещей,но не Ум".Еще более рез-

кой критике подверг ет Ан кс гор Пл тон в "Федоне".

Подчеркив я противопост вление Р зум вещ м("Р зум ...с модерж -

вен и не смеш н ни с одной вещью..."),Ан кс гор открыв л путь для ин-

терпрет ции и д льнейшего р звития его учения в духе иде лизм .

Небольшой одинн дц тый фр гмент книги Ан кс гор состоит всего из

одной фр зы:"Во всем з ключ ется ч сть всего,кроме Р зум ,но существу-

ют и [т кие вещи],в которых з ключ ется Р зум".

Симпликий,приводящий эту фр зу в своих коммент риях к "физике"

Аристотеля,не сомнев лся в том,что вещи,"в которых з ключ ется Р -

зум",есть живые существ .Эт точк зрения р зделяется почти всеми исс-

ледов телями,пис вшими об Ан кс горе,причем понятие живых существ ох-

в тыв ет в д нном случ е не только весь животный мир,включ я челове-

к ,но и р стения.Т ким обр зом,н личие Р зум в вещ х ок зыв ется эк-

вив лентным их одушевленности.Аристотель,н пример неоднокр тно р ссуж-

д ет о том,что совп д ет ли н кс горовский Р зум с душой или нет.Ук -

зыв я,что Демокрит отожествлял душу и р зум,Аристотель утвержд ет,что

"Ан кс гор выск зыв ется о них менее ясно".

Н с мом же деле Р зум и душ в учении Ан кс гор боли существен-

но р зличимыми понятиями. 1"И н д всем,что только имеет душу,к к н д

 1большим,т к и н д меньшим,вл ствует Р зум" 0.Термин "душ " здесь упот-

ребляется в общепринятом зн чении носителя жизни,источник ощущений и

эмоций.Н основе того,что было уже ск з но по поводу Р зум ,можно з к-

лючить,что у Ан кс гор Р зум игр ет зн чительную роль к к для живых

- 21 -

существ,т к и для космос в целом.

Т к у человек в процессе р звития возник ют две руки,две но-

ги,дв гл з ,один рот,нос и прочие орг ны,выполняющие определенные

функции и р сположенные по относительно друг друг стереотипным обр -

зом.Все это н логично р звитию космос :точно т ким же з кономерным

обр зом в ходе космообр зов ния возник ет Земля с морями и гор ми,

т кже Солнце,Лун и другие небесные светил .Если бы где-нибудь "в дру-

гом месте"возник бы второй космос,то все структурные элементы были бы

теми же,что и у н шего космос ,-совершенно т к же к к и при возникно-

вении новых живых индивидуумов.Ответственным з т кое з кономерное

р звитие в том и другом случ е является Р зум.

Имеются свидетельств ,ук зыв ющие н то,что Ан кс гор не проводил

принципи льного отличия между животными и р стениями.Он пол г л,что

животные обл д ют ощущениями,что они могут р дов ться и печ лить-

ся,призн ком чего он счит л подвижность их листьев.Короче говоря,р с-

тения отлич ются от животных только тем,что р стут из земли.К к и жи-

вотные,р стения обл д ют дых нием,причем пищу для себя извлек ют из

земли, из плоды обр зуются под действием солнц ."Земля есть м ть р с-

тений, Солнце - отец их".

А т к к к у р стений и животных,по мнению Ан кс гор , много схо-

жего,то и происхождение р стений должно быть примерно т ким же,к к и

происхождение животных.Философ счит л,что и те и другие первон ч льно

з родились во вл жной почве, потом уже ст ли р змнож ться друг от

друг .А с моз рождение произошло в результ те соединения р знородных

семян,уп вших н землю вместе с к плями дождя.Н иболее вторитетное

свидетельство мы н ходим у Феофр ст :"Ан кс гор говорит,что воздух со-

держит в себе семен всего,которые уносятся вниз дождем и порожд ют

р стения".А семен ,из которых обр зов лись р стения, берутся из холод-

- 22 -

ного воздух , семен ,из которых обр зов лись з родыши животных,перво-

н ч льно н ходились в более высокой обл сти горячего эфир .

Живой з родыш предст вляет собой сложное обр зов ние,состоящее из

семян тех веществ,из которых потом будет построен взрослый орг -

низм.Р звитие з родыш ,его рост,возникновение отдельных орг нов проис-

ходит н основе принцип "Подобное пит ется подобным".Семен ,входящие

в сост в з родыш ,притягив ют к себе семен ,имеющиеся в окруж ющей з -

родыш пит тельной среде;эти семен слив ются и д ют н ч ло тк ням и

сок м живого существ .Эт концепция не был изобретением Ан кс гор ,

отр ж л широко р спростр ненные взгляды греческой медицины того вре-

мени.А философ лишь уст новил тесную связь физиологии и космологии.

Подобно многим греческим мыслителям той эпохи,Ан кс гор з ним л

проблем р зличия полов и н следственности.Ан кс гор

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»