╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
гор пол г л,что с мцы
рожд юся,когд семя,излившееся из пр вой ч сти,поп д ет в пр вую ч сть
м тки или соответственно из левой в левую.При перекрещив нии же ч стей
рожд ются с мки.Т к же известно мнение Ан кс гор ,что дети похожи бо-
лее лицом н того из родителей,который д л больше семени.
Несомненным достижением Ан кс гор было призн ние роли мозг ,кото-
рый,по его мнению,является источником всех ощущений.К к известно,Арис-
тотель стоял в этом вопросе н весьм уст ревших позициях,утверж-
д я,что единственн я функция головного мозг - это охл ждение слишком
горячей крови.Ан кс гор же примык л к тр диции,восходившей в протонс-
кому вр чу и философу н ч л V в. дон.э. Алкмеону,который впервые об-
н ружил нервы,ведущие от орг нов чувств к головному мозгу.
Т к же существует р схождение Аристотеля и Ан кс гор в вопросе о
зн чении рук человек .Согл сно Аристотелю,Ан кс гор говорил,"что чело-
век - с мое р зумное из всех животных бл год ря рук ...".Аристотель же
счит л,что лучше было бы ск з ть,что человек получил руки вследствие
- 23 -
того,что был более р зумен.
Кст ти,проблем р зумности человек реш ется у Ан кс гор без
всяких ссылок н Р зум.
Имеется лишь одно невнятное ук з ние философ н то,что смерть
души он поним л к к "р зделение".Во всяком случ е учитыв я общий дух
учения Ан кс гор ,можно с уверенность утвержд ть,что для бессмертия
души и вообще для души к к особой,отличной от м терии субст нции в
этом учении мест не было.
Причиной сн Ан кс гор счит л телесное истощение орг низм .Т ким
обр зом,сон для него был состоянием тел , не души.
Всякое ощущение,по Ан кс гору,возник ет по принципу контр стности
восприним емого и восприним ющего,причем,чем резче эт контр ст-
ность,тем сильнее ощущение.Зрение,н пример,он объяснял следующим обр -
зом.Изобр жение предмет ,которое возник ет в зр чке,созд ется не
тем,что один ково по цвету с предметом, тем,что от него отлич ется.У
большинств животных это р зличие сильнее выр жено днем,ночью же гл з
и предмет ст новятся пр ктически одноцветными.Ан логичным обр зом
Ан кс гор восприним л н ми и чувств .Теплое восприним ется н ми лишь
постольку,поскольку в н шем теле есть холод и н оборот.
Соприкосновение противоположностей в орг низме вызыв ет стр д ние
;по этой причине всякое ощущение неизбежно вызыв ет стр д ние.К тем же
стр д ниям,которые сопутствуют обычным ощущениям мы привыкли и поэтому
не з меч ем их.
Способность восприним ть те или иные ощущения з висит от величины
и устройств орг нов чувств.Ан кс гор счит л,что большие животные
сильнее восприним ют ощущения,чем мелкие.Большие животные не ощущ ют
легкого з п х , м лые же - густого.
Из своей теории ощущений Ан кс гор дел л д леко идущие теорети-
- 24 -
ко-позн в тельные выводы.Поскольку ощущения з висят от величины и уст-
ройств орг нов чувств,они не могут служить н дежным источником зн ния
о предмет х. 1"Вследствие сл бости ощущений мы не можем судить об исти-
1не" 0.В к честве пример их нен дежности Ан кс гор приводил постепенное
изменение цвет .Если взять две кр ски,черную и белую, з тем ст нем по
к пле перелив ть их из одной в другую,то зрение не сможет р зличить
ничтожные перемены в свете,хотя н с мом деле они будут иметь место.
Вероятно,исходя из этих выск зыв ний,Цицерон причисляет Ан кс го-
р к тем мыслителям,которые "утвержд ли,что нельзя ничего позн ть,ни-
чего воспринять,ничему н учиться,[ибо н ши] чувств огр ничены,души
сл бы,пути жизни коротки,и,к к говорит Демокрит,истин скрыт в глуби-
не...".
В истории етествозн ния учение Ан кс гор в том виде,в котором
оно было созд но,больше никогд не возрожд лось.Но его зн чение,к к
теоретической льтерн тивы томистики ост лось непоколебленным.В той
мере,в к кой оно к с ется внутренней структуры м терии,это учение было
з вершенной и логически непротиворечивой теорией - одной из возможных
моделей м тери льного мир ,причем моделью оригин льной и глубоко про-
дум нной.Эт модель содержит в себе решения целого ряд философских и
естественнон учных проблем:к ним относят проблему соотношения непре-
рывного и дискретного,проблему бесконечной делимости веществ ,пробле-
му относительности большого и м лого.
Сформулиров нное Ан кс гором определение бесконечно м лой величи-
ны н многие столетия опередило свое время,т к к к оно н помин ет оп-
ределение м тем тической бесконечно м лой,в том виде,в котором оно бы-
ло уточнено великими м тем тик ми XIX в.
Если же говорить о н учных "дог дк х",поним я под ними предвосхи-
щение р звитых впоследствии идей,то т ких дог док в сочинении Ан кс -
- 25 -
гор довольно много.Идея первичного толчк ,идея р сширяющейся вселен-
ной,идея з висимости импульс силы от скорости,идея роли руки в р зви-
тии человек - вот некоторые из позднейших идей,которые были предуг -
д ны Ан кс гором.
Большое прогрессивное зн чение в свое время имели р звитые фило-
софом предст вления о небесных светил х к к о р ск ленных к менных
глыб х,и д нное им объяснение солнечных и лунных з тмений.
И с мое гл вное во всем этом - это стремление р цион льно объяс-
нить все ф кты и явления природы,не прибег я ни к к ким потусторонним
или сверхъестественным сил м.
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|