╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эръёруюЁ

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


гор пол г л,что с мцы

рожд юся,когд семя,излившееся из пр вой ч сти,поп д ет в пр вую ч сть

м тки или соответственно из левой в левую.При перекрещив нии же ч стей

рожд ются с мки.Т к же известно мнение Ан кс гор ,что дети похожи бо-

лее лицом н того из родителей,который д л больше семени.

Несомненным достижением Ан кс гор было призн ние роли мозг ,кото-

рый,по его мнению,является источником всех ощущений.К к известно,Арис-

тотель стоял в этом вопросе н весьм уст ревших позициях,утверж-

д я,что единственн я функция головного мозг - это охл ждение слишком

горячей крови.Ан кс гор же примык л к тр диции,восходившей в протонс-

кому вр чу и философу н ч л V в. дон.э. Алкмеону,который впервые об-

н ружил нервы,ведущие от орг нов чувств к головному мозгу.

Т к же существует р схождение Аристотеля и Ан кс гор в вопросе о

зн чении рук человек .Согл сно Аристотелю,Ан кс гор говорил,"что чело-

век - с мое р зумное из всех животных бл год ря рук ...".Аристотель же

счит л,что лучше было бы ск з ть,что человек получил руки вследствие

- 23 -

того,что был более р зумен.

Кст ти,проблем р зумности человек реш ется у Ан кс гор без

всяких ссылок н Р зум.

Имеется лишь одно невнятное ук з ние философ н то,что смерть

души он поним л к к "р зделение".Во всяком случ е учитыв я общий дух

учения Ан кс гор ,можно с уверенность утвержд ть,что для бессмертия

души и вообще для души к к особой,отличной от м терии субст нции в

этом учении мест не было.

Причиной сн Ан кс гор счит л телесное истощение орг низм .Т ким

обр зом,сон для него был состоянием тел , не души.

Всякое ощущение,по Ан кс гору,возник ет по принципу контр стности

восприним емого и восприним ющего,причем,чем резче эт контр ст-

ность,тем сильнее ощущение.Зрение,н пример,он объяснял следующим обр -

зом.Изобр жение предмет ,которое возник ет в зр чке,созд ется не

тем,что один ково по цвету с предметом, тем,что от него отлич ется.У

большинств животных это р зличие сильнее выр жено днем,ночью же гл з

и предмет ст новятся пр ктически одноцветными.Ан логичным обр зом

Ан кс гор восприним л н ми и чувств .Теплое восприним ется н ми лишь

постольку,поскольку в н шем теле есть холод и н оборот.

Соприкосновение противоположностей в орг низме вызыв ет стр д ние

;по этой причине всякое ощущение неизбежно вызыв ет стр д ние.К тем же

стр д ниям,которые сопутствуют обычным ощущениям мы привыкли и поэтому

не з меч ем их.

Способность восприним ть те или иные ощущения з висит от величины

и устройств орг нов чувств.Ан кс гор счит л,что большие животные

сильнее восприним ют ощущения,чем мелкие.Большие животные не ощущ ют

легкого з п х , м лые же - густого.

Из своей теории ощущений Ан кс гор дел л д леко идущие теорети-

- 24 -

ко-позн в тельные выводы.Поскольку ощущения з висят от величины и уст-

ройств орг нов чувств,они не могут служить н дежным источником зн ния

о предмет х. 1"Вследствие сл бости ощущений мы не можем судить об исти-

 1не" 0.В к честве пример их нен дежности Ан кс гор приводил постепенное

изменение цвет .Если взять две кр ски,черную и белую, з тем ст нем по

к пле перелив ть их из одной в другую,то зрение не сможет р зличить

ничтожные перемены в свете,хотя н с мом деле они будут иметь место.

Вероятно,исходя из этих выск зыв ний,Цицерон причисляет Ан кс го-

р к тем мыслителям,которые "утвержд ли,что нельзя ничего позн ть,ни-

чего воспринять,ничему н учиться,[ибо н ши] чувств огр ничены,души

сл бы,пути жизни коротки,и,к к говорит Демокрит,истин скрыт в глуби-

не...".

В истории етествозн ния учение Ан кс гор в том виде,в котором

оно было созд но,больше никогд не возрожд лось.Но его зн чение,к к

теоретической льтерн тивы томистики ост лось непоколебленным.В той

мере,в к кой оно к с ется внутренней структуры м терии,это учение было

з вершенной и логически непротиворечивой теорией - одной из возможных

моделей м тери льного мир ,причем моделью оригин льной и глубоко про-

дум нной.Эт модель содержит в себе решения целого ряд философских и

естественнон учных проблем:к ним относят проблему соотношения непре-

рывного и дискретного,проблему бесконечной делимости веществ ,пробле-

му относительности большого и м лого.

Сформулиров нное Ан кс гором определение бесконечно м лой величи-

ны н многие столетия опередило свое время,т к к к оно н помин ет оп-

ределение м тем тической бесконечно м лой,в том виде,в котором оно бы-

ло уточнено великими м тем тик ми XIX в.

Если же говорить о н учных "дог дк х",поним я под ними предвосхи-

щение р звитых впоследствии идей,то т ких дог док в сочинении Ан кс -

- 25 -

гор довольно много.Идея первичного толчк ,идея р сширяющейся вселен-

ной,идея з висимости импульс силы от скорости,идея роли руки в р зви-

тии человек - вот некоторые из позднейших идей,которые были предуг -

д ны Ан кс гором.

Большое прогрессивное зн чение в свое время имели р звитые фило-

софом предст вления о небесных светил х к к о р ск ленных к менных

глыб х,и д нное им объяснение солнечных и лунных з тмений.

И с мое гл вное во всем этом - это стремление р цион льно объяс-

нить все ф кты и явления природы,не прибег я ни к к ким потусторонним

или сверхъестественным сил м.


←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»