Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1 …………………………………………………………………………………….

Системный характер детерминации общественных отношений …………….……. 5

Глава 2 …………………………………………………………………………………….

Социальная детерминация личности как субъекта общественных отношений ……. 17

Заключение ……………………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы ……………………………………………… 27

ВВЕДЕНИЕ.

Общественные отношения в разносторонних их проявлениях (гранях) яв-ляются объектом изучения многих наук: социологии, политэкономии, полито-логии, правовых и т.д. Специфика философского подхода к анализу общест-венных отношений состоит в целостном характере их рассмотрения. Не ставя перед собой задачу освещения всех аспектов феномена общественных отноше-ний в настоящем реферате, считаю необходимым остановить¬ся на ключевом моменте философского понимания общества, а именно на концепции социаль-ного детерминизма, поскольку он во многом оп¬ределяет специфику социальных процессов и явлений.

В основу реферата положены специальные исследования по данной те-ме Я.Ф.Аскина , Л.И.Чинаковой применительно к осмыслению общефи¬лософских подходов к социальному детерминизму нами учтены также труды В.Г.Афанасьева , В.В.Кузнецовой , Р.Ф.Матвеева , и других специалистов , в том числе зарубежных .

К настоящему времени сложилось следующее научное представле¬ние о социальном детерминизме. Он, имея своей основой философ¬ское понимание детерминизма, выражает в то же время специфику со¬циальной формы движе-ния материи, особенностей общества, его зако¬номерностей, связей и отноше-ний; основных причин, условий, факто¬ров, источников и движущих сил его развития и функционирования. В общефилософском же плане детерминизм: а) в своём исходном прин¬ципе является признанием универсальной связи в мире и зависимости его явлений от совокупности условий и факторов; б) тесно связан с принципом причинности, но не тождественен ему, поскольку не сво¬дится к причинной обусловленности явлений (например, есть и дру¬гие формы детер-минации: функциональная, корреляционная и т.п.); в) он не тождественен и признанию однозначной зависимости одних явлений от других, поскольку включает в себя и вероятностные свя¬зи. (Вероятность, как и случайность, носит объективный характер, и её признание не противоречит диалектическому по-ниманию детерминизма, как принципа обусловленности, определённости бы-тия); г) в об¬щественной жизни он не исключает ни возможности выбора лвдьми тех или иных действий, ни их ответственности за этот выбор. Поэтому призна-ние необходимости человеческих поступков даёт объективную основу для пра-вильной оценки действий людей. В этом коренное от¬личие детерминизма от фатализма, так как последний является про¬дуктом либо механистического по-нимания детерминизма, либо теоло¬гического взгляда на мир.

Исходя из этих теоретических установок, план реферата сложился из двух частей. В первой главе рассматривается системный характер детерминации об-щественных отношений, во второй - особенности социальной детерминации личности как субъекта общественных отношений.

Глава 1

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Люди уже с глубокой древности стремились разобраться в сложном комплексе окружающих их природных и социальных явлений, пытаясь найти первоначала всего существующего и вывести из них всё многообразие пред-метного мира, построив его в причинную цепь. Подобные попытки генетиче-ского объяснения реальности, в первую очередь о происхождении жизни и че-ловека, содержатся почти во всех древних мифах.

В ходе дальнейшего развития философской мысли представления о при-чинно-следственных цепях были существенно углублены в гречес¬кой филосо-фии, особенно в учении стоиков, наиболее последователь¬ных из ранних сто-ронников всеобщего и неограниченного действия причинной связи.

В более позднее время наиболее значительная попытка однознач¬ного причинного объяснения мира (вселенной) была предпринята П.С.Лапласом /1749-1827/, с именем которого часто связывают классическую концепцию ме-ханистического детерминизма .

Уже с эпохи Возрождения генетический метод объяснения был взят на вооружение историками, что произвело подлинный переворот в со¬циальном по-знании. "Кажущийся хаос исторических событий преобразу¬ется в упорядочен-ное целое посредством логики рассуждения, выделя¬тющей причинные цепи" . Яркими примерами использования причинно¬го объяснения являются историче-ские труды Н.Макиавелли /1749-1527/ и теория прогресса человеческого об-щества, выдвинутая французским философом-просветителем М.Ж.А.Н.Кондорсе /1743-1794/ , суть ко¬торой сводится к причинной цепи: развитие скотоводства приводит к появлению излишка продуктов, последний требует использования чужо¬го труда и, таким образом, возникает рабство. - Со-вершенно очевид¬но, что такая концепция не в состоянии адекватно объяснить дейст¬вительный портрет социального мира в силу того, что она страдает значи-тельной узостью и односторонностью, игнорируя многообразие детерминаци-онных зависимостей и замечая лишь чисто внешнее отноше¬ние причины и следствия. По мнению М.Бунге, строго причинные ли¬нии или цепи просто не существуют, но в отдельных отношениях, в ограниченных областях и для ко-ротких интервалов времени они часто дают как удовлетворительно-приблизительную картину, так и соответ¬ствующее объяснение сущности меха-низма становления. Последнее об¬стоятельство в значительной степени обусло-вило появление и широкое распространение различных вариантов (концепций) детерминизма (гео¬графический, демографический, биологический, психологи-ческий, эко¬номический, технологический и т.д.), которые придают тому или ино¬му фактору роль двигателя общественного развития. В современной запад-ной социологии одно из ведущих мест занимают разновидности концепции "технологического детерминизма", представляющие прогресс человечества в качестве результата бурного развития науки и техни¬ки: "теория посткапитали-стического общества" Р.Дарендорфа, "едино¬го индустриального общества" Р.Арона, "Нового индустриального об¬щества" Д.Гэлбрейта, "постиндустриаль-ного общества" Д.Бэлла, "по¬стцивилизации" К.Боулдинга, "Постбуржуазного общества" Д.Лихтхайма, "Технотронного общества" А.Тоффлера, "активного общества" А. Этциони и другие

Между тем, недостаточность подобных упрощённых представлений о де-терминации в ходе научного познания обнаружилась довольно рано. Первые шаги в изучении непричинных видов детерминации были сдела¬ны уже антич-ными стоиками, допускавшими, что вещи, входящие в па¬раллельные причин-ные ряды, могут быть связаны не причинной зависи¬мостью, а отношениями "всеобщей симпатии". Уже в XIX веке одну из первых попыток углубить пони-мание механизма возникновения нового сделал философ-позитивист Д.С.Милль /1806-1873/ , который значи¬тельно расширил понятие "причины". По его мнению, она "есть пол¬ная сумма положительных и отрицательных усло-вий явления, взятых вместе, вся совокупность всякого рода случайностей, на-личность ко¬торых неизбежно влечёт за собой следствие". В противовес механи-с¬тическому материализму, абсолютизирующему роль одного фактора - ("при-чины") в процессе детерминации, Милль высказал мысль о много¬факторном характере детерминации, понимая под "факторами" все мно¬гообразные условия возникновения и существования вещи. Причине же, преимущественно, отводи-лась роль системы, объединяющей все детерминирующие факторы в единое - обуславливающее изменения - начало. Такая "подмена причинности совокуп-ностью условий ... приводит не к углублению познания сущности явлений, а к уравниванию связей" . Определённой попыткой преодолеть односторонность единственно-при¬чинных концепций общественного развития является попу-лярная сейчас на Западе концепция "исторического детерминизма" . Её сто-ронники считают, что на развитие общества воздействуют её обязательно рав-ноправные по своему значению факторы, к каковым относятся: эконо¬мические силы, географическая среда, расы, религия, культура, философия и т.д. Однако, каждый из перечисленных факторов на том или ином отрезке времени и в той или иной ситуации может стать "глав¬ной причиной", объясняющей эволюцию социальной системы. Факторы, выступающие в качестве главных причин изме-нения социальных систем, по мнению Ж.Эллюля, это места, где "сталкиваются и соединяются са¬мые разные силы".

Мысль о том, что возникновение нового является результатом совокупно-го действия многих факторов, по существу, следует рассмат¬ривать как отправ-ной пункт в познании системного характера детер¬минации. Системность её, при первом приближении, раскрывается как многофакторность, поэтому их со-отношение можно отразить с помощью категорий "сущность" и "явление". Анализ социальной формы движе¬ния даёт нам достаточно примеров того, что любое общественное яв¬ление в своём возникновении и существовании обу-словлено множеством факторов, как материального, так и идеального порядков. При этом ведущее место по многообразию детерминантов, несомненно, зани-мает духовная сфера, которая "вырастает, буквально, из всех сторон об¬щественной жизни". Действительно, предпосылки духовной сферы име¬ются всюду: в материальном производстве, в надстройке общества, в механизмах взаимодействия общественных явлений и т.д., что обуслов¬ливает чрезвычайное богатство и разнообразие её состава.

Присущее системное подходу рассмотрение любого предмета в ка¬честве системы, а его окружения в качестве среды, является основа¬нием подразделе-ния детерминирующих факторов данного предмета на внутренние и внешние, в совокупности образующие сложную систему, которую можно охарактеризовать как "полный круг" детерминации этой вещи. Утверждение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»