Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Утверждение о том, что внутрен-ние и внешние детерминанты об¬разуют именно систему, а не какое-либо неор-ганизованное множество, доказывается, во-первых, тем, что действие внешних детерминантов на систему всегда преломляется через её "внутреннюю актив-ность", а действие внутренних факторов всегда корректируется факторами внеш¬ними, и, во-вторых, тем обстоятельством, что с выпадением хотя бы одно-го из главных факторов действие или не происходит вообще, или существенно видоизменяет свой характер.

С точки зрения системного подхода общество представляет собой необы-чайно сложную целостную и саморазвивающуюся систему общест¬венных от-ношений. Основные формы человеческой деятельности: мате¬риальная, соци-альная, политическая и духовная - представляют собой наиболее крупные "бло-ки подсистемы общества", в свою очередь, со¬стоящие из элементов вещного, процессуального, духовного и человеческого порядков . К примеру, анализ политической сферы общества позволяет выделить в её составе такие элементы (или "подсистемы"), как институциональная (организации, учреждения), функ-циональная (функции, политический процесс в системе, политический режим), иде¬ологическая (взгляды), регулятивная (нормы) и коммуникативная (объ¬единяющие связи). Отмеченные элементы образуют структуру всех сфер обще-ственной жизни, но, разумеется, субординация их не является одинаковой, что определяет специфику каждой отдельной сферы. Каж¬дая из сфер, как подсис-тема общества, располагает своим "набором" главных компонентов, отношения между которыми являются системообразующими, второстепенные же элементы выступают в качестве условий функционирования данной целостности. Так, функционирование экономи¬ческой сферы, в структуре которой ключевое по-ложение занимают вещ¬ные элементы (орудия и средства труда) и экономиче-ские процессы, невозможно без элементов духовного порядка, таких как: ду-ховно-иде¬альные основания практической деятельности (цели, мотивы, про-граммы и т.п.), передовые достижения науки и т.д. Функционирование же ду¬ховной сферы в значительной степени зависит от вещных элементов, важней-шими из которых являются материализованные продукты духовно¬го труда: му-зеи, книги, театры и т.д.

Основным элементом любой социальной системы всегда выступает чело-веческая личность, которая не сводится к механической сумме биологического и социального, а представляет собою сложное инте¬гральное образование, цело-стную систему, в которой социальная при¬рода включает в себя в подчинённом виде свою биологическую основу.

Системность, как важнейшая характеристика реальности, обуслов¬ливает всеобщий характер отношений различных предметов друг к дру¬гу, которые следует характеризовать, как единство связи и обособ¬ленности. Поскольку ка-ждый предмет является целостным системным образованием, постольку он от-носительно самостоятелен, отграничен от других объектов. Но, с другой сторо-ны, этот предмет в качестве элемента входит в другую, более обширную систе-му, что обусловлива¬ет его связи с другими такими же элементами и системой в целом. Следовательно, всякий предмет не только определяет себя сам, но и де-терминирован своим окружением. При этом конкретное соотношение внутрен-них и внешних детерминантов определяется степенью целостнос¬ти системы, от которой зависят её возможности к саморегулированию и саморазвитию. Спо-собность объекта самому производить предпосылки своего существования и дальнейшего развития, в определённой степе¬ни не зависеть от внешних усло-вий, в философской литературе опреде¬ляется как "самодетерминация" ("само-движение").

Установить источник самодвижения системы, выявить его механизм, по-могает один из фундаментальных принципов материалистической диа¬лектики - принцип противоречия, в котором "сходятся" и "снимаются" принципы единст-ва и развития, понятие причины получает своё разви¬тие и углубление до поня-тия внутренней причины самодвижения . Каждый предмет в своём существо-вании и развитии определяется сложной системой внешних и внутренних про-тиворечий. К числу первых следует отнести противоречия данного предмета с другими предмета¬ми, особенностью которых является пространственная разде-лённость противоположностей. Для внутренних противоречий, напротив, ха-рак¬терна пространственная совмещенность сторон, вследствие чего было бы правильнее говорить не о "противоположных сторонах противоре¬чия, а о про-тивоположных моментах, тенденциях и т.п.". Различение внутренних и внеш-них противоречий относительно: внешние противоре¬чия между различными предметами выступают в качестве внутренних по отношению к объединяющей эти предметы системе. В случае внешних противоречий источник развития сис-темы находится' вовне, а самодвижение носит внешний, "сообщенный" харак-тер. Противоречия внутри предмета создают предпосылки его имманентного движения, т.е. само¬развития. Следовательно, движение в общем случае пред-стаёт как результирующая двух составляющих ("самодвижения" и "сообщенно-го движения"), каждая из которых обусловлена, соответственно, борьбой внут-ренних противоположностей и воздействиями окружающей среды.

Рассмотрение общественных отношений как диалектического единства социальных связей и социальной обособленности - позволяет по¬нять синте-тический характер изменений социальных явлений, опреде¬ляемый переплете-нием внешних и внутренних взаимодействий, слияние их в единое целое в рамках объекта. Так, каждое конкретное общест¬во, с одной стороны, само про-изводит необходимые условия своего функционирования и развития, а, с дру-гой стороны, не может сущест¬вовать, не взаимодействуя с окружающей его природной средой и со¬циальными системами. Самодвижение общества, как целостной саморазвивающейся системы, выступает в качестве результата взаимодействия таких взаимопрони¬кающих противоположностей, как общест-венное бытие и общественное сознание, производительные силы и производст-венные отношения, ба¬зис и надстройка и т.д. В то же время одни лишь внут-ренние взаимо¬действия не способны обеспечить все необходимые условия нормально¬го существования общества. Ведь, как известно, ни одна система не может функционировать вне контактов с окружающей её средой, обес¬печивающих энергетический и информационный обмен между ними. В си¬лу этих взаимодействий общества и природной среды, составляющих содержание такого социального феномена, как труд, они выступают в качестве важнейшей предпосылки существования общества. Детермини¬рующее воздействие при-родных условий на общественную систему было особенно сильным на ранних этапах человеческой истории. Определён¬ный комплекс природных факторов во многом обусловил переход боль¬шинства народов от присваивающего к произ-водящему типу хозяйства, тогда как отдельные народы земного шара до недав-него времени так и оставались на примитивном уровне социальных связей и хозяйства.

Любая общественная система функционирует, взаимодействуя не только с природой, но и в контакте с другими социальными система¬ми, которые обра-зуют по отношению к ней внешнюю историческую сре¬ду. Каждая конкретная социальная система, будучи частью (элементом) мирового сообщества, детер-минируется этим целым, оказывая на него, в свою очередь, обратное воздейст-вие. Влияние внешней исторической среды на развитие общества выражается, в частности, в действии за¬кона исторической корреляции и при определённых исторических усло¬виях может быть настолько значительным, чтобы компенси-ровать "от¬носительную неразвитость ... господствующего способа производст-ва" . Так, например, упомянутый закон позволяет понять такое явление, как переход древних германцев и славян от первобытнообщинного к феодальному строю, минуя рабовладельческий уклад, в лице древнего Риш полностью утра-тивший всякие исторические перспективы. В силу действия закона историче-ской корреляции общества, вступившие в ту или иную формацию позже дру-гих, значительно отличаются от пред¬шественников по своему элементарному составу, поскольку в новых исторических условиях становится очевидной не-нужность одних и не¬обходимость изменения других, традиционных для данной формации, общественных институтов .

Необходимо отметить также взаимообусловленность внутренних и внешних детерминантов, отношения между которыми образуют своеоб¬разный "замкну-тый круг". К примеру, экономические факторы социаль¬ной системы зависят от природных условий и международных отношений, а экология, в свою очередь, детерминизирована экономическими факто¬рами (вроде того, что применение более совершенных средств произ¬водства позволяет рациональнее использо-вать сырьё и прочие ресур¬сы) и теми же международными условиями (остро стоящие экономичес¬кие проблемы могут быть решены лишь совместными уси-лиями всех стран: что предполагает наличие благоприятного международного климата).

Следует подчеркнуть, что роль различных факторов в системе де¬терминации какого-либо социального явления не является одинаковой: если одни детерминанты определяют его возникновение, функционирова¬ние и раз-витие, то другие лишь влияют на него. Соответственно все детерминирующие факторы социального явления наиболее общим образом можно определить как главные и неглавные (второстепенные). Данная классификация не совпадает с делением факторов на внешние и внут¬ренние, поскольку и внешние факторы (к примеру, природная среда, без которой существование общества невозможно) могут быть главными.

Неодинаковую роль главных и второстепенных факторов в детерми¬нации явления наиболее рельефно можно отразить с помощью катего¬рий "сущность" и "явление". Первая категория отражает внутреннее "необходимое в вещи", а вторая - обнаруживает это "внутреннее в вещи" на поверхности, "через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате её взаимодействия с другими вещами". Соответственно можно выделить два основных уровня де-терминации: "сущностный" и "феноменологический". Первый характеризуется дейст¬вием главных факторов, которые определяют

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»