Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


определяют природу вещи, её сущест¬венные, необходимые стороны; а второй - действием второстепенных факторов, которые, определяя единичные черты вещи, придают ей не¬повторимый и свое-образный вид.

Следует отметить и чрезвычайное богатство и многообразие человече-ской истории, где повторение событий случается исключительно редко. Причи-ной тому является необычайная сложность общественной системы, каждый элемент которой испытывает влияние множества дру¬гих, что делает его пове-дение, в общем и основном подчиняющееся законам системы, в конкретном и в деталях непредсказуемым. Дейст¬вие множества второстепенных детерминан-тов, не определяющих содер¬жание того или иного социального явления, а лишь влияющих на это явление, придаёт детерминации неоднозначный, статистиче-ский харак¬тер.

Своеобразие и неповторимость системы факторов, детерминирующих

социальные отношения в конечном счёте и обусловливает неповторимость и специфичность их "облика". В этой связи формирование то¬го или иного типа абсолютизма в различных странах (англо-француз¬ского, австро-прусского или испанского вариантов) историческая на¬ука рассматривает в качестве результата взаимодействия таких фак¬торов, как общее направление исторического процес-са и социально-экономического развития той или иной страны в рассматривае-мый период; определяемые ими соотношения классовых сил и исход их борь¬бы, социальный облик дворянства, положение королевской власти и направле-ние эволюции государственных учреждений, международные экономические и военно-политические отношения.

Анализ однотипных социальных отношений позволяет понять взаимо¬связь главных и второстепенных детерминантов как единство общего и особен-ного в детерминации каждого типа социальных отношений. Рассматривая в этой связи буржуазные революции в ряде стран, можно прид¬ти к выводу, что разнообразие форм их проявления (локальные осо¬бенности) является результа-том взаимодействия общих причин, а именно противоречий в феодальном спо-собе производства при множест¬ве других факторов как национального, так и интернационального по¬рядков. Так, если в Англии уже в ХУ11 веке произошло отделение производителя от средств производства и капиталистический перево¬рот совершился в наиболее "чистом" виде, то в России буржуазные революции начала XX века из-за слабости и трусости российской бур¬жуазии, проводившей политику компромисса по отношению к помещикам, так и не смогли уничто-жить феодально-крепостнические пережитки - даже Столыпинской реформой. Значительным тормозом на пути разви¬тия частного промышленного предпри-нимательства в колониальных и зависимых странах Азии и Африки до недавне-го времени выступала экспансионистского характера политика империалисти-ческих государств, стремившихся превратить эти страны в свой сырьевой при-даток и по¬тому намеренно консервировавших в них отсталые феодальные от-ноше¬ния.

Итак, детерминирующие факторы как элементы системы детерминации явления наиболее общим образом могут быть подразделены на внутрен¬ние и внешние, главные и второстепенные. Вместе с тем, наличие многообразных де-терминантных зависимостей показывает недостаточ¬ность подобной классифи-кации, нацеливая познание на выявление специфики каждого элемента. Различ-ные виды связей, образуя в совокуп¬ности систему его детерминации, с одной стороны, "не сводимы друг к другу", а с другой, - "не действуют в совершенно чистом виде", взаимодополняя друг друга.

Наиболее удачным вариантом типологии видов детерминации являет¬ся предложенная Я.Ф.Аскиным классификация на основе временных отношений . Преимущество его подхода заключается в том, что он по¬ставил теорию детер-минизма в связь с диалектической концепцией развития. Соответственно таким временным модусам, как прошлое, на¬стоящее и будущее, выделяются три ос-новных типа детерминации: де¬терминация из прошлого, из настоящего и из бу-дущего, которые могут выступать как в материальной, так и в идеальной фор-мах. Детермина¬ция прошлым представлена такими видами, как причинность, условия и связь состояний; детерминация настоящим - видами: функциональ-ная зависимость, корреляция, системная детерминация; детерминация бу¬дущим - видами,: детерминация целью, зачатки будущего в явлении.

Рассматривая временной аспект следует согласиться с А.С.Борщевым, ут-верждающим что детерминационные связи могут быть случайными, разовыми, а могут носить и существенный, устойчивый, повторяющийся характер. По-след¬ние выступают в качестве законов структуры, функционирования и разви-тия явления. В литературе общественные законы подразделяются на три груп-пы: 1) законы, выражающие взаимосвязь материальных сто¬рон общественной структуры; 2) законы, выражающие связь элементов духовной жизни общества; 3) законы, выражающие взаимосвязь матери¬альных идеологических отноше-ний. В зависимости от роли в социаль¬ной системе общественные законы также делятся на социологические и законы отдельных сфер общественной жизни. Относительная особен¬ность социологических законов заключается в том, что они выражают природу общества как целого, выступая в качестве основы взаи-модействия между различными сферами и областями общественной жизни.

Поскольку возникновение, существование и развитие любого явле¬ния осуществляется по определённым законам, то "помологическая де¬терминация" (по мнению В.Н.Панибратова, введшего в научный оборот термин "помологи-ческий детерминизм", он "раскрывает концепцию де¬терминизма, интерпрети-руя последний через категорию закона") выс¬тупает, по существу, в качестве ос-новы системы его детерминантов. Взаимосвязь законов социального явления образует своеобразный "каркас" системы его детерминации, вокруг которого группируются все другие - случайные, преходящие - детерминирующие факто-ры. Та¬ким образом, системный подход в единстве с обобщённым пониманием детерминизма позволяет установить структуру системы факторов, детермини-рующих развитие общества, и классифицировать их на различ¬ные виды.

Наконец, остановимся на характеристике причинности общественно¬го развития, как центральном моменте концепции социального детер¬минизма. Со-циальные причины развития общества расчленяются на ис¬точники и движущие силы этого развития. Их познание позволяет про¬никнуть в сущность общест-венного бытия. К источникам развития сле¬дует отнести внутренние диалекти-ческие противоречия. Это самая глубокая причина. Движущие силы развития - это общие, существенные, необходимые, устойчивые детерминанты развития. Таким образом, к со¬циальным причинам следует отнести объективные условия: общественные отношения - с одной стороны и деятельность личностей с дру-гой. История и социальные отношения людей, конечно, не существуют и не

могут существовать в отрыве от самой личности.

Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Признание социальной детерминации в развитии и жизнедеятельности личности в философии конца ХХ века можно считать свершившимся фактом. Однако дальнейшее углубление в механизм этой детерминации позволяет уви-деть многообразие подходов и позиций, порой взаимоисключающих друг дру-га. Обращаясь к проблеме детерминации личности со стороны общества, оп-равданным на наш взгляд было бы рассматривать эту проблему на личностном уровне, а на уровне личности проблема влияния на неё общества - это проблема личностной свободы. В истории философии эта проблема решалась по разному.

Древний мир (Греция, Рим) знал личную свободу только как противопо-ложность рабству; всякий не находившийся в состоянии рабства признавался свободным, хотя его свобода подвергалась очень многим ограничениям и стес-нениям со стороны государства (государственная власть тогда могла свободно распоряжаться жизнью человека и его имуществом), моральных принципов и общественного сознания людей того времени. Борясь в отдельные периоды за политические свободы, древние вовсе не стремились к свободе личности в со-временном смыс¬ле слова. Даже те мыслители, которые особенно остро чувст-вовали недостатки общественного строя того времени (Платон, Аристотель), в своих построениях более идеального государства ничуть не возвы¬шались над современными им понятиями, допуская для государства вторжение в личную сферу и принижение человека как личности.

Средневековье, когда по сути власть светская подменялась властью ду-ховной, не способствовало развитию личности и её свободы. По мне¬нию Н.А.Бердяева, "недостаточность средневекового сознания прежде всего заклю-чается в том, что не была раскрыта настоящим образом свободная, творческая сила человека и человек в средневековом мире не был отпущен на свободу для свободного творческого дела, для свободного созидания культуры" . Следова-тельно, средневековая идео¬логия и политика, по-своему дисциплинируя чело-века, а вместе с тем и его сознание, поступки, волю, понуждали индивидуума отказываться от формирования себя как личности. Для того, чтобы стать лич-ностью, человеку необходимо было обратиться к собственной сущности: своей воле, сознанию, свободе, об¬рести уверенность в себе, действовать по-новому в различных облас¬тях своей жизнедеятельности. В Западной Европе этот процесс начи¬нается с эпохи Возрождения. "Этот исторический период, - пишет Н, Бер-дяев, " стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, ду-ховной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области человеческой культуры становятся автономными" . Всё это формировало предпосылку для "открытия человека человеком" и для открытия в нём личности.

Таким образом, возникало стремление обозначить особую сферу для лич-ности, куда не могли бы вмешиваться ни государство, ни его дес¬потические ор-ганы, ни общественные коллективы (или массы), которые могут быть в такой же степени деспотичны по отношению к свободе личности, как

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»