╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эрышч ёюўшэхэш  ╓шЎхЁюэр "╥єёъєырэёъшх схёхф√"

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


две обл сти они не могли. Это вып ло только н долю

римлян, и Цицерон объявляет, что именно к т кому синтезу

н до стремиться. Цицерон был истинным п триотом Рим , и

всякого род философские, эстетические, нр вственные и

другие проблемы интересов ли его по преимуществу в связи с

мощью Римского госуд рств , которому он служил всю жизнь и

без которого не мыслил себе ник кой деятельности. Он никогд

не ст вит римлян ниже греков; он утвержд ет, что во многом

первые д же превосходят последних. Сетует он лишь н одно: "

что философия до сих пор был в пренебрежении, т к ничем и

не блеснув в л тинской словесности. " [Tusc. I-III]

Цицерон первый з дум л созд ть в Риме философскую

литер туру, котор я был бы понятн для непосвященных и

сост влял бы приятное чтение для з ним ющихся ею, языком

ясным, точным и изящным, котор я был бы, одним словом,

поучительн и приятн . Он пост вил себе целью созд ть новую,

универс льную, римскую по духу философию. И поэтому

ближ йшей его з д чей было изложить в популярной форме все

н иболее достойные вним ния философские учения греков,

отделить в них истинное от ложного и выделить в них те идеи,

которые могли быть полезны для республики и служить для

улучшения римских нр вов и р звития римского просвещения.

Ит к, "Тускул нские беседы" посвящены пяти вопрос м,

которые по тр диции обсужд лись в школ х философов. По

к ждому из вопросов, обсужд емых в "бесед х", предст влены

мнения известных греческих школ. Для пр ктической философии

Цицерон служили один ково все школы греческой мудрости. В

р зных вопрос х он берет своим руководителем Пл тон , Новую

Ак демию, стоиков, перип тетиков, не обн ружив я впрочем

ник кой любви к эпикурейц м. Сост вляя "Тускул нские

беседы", д и все свои философские сочинения, Цицерон, к к

личность, воспользов лся своим пр вом выбор . Многие из его

современников довольствов лись тем, что выск зыв лись з

одну из существующих систем. В противоположность им Цицерон

нигде не жертвует своим пр вом выбор ; он следует не Зенону,

не Эпикуру, своему здр вому смыслу. Т ким обр зом,

сочинения Цицерон р звив ют философию здр вого смысл . Эт

философия положительн в той обл сти, в которой сомнения

невозможны без р зрушения человеческого обществ - в обл сти

мор ли, которую Цицерон, по примеру стоиков, выводит из

природы. Он отриц тельн по отношению к

сверхъестественному, существов ние которого Цицерон, подобно

Эпикуру, счит ет недопустимым и ненужным. И, н конец, он

скептически относится к мет физике. Выделив, к к

неподлеж щие сомнению, ф кты существов ния божеств и

бессмертия души, Цицерон во всем прочем, следуя Новой

Ак демии, сопост вляет противореч щие друг другу мнения и

р ссуждения школ, воздержив ясь от собственного суждения.

Т ким обр зом, между бесспорно достоверным и бесспорно

ложным обр зуется обширн я средняя полос , по поводу которой

Цицерон ск з л слов 6 которые можно перевести приблизительно

т к: " Эти вещи предст вляются т к или ин че, смотря по

личности тех, кто о них р ссужд ет. " Ит к, воспользов вшись

своим пр вом выбор в полной мере, Цицерон предост вляет

т кое же пр во и своим последов телям. Цицерон к к философ

был ценен именно тем, что, не будучи с м творцом, он здр во

и с мостоятельно судил о творц х. Он з нялся философией не

для созд ния собственной системы, для просл вления первой.

Он хотел позн комить римлян с философией, привить им любовь

к ней, н учить отлич ть истинную мудрость от ложной, убедить

их в том, что они не только способны дел ть открытия не хуже

греков, но и то, что з имствуют от греков, могут улучш ть и

совершенствов ть, и это относится к философии не меньше, чем

ко всему другому. [Tusc. I, 1 ]

Теперь, н конец-то я попробую перейти непосредственно к

содерж нию "Тускул нских бесед". Перв я из них посвящен

смерти. Является ли смерть злом? Если эпикурейцы пр вы и

умерший человек перест ет что бы то ни было чувствов ть, то

он не может быть злом, в некоторых случ ях может быть

д же бл гом. Если же душ бессмертн , зн чит, он

божественн по своей природе и, следов тельно, р сст вшись с

телом, он устремиться к бог м, где ее ожид ет бл женство.

Утвержд ть здесь с полной очевидностью ничего нельзя, но все

же последнее предположение предст вляется с мым вероятным.

Тем более, что еще Пл тон говорил о бессмертии души и о ее

"бл женстве" после смерти. Цицерон здесь не столько пыт ется

р зрешить неподвл стную для человеческого ум проблему жизни

и смерти, сколько убедить себя и других в в том, что смерть

не стр шн , и д же более того: почерп ть презрение к смерти.

И помочь в этом, по Цицерону, должн философия. Для него

гл вное дело философии, ее предн зн чение - это"

возделыв ние души" ( Tusc. II, V ). "Сил философии:

излечив ть души, отсеив ть пустые з боты, изб влять от

стр стей, отгонять стр хи. ( Tusc. II, IV )

А если н зн чение философии в этом, то получ ется, что

один ково в жны и учение философ , и его жизнь к к

ре лиз ция этого учения. Но, снов сетует Цицерон, "много ли

н йдется философов, которые бы т к вели себя, т ковы были бы

нр вом и жизнью, к к того требует р зум? Для которых их

учение - это з кон их жизни, не только зн ния,

выст вляемые н пок з. " ( Tusc. II, IV ). Цицерон осужд ет

философ , который "обуч я н уке жить ( это гл вное в

философии для Цицерон ) живет, з быв я эту н уку. "

Ит к, из первой беседы мы почерп ли " нем лое

презрение к смерти". Нужно еще отметить6 что в ходе

р ссуждений цицерон возд ет хв лу "великим муж м", которые

перед тем, к к уйти из жизни, ст р ются д ть людям з коны,

ост вить след в" дел х н родных".

Во второй беседе обсужд ется вопрос о стр д нии. Можно

ли счит ть боль н ибольшим "злом". Действительно ли

стр д ние есть худшее зло, н которое может быть обречен

человек. Конечно, стр д ний следует избег ть, но человек,

обл д ющей волей, д же если они обрушились н него, может

восторжествов ть н д ними, и тем легче, чем более он

р змышляет о сл ве. Если же стр д ния ст новятся чрезмерны,

то от них всегд изб вит смерть. Последнее положение

полностью прин длежит стоической философии, что, одн ко, не

должно иск зить подлинный х р ктер "Тускул нских бесед": в

этом сочинении Цицерон не пыт ется обоснов ть спр ведливость

своих мыслей ссылк ми н греческие вторитеты, не изл г ет

полностью то или иное учение греческих философов: перед н ми

к к бы спл в тех учений, пережитых и переосмысленных втором

в свете его личного опыт .

В третьей "Тускул не" речь идет о скорби душевной.

Скорбь душевн я пит ется ложными чувств ми. Чтобы

проиллюстриров ть это положение, Цицерон погруж ется в

р ссуждение о сл ве: есть сл в подлинн я, венч ющ я честные

деяния, есть и ложн я, котор я толк ет человек любой

ценой добив ться военного ком ндов ния, одобрения н род .

Ит к, душ стр д ет, и "душевные недуги куд губительнее,

чем телесные. " "Излечить" душу от недугов и призв н

философия, к к" н ук об излечении души".

В четвертой беседе продолж ется обсуждение в более

широком пл не проблемы, пост вленной в третьей. Р зговор о

душевной скорби переходит в р зговор о стр стях вообще, и

Цицерон тр ктует эту проблему в соответствии с учением

стоиков и в первую очередь Хризипп . Он согл ш ется, что

стр сти происходят из ложного суждения о внешних

обстоятельств х. Избеж ть ложных суждений помог ет

философия.

В ходе р ссуждений третьей и четвертой книг Цицерон

з тр гив ет чрезвыч йно в жный вопрос, который

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»