╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
две обл сти они не могли. Это вып ло только н долю
римлян, и Цицерон объявляет, что именно к т кому синтезу
н до стремиться. Цицерон был истинным п триотом Рим , и
всякого род философские, эстетические, нр вственные и
другие проблемы интересов ли его по преимуществу в связи с
мощью Римского госуд рств , которому он служил всю жизнь и
без которого не мыслил себе ник кой деятельности. Он никогд
не ст вит римлян ниже греков; он утвержд ет, что во многом
первые д же превосходят последних. Сетует он лишь н одно: "
что философия до сих пор был в пренебрежении, т к ничем и
не блеснув в л тинской словесности. " [Tusc. I-III]
Цицерон первый з дум л созд ть в Риме философскую
литер туру, котор я был бы понятн для непосвященных и
сост влял бы приятное чтение для з ним ющихся ею, языком
ясным, точным и изящным, котор я был бы, одним словом,
поучительн и приятн . Он пост вил себе целью созд ть новую,
универс льную, римскую по духу философию. И поэтому
ближ йшей его з д чей было изложить в популярной форме все
н иболее достойные вним ния философские учения греков,
отделить в них истинное от ложного и выделить в них те идеи,
которые могли быть полезны для республики и служить для
улучшения римских нр вов и р звития римского просвещения.
Ит к, "Тускул нские беседы" посвящены пяти вопрос м,
которые по тр диции обсужд лись в школ х философов. По
к ждому из вопросов, обсужд емых в "бесед х", предст влены
мнения известных греческих школ. Для пр ктической философии
Цицерон служили один ково все школы греческой мудрости. В
р зных вопрос х он берет своим руководителем Пл тон , Новую
Ак демию, стоиков, перип тетиков, не обн ружив я впрочем
ник кой любви к эпикурейц м. Сост вляя "Тускул нские
беседы", д и все свои философские сочинения, Цицерон, к к
личность, воспользов лся своим пр вом выбор . Многие из его
современников довольствов лись тем, что выск зыв лись з
одну из существующих систем. В противоположность им Цицерон
нигде не жертвует своим пр вом выбор ; он следует не Зенону,
не Эпикуру, своему здр вому смыслу. Т ким обр зом,
сочинения Цицерон р звив ют философию здр вого смысл . Эт
философия положительн в той обл сти, в которой сомнения
невозможны без р зрушения человеческого обществ - в обл сти
мор ли, которую Цицерон, по примеру стоиков, выводит из
природы. Он отриц тельн по отношению к
сверхъестественному, существов ние которого Цицерон, подобно
Эпикуру, счит ет недопустимым и ненужным. И, н конец, он
скептически относится к мет физике. Выделив, к к
неподлеж щие сомнению, ф кты существов ния божеств и
бессмертия души, Цицерон во всем прочем, следуя Новой
Ак демии, сопост вляет противореч щие друг другу мнения и
р ссуждения школ, воздержив ясь от собственного суждения.
Т ким обр зом, между бесспорно достоверным и бесспорно
ложным обр зуется обширн я средняя полос , по поводу которой
Цицерон ск з л слов 6 которые можно перевести приблизительно
т к: " Эти вещи предст вляются т к или ин че, смотря по
личности тех, кто о них р ссужд ет. " Ит к, воспользов вшись
своим пр вом выбор в полной мере, Цицерон предост вляет
т кое же пр во и своим последов телям. Цицерон к к философ
был ценен именно тем, что, не будучи с м творцом, он здр во
и с мостоятельно судил о творц х. Он з нялся философией не
для созд ния собственной системы, для просл вления первой.
Он хотел позн комить римлян с философией, привить им любовь
к ней, н учить отлич ть истинную мудрость от ложной, убедить
их в том, что они не только способны дел ть открытия не хуже
греков, но и то, что з имствуют от греков, могут улучш ть и
совершенствов ть, и это относится к философии не меньше, чем
ко всему другому. [Tusc. I, 1 ]
Теперь, н конец-то я попробую перейти непосредственно к
содерж нию "Тускул нских бесед". Перв я из них посвящен
смерти. Является ли смерть злом? Если эпикурейцы пр вы и
умерший человек перест ет что бы то ни было чувствов ть, то
он не может быть злом, в некоторых случ ях может быть
д же бл гом. Если же душ бессмертн , зн чит, он
божественн по своей природе и, следов тельно, р сст вшись с
телом, он устремиться к бог м, где ее ожид ет бл женство.
Утвержд ть здесь с полной очевидностью ничего нельзя, но все
же последнее предположение предст вляется с мым вероятным.
Тем более, что еще Пл тон говорил о бессмертии души и о ее
"бл женстве" после смерти. Цицерон здесь не столько пыт ется
р зрешить неподвл стную для человеческого ум проблему жизни
и смерти, сколько убедить себя и других в в том, что смерть
не стр шн , и д же более того: почерп ть презрение к смерти.
И помочь в этом, по Цицерону, должн философия. Для него
гл вное дело философии, ее предн зн чение - это"
возделыв ние души" ( Tusc. II, V ). "Сил философии:
излечив ть души, отсеив ть пустые з боты, изб влять от
стр стей, отгонять стр хи. ( Tusc. II, IV )
А если н зн чение философии в этом, то получ ется, что
один ково в жны и учение философ , и его жизнь к к
ре лиз ция этого учения. Но, снов сетует Цицерон, "много ли
н йдется философов, которые бы т к вели себя, т ковы были бы
нр вом и жизнью, к к того требует р зум? Для которых их
учение - это з кон их жизни, не только зн ния,
выст вляемые н пок з. " ( Tusc. II, IV ). Цицерон осужд ет
философ , который "обуч я н уке жить ( это гл вное в
философии для Цицерон ) живет, з быв я эту н уку. "
Ит к, из первой беседы мы почерп ли " нем лое
презрение к смерти". Нужно еще отметить6 что в ходе
р ссуждений цицерон возд ет хв лу "великим муж м", которые
перед тем, к к уйти из жизни, ст р ются д ть людям з коны,
ост вить след в" дел х н родных".
Во второй беседе обсужд ется вопрос о стр д нии. Можно
ли счит ть боль н ибольшим "злом". Действительно ли
стр д ние есть худшее зло, н которое может быть обречен
человек. Конечно, стр д ний следует избег ть, но человек,
обл д ющей волей, д же если они обрушились н него, может
восторжествов ть н д ними, и тем легче, чем более он
р змышляет о сл ве. Если же стр д ния ст новятся чрезмерны,
то от них всегд изб вит смерть. Последнее положение
полностью прин длежит стоической философии, что, одн ко, не
должно иск зить подлинный х р ктер "Тускул нских бесед": в
этом сочинении Цицерон не пыт ется обоснов ть спр ведливость
своих мыслей ссылк ми н греческие вторитеты, не изл г ет
полностью то или иное учение греческих философов: перед н ми
к к бы спл в тех учений, пережитых и переосмысленных втором
в свете его личного опыт .
В третьей "Тускул не" речь идет о скорби душевной.
Скорбь душевн я пит ется ложными чувств ми. Чтобы
проиллюстриров ть это положение, Цицерон погруж ется в
р ссуждение о сл ве: есть сл в подлинн я, венч ющ я честные
деяния, есть и ложн я, котор я толк ет человек любой
ценой добив ться военного ком ндов ния, одобрения н род .
Ит к, душ стр д ет, и "душевные недуги куд губительнее,
чем телесные. " "Излечить" душу от недугов и призв н
философия, к к" н ук об излечении души".
В четвертой беседе продолж ется обсуждение в более
широком пл не проблемы, пост вленной в третьей. Р зговор о
душевной скорби переходит в р зговор о стр стях вообще, и
Цицерон тр ктует эту проблему в соответствии с учением
стоиков и в первую очередь Хризипп . Он согл ш ется, что
стр сти происходят из ложного суждения о внешних
обстоятельств х. Избеж ть ложных суждений помог ет
философия.
В ходе р ссуждений третьей и четвертой книг Цицерон
з тр гив ет чрезвыч йно в жный вопрос, который
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|