╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
Ан лиз сочинения Цицерон "Тускул нские Беседы"
Античный мир сохр нился в п мяти Европы в двух р зных
облик х. Один сложился в эпоху Ренесс нс , б рокко и
Просвещения, другой - н протяжении последнего столетия. В
первом облике нтичность предст ет к к "мир добродетели и
энергии", к к "эстетическ я школ нр вственности". Второй
облик порожден стремлением пробиться сквозь толщу
сентимент льной восторженности к суровой, неприкрытой
ре льности. Рим предст ет в нем обществом з воев телей, лишь
немногим отлич вшихся в лучшую сторону от воинств Чингиз-
х н .
Времен и люди, восприним вшие греков и римлян в первом
облике, исходили прежде всего из их с мосозн ния - из их
искусств , поэзии и, конечно же, из сочинений древних
историков. Рим был ц рством добродетели и героического
п триотизм , потому что он восст в л т ким из первой книги
Ливия, сочинений В лерия М ксим и биогр фий Плут рх , и
ост в лся примером з конности и пр в , и с моотверженной
борьбы с тир нией, поскольку об этом свидетельствов л Т цит.
Никто не сомнев лся, что мысли и чувств , которые вызыв л у
них древний мир, были единственной декв тной
х р ктеристикой этого мир .
Н против, второй облик нтичности, скл дыв вшийся н
протяжении XIX век и з вершившийся в XX-ом, строился н
критике источников, н конкретном н лизе, н неуклонном
прогрессе н учного зн ния. Он был н пр влен н р зрушение
первого облик и созн тельно предст влял н м нтичный мир
к к стоявший н относительно р нней, потому примитивной
ст дии р звития. Одн ко н учн я критик действов л н
первый обр з нтичности чисто деструктивно и ник кого
другого обр з в противоположность ему не созд л . Поэтому
обр тимся к первому восприятию нтичности, которое зиждилось
н том, что предст в л к к совокупность живых, эмоцион льно
н сыщенных обр зов. Одним из т ких ярких и н сыщенных
обр зов был М рк Туллий Цицерон. Он прежде всего известен
к к ор тор - его имя ст ло н риц тельным, менее известен к к
политический деятель. Он вошел в историю мировой культуры
к к предст витель ор торского искусств и римской
литер туры, к к блестящий стилист. К к политический деятель
он имеет отношение к той эпохе и к тем событиям, которые
интересуют прежде всего историков и политологов. Одн ко есть
еще одн сторон деятельности Цицерон - философск я. Это
н именее известный и н именее почит емый спект его
деятельности. Тр диционно сложилось т к, что никто не спорит
о достоинств х Цицерон к к ор тор и ритор . Но постоянно
ведутся споры вокруг Цицерон -философ . Обычно он не
призн ется крупным и с мостоятельным мыслителем, ск з вшим в
этой обл сти новое слово. Но, следует подчеркнуть, что в
д вно сложившемся и общепринятом мнении о Цицероне к к
м лос мостоятельном мыслителе, к к об эклектике (в
отриц тельном смысле этого слов ) в зн чительной мере
винов т с м Цицерон. Кроме того, подобное отношение
существов ло не всегд : в эпоху утверждения христи нств ,
христи нской литер туры философские труды Цицерон ценились
чрезвыч йно высоко. В те эпохи, которые д ли н м обр з
великой нтичности, Цицерон, к к один из с мых ярких
предст вителей оной, выступ л не только к к зн менитый
ор тор, но и к к гр ндиозный мыслитель. Низкие же оценки
Цицерону и к к политическому деятелю и к к философу
х р ктерны именно для прошлого столетия, которое, к к
упомин лось выше, не очень то ж лов ло нтичность.
Я же в своей р боте не собир юсь отст ив ть ту или иную
точку зрения. Проведено множество исследов ний, д ющих н м
полное предст вление о всех сторон х деятельности Цицерон ;
док зыв ющих его выд ющуюся роль к к философ и отриц ющих
оную. Моя з д ч , к к мне предст вляется, более скромн :
пок з ть н основе одного из сочинений Цицерон его
собственное отношение к философии. Выбор произведения для
осуществления пост вленной цели к жется н иболее уд чным.
Это одно из с мых его влиятельных сочинений: "Тускул нские
беседы".
Но прежде чем перейти непосредственно к н лизу
тр кт т , посмотрим, что предшествов ло его н пис нию.
Ит к, в 46 году Цицерон уд лился от дел и живя то у
себя н вилле, то у друг своего Аттик , принялся з з нятия
философией. Он пост вил себе з д чей популяризов ть
греческую философию среди соотечественников и взялся з это
дело серьезно, к к это видно из систем тичности, с которой
он его вел. Хотя, чит я, н пример, Плут рх может сложиться
впеч тление, что взялся он з это дело с отч яния; и
пребыв я в глубокой депрессии обр тился к философии.
Впеч тление это отч сти верно, к к подтвержд ет с м Цицерон:
" Побудил меня т кже обр титься к этим з нятиям душевн я
скорбь, вследствие великого и тяжкого уд р судьбы. Если бы
я мог н йти большее утешение от к кого-нибудь з нятия, я
предпочел бы прибегнуть к нему ( не к философии). А тем
средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользов ться
лучше, чем отд вшись не только чтению книг, но и изучению
всей философии. "["О природе богов"] Отныне утешительн я
функция философии прочно входит в философскую тр дицию и
з ним ет в ней все большее место. И нет ничего плохого, что
лишь в печ ли человек обр щ ется к философии; от этого он
не теряет свою ценность, н против, приобрет ет большую.
Ведь говорил же Л. Шестов, что "философия н чин ется с
отч яния".
Но т к или ин че, з дост точно небольшой срок (около
33-х месяцев) Цицерон созд л большую ч сть своих философских
сочинений. Для изучения обозн ченного мною тр кт т , н до
отметить сочинения, относящиеся к д нному периоду. Это
сочинения суть следующие: "Гортензий", "Ак демик ", " О
предел х добр и Зл ", "О природе богов".
Прежде всего Цицерон счел долгом н пис ть сочинение в
з щиту философии, против предубеждений, которые существов ли
у римлян. В сочинении "Гортензий" не дошедшем до н с,
Цицерон з щищ ет свое н мерение з ним ться философскими
исследов ниями. Конечно, в н ше время к жется стр нным, что
подобное н мерение требует з щиты, но у римлян могло
счит ться предосудительным, что Цицерон, человек
госуд рственный, ок з вший в жную услугу госуд рству
под влением з говор К тилины, ост вляет госуд рственную
деятельность и приним ется з философские р ссуждения.
К этому сочинению примык ет ~Ак демик ~. С н ч л он
состоял из двух книг, потом Цицерон перер бот л ее в четыре
книги и во второй ред кции посвятил М рку Теренцию В ррону.
В тр кт те изл г ются философские учения н чин я с Сокр т ;
он дошел до н с не вполне. З д ч этого сочинения общ я:
здесь ст вится вопрос о возможностях и условиях
человеческого позн ния. В нем Цицерон изложил н ч л
философской школы, к которой с м имел н ибольшую склонность-
к демической.
Эти дв произведения-род предисловия к философским
произведениям Цицерон . Несколько н помин ет ~Гортензия~
введение к тр кт ту ~О предел х добр и зл ~. Тут Цицерон
тоже з щищ ет философию, но гл вным обр зом-переложение
греческой философии н л тинский язык. ~О предел х добр и
зл ~ посвящено вопросу, от которого з висит все учение о
нр вственности. Это учение о высшем бл ге. Здесь Цицерон
изложил взгляды н этот вопрос н иболее процвет вших в его
время философских школ.
З тр кт том ~О предел х добр и зл ~ следует ряд
сочинений, в которых вопросы нр вственной философии сводятся
н пр ктическую почву с целью удовлетворить современным
потребностям обществ , нужд вшегося в нр вственной
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|