╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эрышч ёюўшэхэш  ╓шЎхЁюэр "╥єёъєырэёъшх ┴хёхф√"

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Ан лиз сочинения Цицерон "Тускул нские Беседы"

Античный мир сохр нился в п мяти Европы в двух р зных

облик х. Один сложился в эпоху Ренесс нс , б рокко и

Просвещения, другой - н протяжении последнего столетия. В

первом облике нтичность предст ет к к "мир добродетели и

энергии", к к "эстетическ я школ нр вственности". Второй

облик порожден стремлением пробиться сквозь толщу

сентимент льной восторженности к суровой, неприкрытой

ре льности. Рим предст ет в нем обществом з воев телей, лишь

немногим отлич вшихся в лучшую сторону от воинств Чингиз-

х н .

Времен и люди, восприним вшие греков и римлян в первом

облике, исходили прежде всего из их с мосозн ния - из их

искусств , поэзии и, конечно же, из сочинений древних

историков. Рим был ц рством добродетели и героического

п триотизм , потому что он восст в л т ким из первой книги

Ливия, сочинений В лерия М ксим и биогр фий Плут рх , и

ост в лся примером з конности и пр в , и с моотверженной

борьбы с тир нией, поскольку об этом свидетельствов л Т цит.

Никто не сомнев лся, что мысли и чувств , которые вызыв л у

них древний мир, были единственной декв тной

х р ктеристикой этого мир .

Н против, второй облик нтичности, скл дыв вшийся н

протяжении XIX век и з вершившийся в XX-ом, строился н

критике источников, н конкретном н лизе, н неуклонном

прогрессе н учного зн ния. Он был н пр влен н р зрушение

первого облик и созн тельно предст влял н м нтичный мир

к к стоявший н относительно р нней, потому примитивной

ст дии р звития. Одн ко н учн я критик действов л н

первый обр з нтичности чисто деструктивно и ник кого

другого обр з в противоположность ему не созд л . Поэтому

обр тимся к первому восприятию нтичности, которое зиждилось

н том, что предст в л к к совокупность живых, эмоцион льно

н сыщенных обр зов. Одним из т ких ярких и н сыщенных

обр зов был М рк Туллий Цицерон. Он прежде всего известен

к к ор тор - его имя ст ло н риц тельным, менее известен к к

политический деятель. Он вошел в историю мировой культуры

к к предст витель ор торского искусств и римской

литер туры, к к блестящий стилист. К к политический деятель

он имеет отношение к той эпохе и к тем событиям, которые

интересуют прежде всего историков и политологов. Одн ко есть

еще одн сторон деятельности Цицерон - философск я. Это

н именее известный и н именее почит емый спект его

деятельности. Тр диционно сложилось т к, что никто не спорит

о достоинств х Цицерон к к ор тор и ритор . Но постоянно

ведутся споры вокруг Цицерон -философ . Обычно он не

призн ется крупным и с мостоятельным мыслителем, ск з вшим в

этой обл сти новое слово. Но, следует подчеркнуть, что в

д вно сложившемся и общепринятом мнении о Цицероне к к

м лос мостоятельном мыслителе, к к об эклектике (в

отриц тельном смысле этого слов ) в зн чительной мере

винов т с м Цицерон. Кроме того, подобное отношение

существов ло не всегд : в эпоху утверждения христи нств ,

христи нской литер туры философские труды Цицерон ценились

чрезвыч йно высоко. В те эпохи, которые д ли н м обр з

великой нтичности, Цицерон, к к один из с мых ярких

предст вителей оной, выступ л не только к к зн менитый

ор тор, но и к к гр ндиозный мыслитель. Низкие же оценки

Цицерону и к к политическому деятелю и к к философу

х р ктерны именно для прошлого столетия, которое, к к

упомин лось выше, не очень то ж лов ло нтичность.

Я же в своей р боте не собир юсь отст ив ть ту или иную

точку зрения. Проведено множество исследов ний, д ющих н м

полное предст вление о всех сторон х деятельности Цицерон ;

док зыв ющих его выд ющуюся роль к к философ и отриц ющих

оную. Моя з д ч , к к мне предст вляется, более скромн :

пок з ть н основе одного из сочинений Цицерон его

собственное отношение к философии. Выбор произведения для

осуществления пост вленной цели к жется н иболее уд чным.

Это одно из с мых его влиятельных сочинений: "Тускул нские

беседы".

Но прежде чем перейти непосредственно к н лизу

тр кт т , посмотрим, что предшествов ло его н пис нию.

Ит к, в 46 году Цицерон уд лился от дел и живя то у

себя н вилле, то у друг своего Аттик , принялся з з нятия

философией. Он пост вил себе з д чей популяризов ть

греческую философию среди соотечественников и взялся з это

дело серьезно, к к это видно из систем тичности, с которой

он его вел. Хотя, чит я, н пример, Плут рх может сложиться

впеч тление, что взялся он з это дело с отч яния; и

пребыв я в глубокой депрессии обр тился к философии.

Впеч тление это отч сти верно, к к подтвержд ет с м Цицерон:

" Побудил меня т кже обр титься к этим з нятиям душевн я

скорбь, вследствие великого и тяжкого уд р судьбы. Если бы

я мог н йти большее утешение от к кого-нибудь з нятия, я

предпочел бы прибегнуть к нему ( не к философии). А тем

средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользов ться

лучше, чем отд вшись не только чтению книг, но и изучению

всей философии. "["О природе богов"] Отныне утешительн я

функция философии прочно входит в философскую тр дицию и

з ним ет в ней все большее место. И нет ничего плохого, что

лишь в печ ли человек обр щ ется к философии; от этого он

не теряет свою ценность, н против, приобрет ет большую.

Ведь говорил же Л. Шестов, что "философия н чин ется с

отч яния".

Но т к или ин че, з дост точно небольшой срок (около

33-х месяцев) Цицерон созд л большую ч сть своих философских

сочинений. Для изучения обозн ченного мною тр кт т , н до

отметить сочинения, относящиеся к д нному периоду. Это

сочинения суть следующие: "Гортензий", "Ак демик ", " О

предел х добр и Зл ", "О природе богов".

Прежде всего Цицерон счел долгом н пис ть сочинение в

з щиту философии, против предубеждений, которые существов ли

у римлян. В сочинении "Гортензий" не дошедшем до н с,

Цицерон з щищ ет свое н мерение з ним ться философскими

исследов ниями. Конечно, в н ше время к жется стр нным, что

подобное н мерение требует з щиты, но у римлян могло

счит ться предосудительным, что Цицерон, человек

госуд рственный, ок з вший в жную услугу госуд рству

под влением з говор К тилины, ост вляет госуд рственную

деятельность и приним ется з философские р ссуждения.

К этому сочинению примык ет ~Ак демик ~. С н ч л он

состоял из двух книг, потом Цицерон перер бот л ее в четыре

книги и во второй ред кции посвятил М рку Теренцию В ррону.

В тр кт те изл г ются философские учения н чин я с Сокр т ;

он дошел до н с не вполне. З д ч этого сочинения общ я:

здесь ст вится вопрос о возможностях и условиях

человеческого позн ния. В нем Цицерон изложил н ч л

философской школы, к которой с м имел н ибольшую склонность-

к демической.

Эти дв произведения-род предисловия к философским

произведениям Цицерон . Несколько н помин ет ~Гортензия~

введение к тр кт ту ~О предел х добр и зл ~. Тут Цицерон

тоже з щищ ет философию, но гл вным обр зом-переложение

греческой философии н л тинский язык. ~О предел х добр и

зл ~ посвящено вопросу, от которого з висит все учение о

нр вственности. Это учение о высшем бл ге. Здесь Цицерон

изложил взгляды н этот вопрос н иболее процвет вших в его

время философских школ.

З тр кт том ~О предел х добр и зл ~ следует ряд

сочинений, в которых вопросы нр вственной философии сводятся

н пр ктическую почву с целью удовлетворить современным

потребностям обществ , нужд вшегося в нр вственной

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»