╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
вственной опоре
среди госуд рственных смут и переворотов. ~Тускул нские
беседы~ по времени изд ния (в первой половине 44 год ) и по
содерж нию примык ет к тр кт ту "О предел х добр и зл ". В
них р ссм трив ется вопрос возможно ли в р зличных тяжелых
положениях и обстоятельств х жизни сохр нить душевное
спокойствие и свободу от стр х , боли, огорчения и других
душевных р сстройств, которые более всего возмущ ют
человеческое сч стье. Цицерон был убежден, что философия
вполне может огр дить человек от всего этого и исполнение
этой цели счит л ее гл вной з д чей.
Тр кт т состоит из пяти книг:
I. О презрении к смерти.
II. О перенесении боли.
III. Об утешении в горе.
IV. О стр стях.
V. О с модовлеющей добродетели.
Его литер турн я форм отличн от предыдущих
произведений. Тр кт т построен по обр зцу докл дов или
лекций перед слуш телями. "Лектор" отвеч ет н вопросы,
пост вленные этими слуш телями или д же им с мим, ч сто
опроверг я выдвинутые для обсуждения основные тезисы.
Слуш тель ст вит тезис, "учитель опроверг ет его и изл г ет
свое мнение, причем слуш тель лишь иногд вст вит з меч ние,
чтобы вызв ть или р столков ние неясного, или р ссмотрение
нез тронутой стороны вопрос . Подобн я форм диспутов
использов л сь уже и К рне дом и Филоном. (С м Цицерон
именует эту форму греческим термином "школ " ).
Основн я проблем "Тускул нских бесед" - проблем
"эвдемонии", т. е. сч стливой жизни и способов ее
достижения. В первой книге р ссм трив ется вопрос, есть ли
смерть несч стие для людей; во второй - дел ет ли человек
несч стным физическ я боль; в третьей - к к можно огр дить
себя от печ ли; в четвертой - от иных душевных р сстройств
и, н конец, в пятой- дост точн ли для сч стия добродетель.
Из этих вопросов особенно был близок Цицерону вопрос,
обсужд емый в первой книге, должно ли счит ть смерть
н ибольшим злом, потому что он з ним лся им в сочинении н
смерть своей дочери Туллии и пользов лся отч сти теми же
источник ми, т к что многое ост в лось только несколько
дополнить. Т к же и пят я книг предст вляет собой более
простр нное и популярное изложение того, о чем Цицерон
говорил в предыдущем тр кт те "О предел х добр и зл "; и
вообще вопрос - дост точно ли одной добродетели для сч стия
- был им особенно р зр бот н вследствие риторических
упр жнений и предшествующих философских з нятий.
Ит к, после того, к к я в общем обрисов л к ртину
строения тр кт т "Тускул нские беседы", попробую
ост новиться поподробнее н к ждой из книг сочинения,
особенно н тех мест х, где Цицерон выр ж ет свое мнение о
том, что есть философия и з чем он нужн . Следует
подчеркнуть, что к жд я "бесед " предв ряется вступлением,
где в полной мере в полной мере обн ружив ется отношение
Цицерон к философии.
Но перед этим следует выяснить, к кую же з д чу ст вил
перед собой Цицерон вообще з нявшись философией. Дело в том,
что з д ч эт дост точно четко был сформулиров н им
с мим. В н ч ле тр кт т "О предел х добр и зл " он пишет:
"Я счит ю своей обяз нностью, поскольку это в моих сил х,
р бот ть в том н пр влении чтобы бл год ря моим ст р ниям,
усердным труд м все мои согр жд не р сширили свое
обр зов ние. " Цицерон взял н себя з д чу осветить мыслью
в жнейшие вопросы политической и нр вственной жизни и
ук з ть римскому обществу н сп сительный источник
умственной деятельности, кроющийся в сочинениях греческих
философов. Сокровищниц греческой философии был еще почти
не поч т для соотечественников Цицерон . Он решил сдел ть
ее доступной им. Его целью было - достигнуть того, чтобы
римляне могли н своем родном языке зн комиться с
философскими идеями эллинов и иск ть в них того утешения,
которое н ходил в них он с м. Цицерон в принципе не
претендов л н с мостоятельную философскую систему; он
преследов л целью изложения греческой философии н л тинском
языке и соответствующей этому римской интерпрет ции. Об этом
он и говорит в н ч ле "Тускул нских бесед": "А т к к к смысл
и учение всех н ук, которые ук зыв ют человеку верный путь в
жизни, содерж тся в овл дении тою мудростью, котор я у
греков н зыв ется философией, то ее-то я почел нужным
изложить н л тинском языке. "
В связи с этим следует сдел ть некоторое отступление об
отношении римлян к философии. Ибо именно об этом говорит
Цицерон в н ч ле первой "беседы" [ Tusc. I (1) - (8) ].
Первое определенное известие о з нятии римлян
греческой философией д ют н м сен тские определения, по
которым в 173 году эпикурейские философы, в 161 году
риторы и философы были высл ны из Рим . Не смотря н это,
интерес к греческому искусству и обр зов нию вообще, к
философии в особенности р спростр нялся все больше и больше,
и когд финяне в 155 году посл ли в Рим в к честве послов
К рне д , Критол я и Диоген , римское юношество с т ким
воодушевлением стремилось н их лекции, что н цион льн я
п ртия, боясь з сохр нение древнеримских нр вов, под л
совет к к можно скорее высл ть этих философов из Рим . Но
интерес к философии был еще гор здо больше возбужден
примером Сципион Мл дшего и кружк его друзей, чем лекциями
этих трех философов. Стоик П нетий жил в доме Сципион и был
его спутником в путешествиях. В своих сочинениях он
з ним лся исключительно теми вопрос ми, которые особенно
интересов ли римлян - нр вственной философией, политикой. Он
смягчил строгость стоической мор ли, избег л чисто
теоретических исследов ний и внес в свои сочинения многое из
Пл тон и Ксенофонт . Учение эпикурейцев получило т кое же
широкое р спростр нение, к к и учение стоиков. Кроме
зн менитого тр кт т Лукреция "О природе вещей", изл г ющего
эпикурейскую философию в поэтической форме, в то же время
многие пис ли об учении Эпикур и з ним лись исследов ниями
природы, преследуя целью изб вить чит телей от суеверий и
уж с перед смертью. Эти сочинения по всей вероятности
переводы с греческого. Они не сохр нились до н ших дней, и
хотя Цицерон судит о них, быть может, слишком строго, все-
т ки из его слов видно, что изложение в них сухо и не
привлек тельно для получивших ор торское обр зов ние того
времени, исследов ния их поверхностны. З тем ст ло
известно учение перип тетиков и к демиков, последнее через
Филон , который во время войны с Митри дом (88 год) уд лился
в Рим. К учению к демиков примкнули особенно те, которые
путем р ссуждений pro и contra стремились улучшить свое
риторическое обр зов ние.
Но, все-т ки, несмотря н широкое р спростр нение
греческого обр зов ния, у римлян было некоторое
предубеждение против него. Они были горды своей собственной
житейской философией, если можно т к н зв ть их нр вственно-
политические пр вил . Но к к бы то ни было существов л
известный римский дух, был особ я римск я политик , римский
гр жд нин предст влял особый нр вственный тип. Этим римляне
долго гордились и смотрели чуть свысок н все, что этому
типу было чуждо. Н первых пор х они д же вр ждебно
относились к греческой н уке, к к к элементу, который может
способствов ть р зложению д нного тип . Большинство римлян
продолж ло ко времени Цицерон с недоверием относиться к
греческой философии, и вот эти то предр ссудки он пост р лся
р збить. О стремился обр тить н пользу римлян достижения
греческой мысли. Цицерон пол г л, что греки были либо
хорошими философ ми, либо хорошими ор тор ми, но совместить
эти две
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|