╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эрышч ёюўшэхэш  ╓шЎхЁюэр "╥єёъєырэёъшх ┴хёхф√"

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


вственной опоре

среди госуд рственных смут и переворотов. ~Тускул нские

беседы~ по времени изд ния (в первой половине 44 год ) и по

содерж нию примык ет к тр кт ту "О предел х добр и зл ". В

них р ссм трив ется вопрос возможно ли в р зличных тяжелых

положениях и обстоятельств х жизни сохр нить душевное

спокойствие и свободу от стр х , боли, огорчения и других

душевных р сстройств, которые более всего возмущ ют

человеческое сч стье. Цицерон был убежден, что философия

вполне может огр дить человек от всего этого и исполнение

этой цели счит л ее гл вной з д чей.

Тр кт т состоит из пяти книг:

I. О презрении к смерти.

II. О перенесении боли.

III. Об утешении в горе.

IV. О стр стях.

V. О с модовлеющей добродетели.

Его литер турн я форм отличн от предыдущих

произведений. Тр кт т построен по обр зцу докл дов или

лекций перед слуш телями. "Лектор" отвеч ет н вопросы,

пост вленные этими слуш телями или д же им с мим, ч сто

опроверг я выдвинутые для обсуждения основные тезисы.

Слуш тель ст вит тезис, "учитель опроверг ет его и изл г ет

свое мнение, причем слуш тель лишь иногд вст вит з меч ние,

чтобы вызв ть или р столков ние неясного, или р ссмотрение

нез тронутой стороны вопрос . Подобн я форм диспутов

использов л сь уже и К рне дом и Филоном. (С м Цицерон

именует эту форму греческим термином "школ " ).

Основн я проблем "Тускул нских бесед" - проблем

"эвдемонии", т. е. сч стливой жизни и способов ее

достижения. В первой книге р ссм трив ется вопрос, есть ли

смерть несч стие для людей; во второй - дел ет ли человек

несч стным физическ я боль; в третьей - к к можно огр дить

себя от печ ли; в четвертой - от иных душевных р сстройств

и, н конец, в пятой- дост точн ли для сч стия добродетель.

Из этих вопросов особенно был близок Цицерону вопрос,

обсужд емый в первой книге, должно ли счит ть смерть

н ибольшим злом, потому что он з ним лся им в сочинении н

смерть своей дочери Туллии и пользов лся отч сти теми же

источник ми, т к что многое ост в лось только несколько

дополнить. Т к же и пят я книг предст вляет собой более

простр нное и популярное изложение того, о чем Цицерон

говорил в предыдущем тр кт те "О предел х добр и зл "; и

вообще вопрос - дост точно ли одной добродетели для сч стия

- был им особенно р зр бот н вследствие риторических

упр жнений и предшествующих философских з нятий.

Ит к, после того, к к я в общем обрисов л к ртину

строения тр кт т "Тускул нские беседы", попробую

ост новиться поподробнее н к ждой из книг сочинения,

особенно н тех мест х, где Цицерон выр ж ет свое мнение о

том, что есть философия и з чем он нужн . Следует

подчеркнуть, что к жд я "бесед " предв ряется вступлением,

где в полной мере в полной мере обн ружив ется отношение

Цицерон к философии.

Но перед этим следует выяснить, к кую же з д чу ст вил

перед собой Цицерон вообще з нявшись философией. Дело в том,

что з д ч эт дост точно четко был сформулиров н им

с мим. В н ч ле тр кт т "О предел х добр и зл " он пишет:

"Я счит ю своей обяз нностью, поскольку это в моих сил х,

р бот ть в том н пр влении чтобы бл год ря моим ст р ниям,

усердным труд м все мои согр жд не р сширили свое

обр зов ние. " Цицерон взял н себя з д чу осветить мыслью

в жнейшие вопросы политической и нр вственной жизни и

ук з ть римскому обществу н сп сительный источник

умственной деятельности, кроющийся в сочинениях греческих

философов. Сокровищниц греческой философии был еще почти

не поч т для соотечественников Цицерон . Он решил сдел ть

ее доступной им. Его целью было - достигнуть того, чтобы

римляне могли н своем родном языке зн комиться с

философскими идеями эллинов и иск ть в них того утешения,

которое н ходил в них он с м. Цицерон в принципе не

претендов л н с мостоятельную философскую систему; он

преследов л целью изложения греческой философии н л тинском

языке и соответствующей этому римской интерпрет ции. Об этом

он и говорит в н ч ле "Тускул нских бесед": "А т к к к смысл

и учение всех н ук, которые ук зыв ют человеку верный путь в

жизни, содерж тся в овл дении тою мудростью, котор я у

греков н зыв ется философией, то ее-то я почел нужным

изложить н л тинском языке. "

В связи с этим следует сдел ть некоторое отступление об

отношении римлян к философии. Ибо именно об этом говорит

Цицерон в н ч ле первой "беседы" [ Tusc. I (1) - (8) ].

Первое определенное известие о з нятии римлян

греческой философией д ют н м сен тские определения, по

которым в 173 году эпикурейские философы, в 161 году

риторы и философы были высл ны из Рим . Не смотря н это,

интерес к греческому искусству и обр зов нию вообще, к

философии в особенности р спростр нялся все больше и больше,

и когд финяне в 155 году посл ли в Рим в к честве послов

К рне д , Критол я и Диоген , римское юношество с т ким

воодушевлением стремилось н их лекции, что н цион льн я

п ртия, боясь з сохр нение древнеримских нр вов, под л

совет к к можно скорее высл ть этих философов из Рим . Но

интерес к философии был еще гор здо больше возбужден

примером Сципион Мл дшего и кружк его друзей, чем лекциями

этих трех философов. Стоик П нетий жил в доме Сципион и был

его спутником в путешествиях. В своих сочинениях он

з ним лся исключительно теми вопрос ми, которые особенно

интересов ли римлян - нр вственной философией, политикой. Он

смягчил строгость стоической мор ли, избег л чисто

теоретических исследов ний и внес в свои сочинения многое из

Пл тон и Ксенофонт . Учение эпикурейцев получило т кое же

широкое р спростр нение, к к и учение стоиков. Кроме

зн менитого тр кт т Лукреция "О природе вещей", изл г ющего

эпикурейскую философию в поэтической форме, в то же время

многие пис ли об учении Эпикур и з ним лись исследов ниями

природы, преследуя целью изб вить чит телей от суеверий и

уж с перед смертью. Эти сочинения по всей вероятности

переводы с греческого. Они не сохр нились до н ших дней, и

хотя Цицерон судит о них, быть может, слишком строго, все-

т ки из его слов видно, что изложение в них сухо и не

привлек тельно для получивших ор торское обр зов ние того

времени, исследов ния их поверхностны. З тем ст ло

известно учение перип тетиков и к демиков, последнее через

Филон , который во время войны с Митри дом (88 год) уд лился

в Рим. К учению к демиков примкнули особенно те, которые

путем р ссуждений pro и contra стремились улучшить свое

риторическое обр зов ние.

Но, все-т ки, несмотря н широкое р спростр нение

греческого обр зов ния, у римлян было некоторое

предубеждение против него. Они были горды своей собственной

житейской философией, если можно т к н зв ть их нр вственно-

политические пр вил . Но к к бы то ни было существов л

известный римский дух, был особ я римск я политик , римский

гр жд нин предст влял особый нр вственный тип. Этим римляне

долго гордились и смотрели чуть свысок н все, что этому

типу было чуждо. Н первых пор х они д же вр ждебно

относились к греческой н уке, к к к элементу, который может

способствов ть р зложению д нного тип . Большинство римлян

продолж ло ко времени Цицерон с недоверием относиться к

греческой философии, и вот эти то предр ссудки он пост р лся

р збить. О стремился обр тить н пользу римлян достижения

греческой мысли. Цицерон пол г л, что греки были либо

хорошими философ ми, либо хорошими ор тор ми, но совместить

эти две

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»