╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
который уже
р ссм трив лся им в предыдущем тр кт те - вопрос о высшем
бл ге. Римляне, согл сно своим пр ктическим взгляд м, изо
всех ч стей философии интересов лись с мой пр ктической ее
ч стью: н укой о нр вственности. Среди них более всего были
р спростр нены дв учения, р ссм трив вших подробно этот
вопрос. Это учения стоиков и эпикурейцев, которые были
противоположны друг другу. По учению стоиков Хризипп и
П нетия высшее бл го - добродетель. Если человек достиг ет
добродетели, то он безусловно сч стлив; он соединяет в себе
все совершенств . Учение высокое, но трудное для простого
человек . Он спросит: "быть нр вственным нужно, чтобы быть
добродетельным, но для чего быть добродетельным? " Между тем
человек ищет т кого основ ния для своих действий, против
которых невозможно спорить. Несомненно, что стоики
посредством своего сурового учения о добродетели, о том, к к
следует ее достиг ть, к к нужно быть твердым относительно
всех искушений жизни, выр бот ли весьм определенный
нр вственный тип, который н иболее подходил к типу римского
гр жд нин . Поэтому с мые горячие римские п триоты,
проповедов вшие древнеримскую нр вственность, и те весьм
охотно обр щ лись к стоицизму. Поэтому и Цицерон относился
доброжел тельно к стоик м, хотя и не мог вполне отд ться
стоической философии. Быть может, он д же превзошел многих
нтичных стоиков огромным мор льным п фосом своих сочинений.
С мо мор льное созн ние обл д ло для Цицерон своим
незыблемым х р ктером и было источником, иногд и
опр вд нием для многих теоретических идей. Только в своем
единстве с мор лью эти идеи ст новились очевидными и
необходимыми, превосходящими всякие с мые вероятные
суждения.
Другое учение, которое упомин ет Цицерон в связи с
учением о нр вственности, - это учение Эпикур .
Нр вственность вообще может быть основ н н р зличных
положениях. Есть для нее основ ние мет физическое, где он
является связ нной с учением обо всем мировом порядке:
нр вственность есть исполнение одной из сторон этого
порядк . З тем есть нр вственность религиозн я; в т ком
случ е ее основ нием служит з вет религии. Но тут кроме
угождения Богу мотивом для нр вственной жизни может
выступ ть еще и побуждения менее высокого свойств , именно
н гр д з жизнь, согл сную с религиозной нр вственностью.
Н конец, есть еще основ для нр вственности - польз . Вопрос
о пользе - с мый доступный для человек . Польз - это и есть
именно т цель, р ди которой все соверш ется. От т кого
положения отт лкив ются многие учения о нр вственности, но
они не сходятся в определении пользы. Польз - понятие очень
широкое иные, н пример, видят пользу в н живе. Но т к я
польз не может лечь в основу нр вственной философии, т к
к к имеет в виду отдельного человек . Между тем философское
учение должно быть приложимо ко всем, должн быть принят в
р счет и польз отдельных лиц, и польз общ я. Учение
Эпикур исходит из понятия пользы, но иным обр зом. Он
говорит, что цель - это удовольствие. Высшим бл гом он
счит л не только удовольствие физическое, но и умственное, и
нр вственное. У Эпикур есть еще н зв ние для высшего бл г ,
которое Цицерон переводил indolentia, то есть свобод от
боли или стр д ния физического, или нр вственного. Чем более
человек совершенствуется нр вственно, тем более нужно для
его сч стья, тем шире круг людей, которых он счит ет
близкими себе. А люди по своей природе, д же не особо
высокой нр вственности, не могут видеть стр д ния. Истинно
нр вственный человек успокоится только тогд 6 когд
стр д ющий получит облегчение. Т ким обр зом, вроде бы в
учении эпикурейцев нет ничего дурного. Но Цицерон не любил
этого учения и счит л, что оно совершенно противоречит его
понятиям о н зн чении человек и о его нр вственных
потребностях.
Ит к, з тронут вопрос о добродетели, и в пятой книге
уже ст вится вопрос о том, дост точно ли ее одной для
достижения сч стья - этого предел всех жел ний человек .
Цицерон обр щ ется к Пл тону, утвержд вшему, что бл женство
существует лишь т м, где природ существ достиг ет своего
совершенств . Между тем совершенство человек з ключено в
добродетели, следов тельно, без добродетели невозможно
сч стье. Непр ведный человек не может быть сч стливым. Для
подтверждения этого Цицерон обр щ ется к док з тельств м из
обл сти истории. Он приводит в пример тир нов; подробно
р сск зыв ет о тир не Сир куз Дионисии, живыми кр ск ми
рисует его бесцветную жизнь. Вообще, в "Тускул нских
бесед х", к к и в других его философских произведениях, хотя
естественно и менее, чем в реч х и письм х, нередко
проглядыв ет современн я Цицерону римск я жизнь. Больш я
ч сть обр зов нного обществ того времени с велич йшим
удовольствием и сочувствием встреч л т м и сям р ссеянные
н меки н современное общественное состояние и в особенности
н Цез ря; н меки, которые или вполне ускольз ют от н с или
возбужд ют в н с д леко не столько интерес , сколько они
должны были возбужд ть у современных чит телей. В слов х
Цицерон о н чин ющемся п дении кр сноречия (II), о прежних
времен х республики, когд еще консульское достоинство было
не менее почетно, чем в Греции побед н Олимпийских игр х
(II), когд он говорит о К тоне, который после победы н д
помпеянц ми лишил себя жизни в Утике и ст вит его н ряду с
Сокр том (I, V) и т. д. , то в этих мест х общество должно
было н ходить отр жение не только глубокого чувств
Цицерон , но и собственных взглядов и своего собственного
н строения.
Философское содерж ние " Тускул нских бесед"
з имствов но большей ч стью из греческих источников и
преимущественно из сочинений стоиков. Цицерон неоднокр тно
созн тельно утвержд ет свою з висимость от греческой
философии, причем р зных ее н пр влений. Но он весьм
убедительно говорит о необходимости именно римской
интерпрет ции греческой философии. К к уже упомин лось,
источником для третьей и четвертой книг послужили сочинения
Хризипп , в других мест х Цицерон следует сочинениям Диоген
В вилонского, П неция и Посидония, т кже перип тетик м
Теофр сту, Дике рху и Аристоксену. В первой книге многое
з имствов но из сочинений Пл тон - "Федон", "Федр", "Менон"
и др. и из сочинений к демик Кр нтон .
Но, несмотря н это, к к неоднокр тно уже з меч лось,
нельзя счит ть Цицерон единственно только переводчиком с
греческого, он с мостоятельно выск зыв ет свои суждения и н
все кл дет н цион льный римский отпеч ток. Поэтому он т к
ч сто приводит примеры из отечественной истории, вст вляет
отрывки из римских поэтов. Именно этим он прежде всего
з интересов л римскую публику. Посредством живого, отнюдь не
поучительного, "популярного" язык Цицерону уд лось
возбудить в обр зов нных римлян х любовь к философии,
котор я с этих пор ст новиться в жным звеном в системе
римского обр зов ния. Проповедуя необходимость изучения
философии, к к в жной опоры политического и ор торского
обр зов ния, Цицерон открыл в ней своим согр жд н м убежище
для дух в тяжелые минуты жизни в период велич йших
политических и нр вственных потрясений.
Ведь философия - н ш сп ситель от всех сл бостей,
ошибок и погрешностей. "В лоно ее " Цицерон с юных лет
привел " любовь и ревность к з нятиям" (Tusc. V, II).
Цицерон видел в ней основу ор торского обр зов ния, которое
все-т ки счит л гл вным своим призв нием. Но это лишь одн
сот я доля предн зн чения философии. Трудно н протяжении
всей истории философии человек , отведшего
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|