╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эрышч ёюўшэхэш  ╓шЎхЁюэр "╥єёъєырэёъшх ┴хёхф√"

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


который уже

р ссм трив лся им в предыдущем тр кт те - вопрос о высшем

бл ге. Римляне, согл сно своим пр ктическим взгляд м, изо

всех ч стей философии интересов лись с мой пр ктической ее

ч стью: н укой о нр вственности. Среди них более всего были

р спростр нены дв учения, р ссм трив вших подробно этот

вопрос. Это учения стоиков и эпикурейцев, которые были

противоположны друг другу. По учению стоиков Хризипп и

П нетия высшее бл го - добродетель. Если человек достиг ет

добродетели, то он безусловно сч стлив; он соединяет в себе

все совершенств . Учение высокое, но трудное для простого

человек . Он спросит: "быть нр вственным нужно, чтобы быть

добродетельным, но для чего быть добродетельным? " Между тем

человек ищет т кого основ ния для своих действий, против

которых невозможно спорить. Несомненно, что стоики

посредством своего сурового учения о добродетели, о том, к к

следует ее достиг ть, к к нужно быть твердым относительно

всех искушений жизни, выр бот ли весьм определенный

нр вственный тип, который н иболее подходил к типу римского

гр жд нин . Поэтому с мые горячие римские п триоты,

проповедов вшие древнеримскую нр вственность, и те весьм

охотно обр щ лись к стоицизму. Поэтому и Цицерон относился

доброжел тельно к стоик м, хотя и не мог вполне отд ться

стоической философии. Быть может, он д же превзошел многих

нтичных стоиков огромным мор льным п фосом своих сочинений.

С мо мор льное созн ние обл д ло для Цицерон своим

незыблемым х р ктером и было источником, иногд и

опр вд нием для многих теоретических идей. Только в своем

единстве с мор лью эти идеи ст новились очевидными и

необходимыми, превосходящими всякие с мые вероятные

суждения.

Другое учение, которое упомин ет Цицерон в связи с

учением о нр вственности, - это учение Эпикур .

Нр вственность вообще может быть основ н н р зличных

положениях. Есть для нее основ ние мет физическое, где он

является связ нной с учением обо всем мировом порядке:

нр вственность есть исполнение одной из сторон этого

порядк . З тем есть нр вственность религиозн я; в т ком

случ е ее основ нием служит з вет религии. Но тут кроме

угождения Богу мотивом для нр вственной жизни может

выступ ть еще и побуждения менее высокого свойств , именно

н гр д з жизнь, согл сную с религиозной нр вственностью.

Н конец, есть еще основ для нр вственности - польз . Вопрос

о пользе - с мый доступный для человек . Польз - это и есть

именно т цель, р ди которой все соверш ется. От т кого

положения отт лкив ются многие учения о нр вственности, но

они не сходятся в определении пользы. Польз - понятие очень

широкое иные, н пример, видят пользу в н живе. Но т к я

польз не может лечь в основу нр вственной философии, т к

к к имеет в виду отдельного человек . Между тем философское

учение должно быть приложимо ко всем, должн быть принят в

р счет и польз отдельных лиц, и польз общ я. Учение

Эпикур исходит из понятия пользы, но иным обр зом. Он

говорит, что цель - это удовольствие. Высшим бл гом он

счит л не только удовольствие физическое, но и умственное, и

нр вственное. У Эпикур есть еще н зв ние для высшего бл г ,

которое Цицерон переводил indolentia, то есть свобод от

боли или стр д ния физического, или нр вственного. Чем более

человек совершенствуется нр вственно, тем более нужно для

его сч стья, тем шире круг людей, которых он счит ет

близкими себе. А люди по своей природе, д же не особо

высокой нр вственности, не могут видеть стр д ния. Истинно

нр вственный человек успокоится только тогд 6 когд

стр д ющий получит облегчение. Т ким обр зом, вроде бы в

учении эпикурейцев нет ничего дурного. Но Цицерон не любил

этого учения и счит л, что оно совершенно противоречит его

понятиям о н зн чении человек и о его нр вственных

потребностях.

Ит к, з тронут вопрос о добродетели, и в пятой книге

уже ст вится вопрос о том, дост точно ли ее одной для

достижения сч стья - этого предел всех жел ний человек .

Цицерон обр щ ется к Пл тону, утвержд вшему, что бл женство

существует лишь т м, где природ существ достиг ет своего

совершенств . Между тем совершенство человек з ключено в

добродетели, следов тельно, без добродетели невозможно

сч стье. Непр ведный человек не может быть сч стливым. Для

подтверждения этого Цицерон обр щ ется к док з тельств м из

обл сти истории. Он приводит в пример тир нов; подробно

р сск зыв ет о тир не Сир куз Дионисии, живыми кр ск ми

рисует его бесцветную жизнь. Вообще, в "Тускул нских

бесед х", к к и в других его философских произведениях, хотя

естественно и менее, чем в реч х и письм х, нередко

проглядыв ет современн я Цицерону римск я жизнь. Больш я

ч сть обр зов нного обществ того времени с велич йшим

удовольствием и сочувствием встреч л т м и сям р ссеянные

н меки н современное общественное состояние и в особенности

н Цез ря; н меки, которые или вполне ускольз ют от н с или

возбужд ют в н с д леко не столько интерес , сколько они

должны были возбужд ть у современных чит телей. В слов х

Цицерон о н чин ющемся п дении кр сноречия (II), о прежних

времен х республики, когд еще консульское достоинство было

не менее почетно, чем в Греции побед н Олимпийских игр х

(II), когд он говорит о К тоне, который после победы н д

помпеянц ми лишил себя жизни в Утике и ст вит его н ряду с

Сокр том (I, V) и т. д. , то в этих мест х общество должно

было н ходить отр жение не только глубокого чувств

Цицерон , но и собственных взглядов и своего собственного

н строения.

Философское содерж ние " Тускул нских бесед"

з имствов но большей ч стью из греческих источников и

преимущественно из сочинений стоиков. Цицерон неоднокр тно

созн тельно утвержд ет свою з висимость от греческой

философии, причем р зных ее н пр влений. Но он весьм

убедительно говорит о необходимости именно римской

интерпрет ции греческой философии. К к уже упомин лось,

источником для третьей и четвертой книг послужили сочинения

Хризипп , в других мест х Цицерон следует сочинениям Диоген

В вилонского, П неция и Посидония, т кже перип тетик м

Теофр сту, Дике рху и Аристоксену. В первой книге многое

з имствов но из сочинений Пл тон - "Федон", "Федр", "Менон"

и др. и из сочинений к демик Кр нтон .

Но, несмотря н это, к к неоднокр тно уже з меч лось,

нельзя счит ть Цицерон единственно только переводчиком с

греческого, он с мостоятельно выск зыв ет свои суждения и н

все кл дет н цион льный римский отпеч ток. Поэтому он т к

ч сто приводит примеры из отечественной истории, вст вляет

отрывки из римских поэтов. Именно этим он прежде всего

з интересов л римскую публику. Посредством живого, отнюдь не

поучительного, "популярного" язык Цицерону уд лось

возбудить в обр зов нных римлян х любовь к философии,

котор я с этих пор ст новиться в жным звеном в системе

римского обр зов ния. Проповедуя необходимость изучения

философии, к к в жной опоры политического и ор торского

обр зов ния, Цицерон открыл в ней своим согр жд н м убежище

для дух в тяжелые минуты жизни в период велич йших

политических и нр вственных потрясений.

Ведь философия - н ш сп ситель от всех сл бостей,

ошибок и погрешностей. "В лоно ее " Цицерон с юных лет

привел " любовь и ревность к з нятиям" (Tusc. V, II).

Цицерон видел в ней основу ор торского обр зов ния, которое

все-т ки счит л гл вным своим призв нием. Но это лишь одн

сот я доля предн зн чения философии. Трудно н протяжении

всей истории философии человек , отведшего

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»